Синология.Ру

Тематический раздел


Дунлиньское наследие Ван Ян-мина

 
 
Исследование осуществлено при финансовой поддержке РГНФ, проект №  11-03-00338а.
 
Дунлиньская школа (Дунлинь сюэ-пай 东林学派) – влиятельное течение в неоконфуцианстве конца XVI — начала XVII в., возникшее под влиянием идей Ван Ян-мина (1472-1529) благодаря усилиям Гу Сянь-чэна 顾宪成(1550-1612) и Гао Пань-луна 高攀龙 (1562-1626). Получило название по имени частной академии Дунлинь (Дунлинь шу-юань — Книжная палата Восточного леса), созданной в 1604 г. в восточном лесном предместье г. Уси (современная провинция Цзянсу) на месте школы, основанной в нач. XII в. Ян Ши (1053-1135), учеником братьев Чэн Хао (1032-1085) и Чэн И (1033-1107), и закрытой в XIII в. В написанном ее современником У Ин-цзи 吴应基 (1594-1645) «Докладе о дунлиньской группировке» («Дунлинь дан и» 东林党议), включенном (цз. 66) в составленный Гу Ин-таем 谷应泰 (умер после 1689 г.) самый ранний обобщающий труд об эпохе Мин «Мин-ши цзи-ши бэнь-мо» 明史纪事本末 («История [эпохи] Мин в записях событий от начала до конца», 1656 г.,публикации: 1658, 1933, 1934 гг), сказано: «Восточный лес (Дунлинь) – это чаща талантов Поднебесной (тянь-ся чжи цай-соу 天下之才薮). Те, кого здесь почитали основоположниками, по большей части держались чистых и возвышенных ориентиров, но некоторые выправляли людей чересчур сурово; водружали высокие и светлые знамена, но некоторые выносили суждения слишком глубокие. Можно сказать, что они не следовали середине, и нельзя сказать, что не впадали в крайности» [6, кн. 10, с. 15].

Гу Сянь-чэн
 
Философ-неоконфуцианец, ученый и литератор, сановник и государственный деятель Гу Сянь-чэн (имя-цзы Шу-ши, прозв. Цзин-ян, Дунлинь-сянь-шэн – Дунлиньский господин) родился 17 сентября 1550 г. в поселке Цзинли у г. Уси (современная провинция Цзянсу), в семье богатого торговца, из четырех сыновей которого двое младших – он и Гу Юнь-чэн 顾允成 (1554-1607) достигли  высшей ученой степени цзинь ши. Сам имел двух сыновей, родившихся в 1574 и 1580 гг. В 1576 г. удостоился звания цзе юань 解元, заняв первое место на провинциальном экзамене на степень цзюй жэнь, а в 1580 г. стал цзинь ши.
 
Прослужил два года (1580-1582) в налоговом минестерстве и год в министерстве личного состава, сразу примкнув к критически настроенным ученым-чиновникам, выступавших в форме «чистых/чистосердечных обсуждений» (цин и  清议) за соблюдение правительством конфуцианских идеалов. Вместе с одним из лидеров этого движения, своим сослуживцем Чжао Нань-син 赵南星 (1550-1628), в 1582 г., рискуя карьерой, отказался участвовать в придворном буддийском богослужении за здравие находившегося при смерти влиятельного сановника. В 1583 г. выступил в защиту наказанного за критику экзаменационной коррупции дружественного сановника Ли Сань-цая 李三才(умер в  1623 г.), что описал в «И сы лу» 以俟录 («Записи об использовании ожидания»). После этого ушел в отставку и прожил три года дома.
 
Осенью 1586 г. вернулся в Пекин на службу в министерстве личного состава, но уже через полгода за доклад трону в поддержку сторонников «чистых обсуждений» был понижен на три ранга и отправлен на периферию помошником мэра г. Гуйянчжоу (современная  провинция Хунань). На следующий год он стал судьей области Чучжоуфу провинции Чжэцзян, но вскоре опять вернулся на родину для соблюдения траура по умершей матери.
 
В 1592 г. беспрецедентным образом был возвращен в министерство личного состава по указанию самого министра. Затем стал заместителем  главы управления пожалований, главой управлений оценок и назначений. В начале 1593 г. принял участие в борьбе сторонников «чистых обсуждений» за законное назначение престолонаследником не Чжу Чан-сюня 朱常洵 (1586-1641) – третьего сына императора от фаворитки Чжэн-гуй-фэй 郑贵妃 (около 1568 – 1630), а его первенца - Чжу Чан-ло 朱常洛 (Гуан-цзун 光宗, 1582-1620, правление: 1620 г.), впоследствии взошедшего на престол, но правившего меньше месяца и загадочно умершего, что послужило развитию нового связанного с его именем скандала при следующем царствовании. В результате очередной схватки придворных группировок за высшие посты в 1594 г. Гу Сянь-чэн был уволен и разжалован, в 1601 г. в связи с назначением Чжу Чан-ло престолонаследником восстановлен в званиях, но на службу больше не возвращался.
 
Еще служа в Пекине, он начал страдать обмороками и, оказавшись на родне, тяжело проболел до осени 1596 г. Затем занялся преподаванием и снискал такую популярность, что был вынужден вместе с братьями построить для этого специальное здание с Залом Единения людей (Тун жэнь тан  同人堂). Некоторые его ученики стали впоследствии видными государственными деятелями. Тогда же начал вести философский дневник «Сяо-синь-чжай чжа цзи»  小心斋劄记 («Выписки и записки из Кабинета Осторожного сердца»). По предложению Гао Пань-луна в 1603-1604 гг. вместе с единомышленниками и прежде всего Гу  Юн-чэном воссоздал находившуюся примерно в 20 км от его родового гнезда в Цзинли академию Дунлинь и стал публиковать сборники «Протоколов обсуждений» («Шан юй» 商语).
 
Несмотря на постоянный интерес к политике, выразившийся, в частности, в издании в 1609 г. двух эссе о борьбе у трона «У янь» 寤言 («Слова при пробуждении») и «Мэй янь» 寐言 («Слова во сне»), в начале 1609 г. под предлогом нездоровья отклонил одобренное императором назначение на пост заместителя главы управления придворных приемов. В 1610 г. его еще дважды рекомендовали на руководящие должности, но император уже никак не реагировал. Эти перипетии 1609-1610 гг. Гу Сянь-чэн отразил в «Цзы фань лу» 自反录 («Записи о самопроверке»). В 1610 г. опубликовал восемь своих произведений под заглавием «Цзин гао ба шу» («Восемь книг с речного берега», «речной берег» - аллюзия Цзинли), куда вошли два трактата о «Да сюэ» («Великое учение») - «Да сюэ тун као» 大学通考 («Общее исследование “Великого учения”») и «Да сюэ чжи янь» 大学质言 («Настоящие слова о “Великом учении”»). Об особой значимости первой книги «Четверокнижия» («Сы шу») свидетельствует то, что из пяти трактатов о нем ей Гу Сянь-чэн посвятил три. В 1611 г. он издал собрание сочинений «Цзин гао цзан гао» 泾皋藏稿 («Рукописи из хранилища на речном берегу», в 22 цз.), которое вместе с «И сы лу» будучи прибавленным к «Цзин гао ба шу»,  образовало «Цзин гао ши шу» 泾皋十书 («Десять книг с речного берега»), а 6 июня следующего года скончался. Официальные посмертные почести ему были утверждены в 1622 г., в 1625 г. отменены, но в 1629 г. вновь установлены с присвоением почетного имени Дуань-вэнь 端文(Основоположения культуры).
 
