Синология.Ру

Тематический раздел


Древнекитайские бронзовые изделия и краткий обзор важных археологических открытий в Хубэе: доциньский период

 
1
 
Датский археолог Кристиан Юргенсен Томсен некогда предложил делить древнюю историю человечества на три века: каменный, бронзовый и железный. Важнейшей характерной особенностью бронзового века было широкое использование бронзы. Цивилизации бронзового века существовали и в Западной Азии, и в Европе, и на Южноазиатском субконтиненте, и в Восточной Азии. Бронзовый век в Китае хоть и наступил позже, чем в Западной и Южной Азии, однако обладал рядом отличительных признаков, несхожих с иными регионами. Наиболее важными из них является то, что основная масса китайских бронзовых изделий изготавливалась для ритуальных нужд, эти изделия прежде всего олицетворяли собой власть, общественное положение и место их владельца в иерархии. В отличие от других регионов, бронза в Китае, судя по археологическим находкам, почти никогда не использовалась для создания сельскохозяйственных орудий или оружия.
 
В рамки китайского бронзового века обычно включают описанные в традиционных источниках династии Ся (ХХI–XVI вв. до н.э.), Шан (XVI–XI вв. до н.э.) и Чжоу (XI в. – 221 г. до н.э.). Благодаря археологическим раскопкам последних ста лет учёные всего мира располагают довольно обширными сведениями о династиях Шан и Чжоу. И хотя на настоящий момент археологами ещё не обнаружено достоверных доказательств существования династии Ся, обычно считается, что поселение Эрлитоу (г. Яньши, пров. Хэнань) представляет собой упоминаемую в письменных источниках столицу Ся. На территории Эрлитоу найдено большое количество ритуальных изделий из бронзы. Это доказывает, что основной отличительный признак бронзового века в Китае берёт своё начало в эпохе Ся и продолжает наблюдаться вплоть до Чжоу, формируя самобытную цивилизацию китайского бронзового века. С 3 марта по 10 апреля 2014 г. в российском Государственном музее изящных искусств им. А.С. Пушкина работала уникальная выставка «Древний Китай: ритуал и музыка. Бронза и лаки из собрания Музея провинции Хубэй». На выставке было представлено более 110 специально отобранных изделий чрезвычайной ценности, которые последовательно иллюстрировали ход развития древнекитайской цивилизации в эпоху династий Шан и Чжоу, знакомили российскую публику с системой музыки и ритуала доциньского Китая, оставляя у посетителей чувство глубокого уважения к китайской традиционной культуре.
 
2
Шан – первая династия в истории Китая, от которой до нас дошли аутентичные письменные источники. Чэн Тан, вождь племени Шан, тогда одного из удельных княжеств в составе Ся, объединил войска всех удельных княжеств, разгромил Ся в битве при Минтяо и основал новую династию Шан со столицей в Бо. После этого столица династии Шан не раз перемещалась, до тех пор пока правитель Пань-гэн не перенёс её в Инь (близ нынешнего Аньяна), после чего местоположение столичного города более не менялось. Столица оставалась в Инь в течение двухсот семидесяти трёх лет, поэтому династию Шан также называют «Инь» или «Шан-Инь». В начале ХХ века, после обнаружения гадательных костей и городища Иньсюй, существование династии Шан было подтверждено.
 
Сосуд типа цзя. Династия Шан (1600-1050 гг. до н.э). Бронза, патина. Обнаружен в 1963 г. в захоронении на территории городища Паньлунчэн, район Хуанпи, провинция ХубэйСосуд типа цзя. Династия Шан (1600-1050 гг. до н.э). Бронза, патина. Обнаружен в 1963 г. в захоронении на территории городища Паньлунчэн, район Хуанпи, провинция ХубэйШанские бронзовые изделия могут быть разделены на два периода. К раннему периоду относятся бронзы, найденные в Эрлигане (г. Чжэнчжоу, пров. Хэнань) и Паньлунчэне (уезд Хуанпи, пров. Хубэй). В литейном производстве в это время уже использовалась технология составной формы, основной мотив в орнаменте – изображение звериных морд, линии ясны и отчётливы, скромны. Среди бронз – сосуды для пищи, сосуды для вина, сосуды для воды; прежде всего ритуальные кубки цзюэ, цзя, гу. Поздний период представлен бронзовыми предметами, найденными в Иньсюе (близ Аньяна). Уровень развития литейного мастерства в это время уже позволял изготавливать крупногабаритные изделия, мотивы, использовавшиеся в орнаменте, крайне многообразны, в качестве фонового орнамента чаще всего используется появившийся в этот период т.н. «громовой орнамент», символизирующий удары молний. В этот период увеличивается количество типов изготавливаемой ритуальной утвари, особенно много сосудов для вина. Некоторые из найденных бронзовых сосудов содержат инскрипции.
 
Традиционно историки считали, что сфера влияния династии Шан не выходила за пределы района бассейна Хуанхэ, однако эта убеждённость была опровергнута находками в Паньлунчэне (Хубэй). