Синология.Ру

Тематический раздел


К биобиблиографии В.Е. Еремеева

 
 
Статья подготовлена во исполнение работ по гранту РГНФ 12-33-09010 «Энциклопедия российского китаеведения»
 
Безвременный уход из жизни замечательного учёного-подвижника Владимира Евстегнеевича Еремеева (1953–2011) – невосполнимая утрата не только, для всех, кто знал его лично, но и для российской науки, в которой он прокладывал свой уникальный путь-дао. Утешающим и вдохновляющим свидетельством того, что этот смелый поход одинокого и беззаветного странника в таинственную страну духовных сокровищ не прервался с уходом в мир иной, стали посмертные публикации о нём и, что ещё важнее, его собственных работ (прежде всего стараниями отца – Евстегнея Ивановича Еремеева).
 
В конце 2011 г. была напечатана обширная (более 500 страниц) монография «Традиционная наука Китая», презентация которой прошла на ежегодной 42-й конференции «Общество и государство в Китае» 27-го марта 2012 г. в Институте востоковедения РАН. На ней с воспоминаниями о несравненных личных качествах коллеги и высокими оценками его научных достижений выступили директор издательской фирмы «Восточная литература» к.и.н. С.М. Аникеева, заведующий отделом Китая ИВ РАН д.филос.н. А.И. Кобзев, заведующая сектором восточных философий Института философии РАН д.филос.н. В.Г. Лысенко и сотрудник этого сектора к.филос.н. С.Ю Рыков. Тогда же в 6-м выпуске «Учёных записок Отдела Китая», включающем в себя XLII-й том материалов означенной конференции, увидел свет раздел «Наука в эпохи Юань и Мин», написанный для ныне готовящейся 10-томной «Истории Китая» под редакцией академика С.Л. Тих­винского. Позднее вышли из печати популярный, выдержавший уже пятое издание учебник «Философия» под редакцией В.Д. Губина и Т.Ю. Сидориной (М., 2012) с разделом «Китайская философия» и научный журнал «Метафизика» с двумя статьями (М., 2012, № 1/3).
 
Наконец, совсем недавно вышла ещё одна монография В.С. Еремеева, отражающая его скрупулёзные и широкомасштабные изыскания в истории мировой науки и техники, а также оригинальные теоретические выкладки о перспективах научного развития человечества. Свои смелые научные идеи он с одинаковой простотой излагал и в дружеских беседах, и в высоких научных инстанциях. К примеру, пишущий эти строки был свидетелем его весьма живой и продолжительной дискуссии со знаменитым учёным, президентом Национального исследовательского центра «Курчатовский институт» академиком Е.П. Велиховым в октябре 2010, когда мы вместе посетили прославленный Курчатник по приглашению его директора члена-корреспондента РАН М.В. Ковальчука. Там же после экскурсии в музей, посвящённый одному из главных достижений отечественной науки – атомному проекту, В.Е. Еремеев как символический наследник воссел на научный трон – кресло И.В. Курчатова перед письменным столом в его личном кабинете.
 
В стремлении к совмещению исторической ретроспективы с теоретической перспективой он следовал выдающемуся образцу сочетания историко-научной, философской и культурологической мысли, преподнесённому всему человечеству пионером и патриархом синологического науковедения Дж. Нидэмом (J. Needham, 1900–1995). Остаётся только уповать на то, чтобы посмертное бытие трудов нашего учёного было столь же благополучно, как у его великого английского предшественника и вдохновителя.
 
В ч. 1 т. XLII НК ОГК (Учёные записки Отдела Китая. Вып. 6. М., 2012) к написанному автором этих строк некрологу В.Е. Еремеева была приложена библиография его трудов (с. 7–10). Ниже предлагается её дополнение с сохранением нумерации и новая рубрика публикаций о нём.
 
Монографии
8. Введение в историю мировой науки и техники: Проспект курса лекций. М.: Изд. фирма «Восточная литература», 2012.
 
Статьи и доклады в  сборниках и журналах
44. Картина мира традиционной китайской науки // Метафизика. Научный журнал / Под ред. Ю.С. Владимирова. М., 2012, № 1 (3). С. 60–68.
45. Триграммы «Книги перемен» как символы взаимодействий // Метафизика. Научный журнал. М., 2012, № 1 (3). С. 156–166.
46. Библиография к статье «Наука в эпохи Юань и Мин»// 42-я научная конференция «Общество и государство в Китае». Т. XLII (Учёные записки Отдела Китая. Вып. 7). Ч. 3. М., 2012.
 
Публикации о В.Е. Еремееве и его трудах
1. Кобзев А.И. Еремеев Владимир Евстегнеевич // 42-я научная конференция «Общество и государство в Китае». Т. XLII (Учёные записки Отдела Китая. Вып. 6). Ч. 1. М., 2012. С. 5–10.
2. Кобзев А.И. Памяти Владимира Евстегнеевича Еремеева (1953–2011) // Метафизика. Научный журнал. М., 2012, № 1 (3). С. 183–184.
3.  Кобзев А.И. Еремеев Владимир Евстегнеевич  // Восток. 2012, № 3.
4. Кобзев А.И. Еремеев Владимир Евстегнеевич // Проблемы Дальнего Востока. 2012, № 3.
5. Кобзев А.И. Искатель Великого предела // Введение в историю мировой науки и техники: Проспект курса лекций. М., 2012.
6. Кобзев А.И. К биобиблиографии В.Е. Еремеева // 42-я научная конференция «Общество и государство в Китае». Т. XLII (Учёные записки Отдела Китая. Вып. 7). Ч. 3. М., 2012.
7. Рыков С.Ю. Методология науки и философии // Духовная культура Китая: энциклопедия. Т. 5: Наука, техническая и военная мысль, здравоохранение и образование. М., 2009. С. 662–668.
8. Рыков С.Ю. Российские синологи о методологии китайской науки и философии // Кросскультурное взаимодействие в Азии: теория и практика: Ежегодник – 2010: Сб. статей  / Под ред. Н.С. Кирабаева, А.М. Ушакова, А.Г. Юркевича. М., 2010. С. 156–169.
9. Рыков С.Ю. «Символы и числа» Владимира Евстегнеевича Еремеева // 42-я Научная конференция «Общество и государство в Китае». Т. XLII . Ч. 1. М, 2012. С. 11–14.
 
Ст. опубл.: Общество и государство в Китае: Т. XLII, ч. 3 / Редколл.: А.И. Кобзев и др. – М.: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт востоковедения Российской академии наук (ИВ РАН), 2012. – 484 стр. –  (Ученые записки ИВ РАН. Отдела Китая. Вып. 7 / Редколл.: А.И.Кобзев и др.). С. 468-470.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ
Дух даосизма и гуманитарная (жэнь-вэнь) этика



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.