Гу Сянь-чэн, являясь учеником Сюэ Ин-ци 薛应旂 (1500-1573), учившегося у Оуян Дэ 欧阳德 (1496-1554), принадлежал к третьему поколению последователей Ван Ян-мина, однако подвергал критике не только наиболее радикальных, склонявшихся к даосизму и буддизму, вступавших в конфронтацию с официальной идеологией  янминистов тайчжоуской школы, но и самого Ван Ян-мина за отождествление «сердца/сознания» (синь ) и «принципа» (ли), признание «сущности (ти ) сердца/сознания» лишенной добра и зла (шаньэ 善恶) и за учение о спонтанности (у ) нравственного чувства. Эта критика выражена прежде всего в «Хуань цзин лу» 还经录 («Записи о возвращении к канонам», 1597 г.), расширенной версии последнего - «Чжэн син бянь» 证性编 («Сочинение о реализации природы», 8 цз., 1600 г.) и «Дан-ся и» 当下绎 («Раскрытие моментальности [постижения]», 1608 г.). Из тезиса Мэн-цзы о врожденной доброте (шань) «[индивидуальной] природы» (син  ) человека Гу Сянь-чэн выводил положение о наличии добра в «сущности сердца». Вслед за Чжу Си отстаивал воспитуемость (сю ) нравственного чувства, вместе с тем главным условием его развития, подобно Чжоу Дунь-и (1017-1073) и Ян Ши, считал медитативное состояние самоуглубленного «покоя» (цзин  ), «покойного сидения» (цзин цзо 静坐), т.е. выступал за нравственное саморазвитие под контролем разума, а не эмоций.
 
В 1630 г. увидело свет первое посмертное «Собрание [сочинений] Гу князя Основоположений культуры» («Гу Дуань-вэнь-гун цзи» 顾端文公集). Его праправнук Гу Чжэнь-гуань 顾贞观 (род. 1637 г.) в 1694 г. издал составленное на основе семейных архивов «Погодичное жизнеописание Гу князя Основоположений культуры» («Гу Дуань-вэнь-гун нянь пу» 顾端文公年谱), а около 1698 г. – почти полное собрание сочинений «Гу Дуань-вэнь-гун и шу» 顾端文公遗书 («Писания, оставленные Гу князем Основоположений культуры»), которое было переиздано в 1877 г.
 
Гао Пань-лун
 
Второй создатель дунлиньской школы, также видный философ-неоконфуцианец, ученый и литератор, сановник и государственный деятель Гао Пань-лун (имена Юнь-цун, Цунь-чжи, прозв. Цзин-и) родился 13 августа 1562 г. в г. Уси в многодетной, с семью сыновьями, семье преуспевающего землевладельца Гао Дэ-чжэна 高得征 (умер в 1596 г.), но был усыновлен не имевшим сына младшим братом деда по отцовской линии Гао Цзяо 高校 (умер в 1589 г.). В 1581 г. женился, родил двоих сыновей. В 1582 г. успешно сдал экзамен на вторую ученую степень цзюй жэнь, однако, соблюдая траур по смерти приемной матери, в 1584 г. не принял участия в столичном экзамене на  высшую степень  цзинь ши. Пребывая в родном Уси, в 1586 слушал лекции своего земляка Гу Сянь-чэна. В 1588 г. поступил в Государственный университет в Южной столице Нанкине, а в следующем году стал цзинь ши, но опять же из-за смерти в этом 1589 г. приемного отца получил служебное назначение только в 1592 г.
 
Служа в Пекине в курьерском департаменте (син-жэнь-сы 行人司) и имея доступ к его богатой библиотеке, увлекся штудированием основоположников неоконфуцианства  Чэн Хао, Чэн И, Чжу Си и составил из их произведений две компиляции «Жи син бянь» 日省编 («Собрание ежедневных [само]анализов») и «Чун чжэн бянь» 崇正编 («Собрание почтенной ортодоксии»), которые потом легли в основу «Эр Чэн цзе яо» 二程节要 («Извлечение главного [из трудов] двух [братьев] Чэн», 6 цзюаней). Тогда же представил трону доклад в защиту созданной неоконфуцианцами эпохи Сун канонической интерпретации «Да сюэ» («Великое учение»), которую ранее подверг ревизии Чжан Ши-цзэ 张世则 (XVI в.) в «Да сюэ чу и» 大学初义 («Начальный смысл “Великого учения”»). Доклад получил высочайшее одобрение, однако уже в 1593 г. в результате поражения в придворной борьбе с влиятельными евнухами его покровителей и друзей Гао Пань-лун был понижен в должности и отправлен тюремным смотрителем в захолустный уезд Цзеян далекой провинции Гуандун.
 
По пути туда в лодке на реке под влиянием слов Чэн Хао о зависимости всего сущего от человека испытал «молниеподобное» озарение, осознав полное слияние с космическим процессом «великих превращений» (да хуа 大化) и «отсутствие границ между Небом и Землей, внутренним и внешним» («Кунь сюэ цзи»). Это утвердило  в нем понимание «сердца/сознания» (синь) как всеобъемлющей «великой пустоты» (тай сюй 太虚), в которой снимается «иллюзорное» различие между жизнью и смертью, и укрепило в позиции «обыденной просветленности», аскетического альтруизма и стоического принятия должной смерти.
 
В 1594 г. после трех месяцев унизительной службы ему было ниспослано разрешение вернуться на родину, куда он и прибыл в начале 1595 г., а в следующем году смерть его родных отца и матери привели к тому, что начался 25-летний период его пребывания за штатом и активной научной, педагогической, литературной и публицистической деятельности.
 
С 1604 г. центром таковой стала восстановленная в предместье Уси академия Дунлинь, которую он возглавил в 1612 г. после смерти Гу Сянь-чэна. В отличие от последнего Гао Пань-лун делал упор на научно-философскую, а не социально-политическую проблематику. Как и Гу Сянь-чэн, объективно находясь в русле ассимилировавшего даосско-буддийские идеи учения Ван Ян-мина и созданного им направления, субъективно он пытался предстать последователем ортодоксального сунского неоконфуцианства, что, в частности, выразилось как в публикации «Чжу-цзы цзе яо»  朱子节要 («Извлечение главного [из трудов] Учителя Чжу [Си]», 14 цзюаней, 1602 г.) и  комментариев к главному труду Чжан Цзая (1020-1078) «Чжэн мэн цзи чжу» 正蒙集注 («“Исправление невежественной незрелости” с собранием комментариев», 1603 г.), так и критикующих янминизм с буддизмом трактатов «Ян-мин шо бянь» 阳明说辨 («Распознание учения Ян-мина») и «И дуань бянь» 异端辨 («Распознание ересей», 1605 г.). С другой стороны, подобно самому Ван Ян-мину, Гао Пань-лун переиздал исправленный сунскими неоконфуцианцами «Гу бэнь Да сюэ» 古本大学 («“Великое учение” в древнем оригинале», 1611 г.) и трактат о даосско-буддийской сидячей медитации «Цзин цзо шо» 静坐说 («Изъяснение спокойного сидения», 1613 г.; англ. пер.: [23, p. 199-200]).
 
Много усилий им было уделено комментированию конфуцианской классики: «Чунь цю цзи чжу» 春秋集注 («“Весны и осени” с собранием комментариев», 12 цзюаней) / «Чунь цю Кун и» 春秋孔义 («“Весны и осени” в осмыслении Конфуцием»), «Мао ши цзи чжу» 毛诗集注 («“[Канон] стихов/песен” [в предании] Мао с собранием комментариев»), «Чжоу и Кун и» 周易孔义 («“Чжоуские/Всеохватные перемены” в осмыслении Конфуцием», 3 цзюаня) / «Чжоу и и цзянь шо» 周易易简说 («“Чжоуские/Всеохватные перемены” в “легком и простом” изъяснении»; «легкое и простое» - парные термины из раздела «Си цы чжуань» - «Предание привязанных афоризмов» в «Чжоу и»), «Сы шу цзян и» 四书讲义 («Объяснение смысла “Четверокнижия”», 1 цзюань). Свой духовный путь он описал в автобиографическом очерке «Кунь сюэ цзи»  困学记 («Записки о “научении через нужду/трудности”», 1614 г.; англ. пер.: [23, p. 121-134]), повторившем заглавие аналогичного опуса Ху Чжи 胡直 (1517-1585), который использовал определение  низшего вида познания  - «научения через нужду/трудности» из  «Лунь юя» (XVI, 9) и «Чжун юна» (чжан 20).
 
Располагая значительными материальными средствами, унаследованными от приемного и родного отца, Гао Пань-лун широко использовал их для помощи нуждающимся. В 1614 г. организовал местное благотворительное Общество единящего добра (Тун шань хуй  同善会). Благодаря этой деятельности к 60-летию в 1621 г. был удостоен на родине официального чествования (сян инь 乡饮). Социальную активность сочетал со стремлением к одиночеству и покою, порой месяцами предаваясь медитативной практике. Для этого соорудил себе на берегу реки пристанище под названием Кэ-лоу 可楼 (Башня допустимого). В 1621 г. при новом императоре Си-цзуне (Чжу Ю-цзяо, 1605-1627, правление: 1620-1627)  благодаря поддержке обретших власть дунлиньцев был призван ко двору на должность помошника главы пиршественного приказа (гуан-лу-сы-чэн  光禄寺丞), затем получил ряд высоких постов: заместителя главы ревизионной палаты (да-ли-сы ю-шао-цин  大理寺右少卿) и главы императорской конюшни (тай-пу-цин  太仆卿) в 1622 г.,вице-министра министерства наказаний (син-бу ю-ши  刑部右侍) в 1623 г., главного цензора (цзо-ду-юй-ши  左都御史) в 1624 г.
 
В этот период вступил в борьбу с влиятельным антидунлиньцем, главой государственной канцелярии (нэй-гэ  内阁) Фан Цун-чжэ 方从哲 (умер в 1628 г.), которого, в частности, потребовал наказать за отравление «красной пилюлей» (хун вань 红丸) императора Гуан-цзуна (Чжу Чан-ло). За это в 1622 г. сам был лишен годового жалованья, после чего в начале 1623 г. ушел в отставку и вернулся в Уси, но уже в конце года вновь получил приглашение на службу в Пекин. В результате интриг главного противника дунлиньцев, всесильного фаворита Вэй Чжун-сяня 魏忠贤 (1568-1627), в молодости ставшего евнухом для расплаты с карточным долгом, осенью 1624 г. подал в отставку и убыл в Уси, где в начале лета 1625 г. был лишен чинов и разжалован в простолюдины. Официальным поводом стало самовольное наказание им чиновника, сославшего его младшего брата Гао Жу-линя 高如麟 простым солдатом на границу за мошенничество на провинциальном экзамене на степень цзюй жэнь.  
 
Почти год Гао Пань-лун у себя на родине пытался сопротивляться репрессиям против дунлиньской школы, чествуя ее арестованных и казненных членов, препятствуя разрушению здания академии. Однако когда 12 апреля 1626 г. в Уси прибыл императорский охранник для его ареста, он последовал примеру великого поэта Цюй Юаня (около 348 – около 278 до н.э.) и утопился, указав в предсмертном послании в Пекин, что «позор даже бывшего высокопоставленного сановника есть также позор государства». После смерти Си-цзуна и самоудушения авантюриста Вэй Чжун-сяня при следующем императоре Сы-цзуне (Чжу Ю-цзянь, 1611-1644, правление: 1627-1644) в 1629 г. Гао Пань-луна вместе с другими дунлиньцами реабилитировали, пожаловав высокими чинами и посмерным почетным именем Чжун-сянь 忠宪 (Верный и Образцовый).
 
Биографию Гао Пань-луна составил его любимый ученик и земляк Хуа Юнь-чэн 华允诚 (1588-1648), а посмертное собрание сочинений в 12 цзюанях «Гао-цзы и шу» 高子遗书 («Произведения, оставленные Учителем Гао») другой ученик Чэнь Лун-чжэн 陈龙正 (1585-1645). Оно было опубликовано в 1632 г. и переиздано в 1689 и 1876 гг.  «Полное собрание [сочинений] Учителя Гао» 高子全集 («Гао-цзы цюань цзи») опубликовал в 1742 г. еще один уроженец Уси - Хуа Си-минь 华希闵 (1682-1742), но после запрета на произведения Гао Пань-луна в 1780-е гг. от него сохранились лишь несколько экземпляров.
 
В «прагматических» (ши-цзянь 实践, ши-син  实行) взглядах Гао Пань-луна, соединяющих социальную практику начетничества с индивидуальной практикой медитации, наиболее ярко выразилась общая тенденция дуньлиньской школы к согласованию внутренней свободы личности с нормами общественной жизни путем отказа от признанного предшествовавшим неоконфуцианством (особенно чжусианством) дуализма метафизической «абсолютно доброй» (чжи шань 至善) «коренной» (бэнь ) природы человека и его физической «пневменной» (ци ) природы, проникнутой и добром, и злом. С одной стороны, вслед за Чжу Си он утверждал, что «выверение вещей (гэ у 格物) – это исчерпание принципов (ли)» и «если имеются вещи (у ), то имеются законы (цзэ ), которые суть высшее благо/абсолютное добро (чжи шань)», с другой – подобно Ван Ян-мину – что «истинно (чжэнь ) можно выверить вещи» только исчерпанием принципов, «обращающим поиск к своей телесной личности (шэнь  )», ибо «сердце и принцип едины, а ныне люди в разговорах и писаниях о вещах подразумевают внешние вещи, не зная, что те являются внешними, если не исчерпаны их принципы; когда же исчерпаны, тогда принцип и есть это сердце» (цит. по: [14, цз. 58]).
 
По инициативе Гао Пань-луна и при поддержке местной власти Гу Сянь-чэн с единомышленниками в 1603 г. начал строить дунлиньскую академию, которая включала также молельню, посвященную Ян Ши (Дао-нань цы  道南词), и небольшой храм Конфуция (Янь-цзюй мяо  燕居庙). Она была открыта 29 ноября – 1 декабря 1604. Вместе с братом Гу Юнь-чэном Гу Сянь-чэн разработал ее устав «Дунлинь хуй юэ» 东林会约 («Положение о Дунлиньском сходе»), где перечислялись «Правила ученичества в Пещере белого оленя» («Бай-лу дун сюэ-гуй» 白鹿洞学规), название которых подчеркивало преемственность традиций знаменитого в прошлом учебного заведения, возглавлявшегося Чжу Си. Предписывалось ежегодно проводить весной одно большое собрание и  восемь малых раз в месяц. Собрания длились не менее трех дней и включали в себя лекции,  главным образом посвященные различным частям «Четверокнижия» («Сы шу»), медитативные упражнения и коллективные песнопения по окончании заседаний. С 1608 г. стали дополнительно проводить осенью выездное большое заседание в одном из трех других аналогичных учреждений. После смерти Гу Сянь-чэна в 1612 г. распорядителем академии, объединявшей более 300 членов, стал Гао Пань-лун. Дунлиньская школа имела тысячи последователей, образовывавших дочерние академии. Наиболее активные ее сторонники именовались дунлиньской группировкой (Дунлинь дан), которую иногда называют «первой политической организацией» (Л.В. Симоновская, 1960), или «партией». Ее ядро составляли государственные деятели, репрессированные в начале 1590-х гг. В десятке сохранившихся их списков  значатся от 35 до 393 имен. В основе выражавшихся ими оппозиционных настроений лежало стремление к восстановлению исконных норм и ценностей конфуцианской этики в качестве главных регуляторов жизни общества в условиях политического кризиса династии Мин (1368–1644).
 
В 1620 г. в результате восшествия на престол Чжу Ю-цзяо (Си-цзун)  дунлиньцы пришли к власти, но уже в середине 1620-х  гг. потерпели поражение от царедворцев во главе с Вэй Чжун-сянем и подверглись жестким репрессиям вплоть до лишения должностей и званий, конфискации собственности и казни. В 1625 г. академия была запрещена и разрушена. Весной 1626 г. подверглись аресту семь ее видных представителей и шесть из них погибли от пыток в дворцовой тюрьме, а глава академии Гао Пань-лун под угрозой подобной же участи покончил с собой. Для обоснования подобных действий тогда же, в 1626 г. авантюрист Вэй Чжун-сянь инспирировал публикацию обширного официального опуса антидунлиньской направленности «Сань-чао яо-дянь» 三朝要典 («Главные документы о трех царствованиях», 24 цзюаня), тираж которого вскоре после смены режима был в 1628 г. почти полностью уничтожен. Вскоре, в 1628–1629 гг. академия была восстановлена под началом У Гуй-сэня 吴桂森, ученика Гао Пань-луна, после смерти которого в 1632 г. бездействовала до 1643 г., когда ее возглавил племянник Гао Пань-луна Гао Ши-тай 高世泰 (1604-1676?). В 1680-х гг. она стала государственным учреждением, в середине XIX в. сгорела во время тайпинского восстания и затем опять была восстановлена, а в ХХ в. превратилась в обычную школу.
 
Идейно дунлиньцы противостояли главным образом тайчжоуским последователям (Тайчжоу сюэ-пай  泰州学派) Ван Ян-мина и стремились обосновать целостность человеческого существования, в котором внутренняя свобода личности согласуется с нормами социальной жизни. Ими, по определению В.В. Малявина, «главное внимание уделялось мотивам “трудностей учения” и жертвенного служения моральному идеалу. В противоположность нарочитой раскованности “народных философов” из школы Тайчжоу, вожди Дунлинь подчеркивали тяготы духовного бдения, которое они нередко воспроизводили в тяготах физических, например пускаясь в долгие и трудные странствия, отказываясь от бытового уюта, долгими часами практикуя “покойное сидение”» [3, с. 139-140]. Дрейфуя от янминизма к чжусианству и критикуя отдельные аспекты того и другого, ратуя за преодоление даосско-буддийских влияний и ориентируясь на ханьское конфуцианство, дунлиньская школа подготовила возникновение при династии Цин (1644–1911) «непосредственного», или «ханьского», учения (пу-сюэ 朴学, хань-сюэ 汉学).
 
Почти все историки конца эпохи Мин симпатизировали дунлиньской школе. Биографии более 180 ее представителей описал Чэнь Дин 陈鼎 (XVII в.) в «Дунлинь ле-чжуань» 东林列传 («Жизнеописания дунлиньцев», 24 цзюаня). Ее идейно-политическую борьбу в период 1593-1643 гг. осветил Цзян Пин-цзе 蒋平阶 (XVII в.) в «Дунлинь ши-мо» 东林始末 («Начало и конец Дунлиня», 1 цзюань). Философские взгляды дунлиньцев отражены в классическом историко-философском трактате Хуан Цзун-си (1610-1695) «Мин-жу сюэ-ань» 明儒学案 («Отчет об учениях конфуцианцев [эпохи] Мин», цз. 58-61).
 
Литература
1. Кобзев А.И. Философия китайского неоконфуцианства. М., 2002, с. 397–400 (также см. указатель).
2. Кобзев А.И. Гао Пань-лун; Гу Сянь-чэн; Дунлинь-сюэпай // Духовная культура Китая: энциклопедия. Т. 1: Философия. М., 2006, с. 195, 215, 251.
3. Малявин В.В. Сумерки Дао. Культура Китая на пороге Нового времени. М., 2000, с. 140-141.
4. Политическая организация Дунлинь и ее деятели / Пер. Н.Х. Ян // Хрестоматия по истории Китая в средние века. М., 1960, с. 123–134.
5. Щуцкий Ю.К. Китайская классическая «Книга перемен» / Сост. А.И. Кобзев. М., 2003, с. 122-123, 163.
6. Гу Ин-тай. Мин ши цзи ши бэнь мо (История [эпохи] Мин в записях событий от начала до конца). Шанхай, 1934, кн. 10, с. 1-24.
7. Дунлинь бе шэн (Дополнительные свидетельства о Дунлине). Гуанчжоу, 1958.
8. Дунлинь шуюань чжи (Анналы Дунлиньской академии). [Б.м.], 1881.
9. Ли Цин. Сань чао е цзи (Вольные записки о трех царствованиях). [Б.м.], 1951, Шанхай, 1982.
10. Ли Шу-цзэн и др. Чжунго Мин дай чжэсюэ (Китайская философия эпохи Мин). Чжэнчжоу, 2002, с. 1300-1336.
11. Ли Янь. Дунлинь дан цзи као (Исследование литературы Дунлиньской группировки). Пекин, 1957.
12. Се Го-чжэнь. Мин Цин чжи цзи дан-шэ юнь-дун као (Исследование деятельности группировок и сообществ на рубеже [эпох] Мин и Цин). Шанхай, 1934.
13. Хоу Вай-лу, Цю Хань-шэн, Чжан Ци-чжи и др. Сун Мин ли сюэ ши (история учения о принципе эпох Сун и Мин). Т. 2. Пекин, 1987, с. 551-606.
14. Хуан Цзун-си. Мин жу сюэ ань (Отчет об учениях конфуцианцев [эпохи] Мин). Пекин, 1990, цз. 58-61, с. 648-710.
15. Цзян Пин-цзе. Дунлинь ши мо (Начало и конец Дунлиня). Шанхай, 1936, 1982.
16. Чэнь Дин. Дунлинь ле-чжуань (Жизнеописания дунлиньцев). Нанкин, 1983, Пекин, 1991.
17. Busch H. The Tung-lin Shu-yu and Its Political and Philosophical Significance // Monumenta Serica. 1949–1955. Vol. 14, р. 1–163.
18. Busch H. Ku Hsien-ch’eng // Dictionary of Ming Biography. Vol. 1, N.Y., L., 1976, p. 736-744.
19. Elman B.A. Imperial Politics and Confucien Societies in Late Imperial China. The Hanlin and Donglin Academies // Modern China. 1989. Vol. 15, № 4.
20. Hucker C.O. The Tung-lin Movement of the Late Ming Period // Chinese Institutions / Ed. by J.K. Fairbank. Chic.–L., 1973, р. 132–162.
21. Hucker C.O. Kao P’an-lung // Dictionary of Ming Biography. Vol. 1, N.Y., L., 1976, p. 701-710.
22. Meskill J. Academies in Ming China: A Historical Essay. Tucson, 1982.
23. Taylor R.L. The Cultivation of Sagehood as a Religious Goal in Neo-Confucianism: A Study of Selected Writings of  Kao P’an-lung, 1562–1626. Ann Arbor, 1978.
24. Taylor R.L. Meditation in Ming Neo-Confucianism: Kao P΄an-lung΄s Writing on Quiet-Sitting // Journal of Chinese Philosophy. Honolulu, 1979, vol. 6, № 2, р. 149–182.
 
Ст. опубл.: В поисках «китайского чуда»: Сборник статей, посвященных 80-летию Ю.В.Чудодеева / Ин-т востоковедения РАН. – М.: Учреждение Российской академии наук Институт востоковедения (ИВ РАН), 2011. – 418 с. – (Ученые записки Отдела Китая ИВ РАН. Вып. 5 / Редколл. Кобзев А.И. (пред.) и др.). С. 354-365.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Император и его армия
Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.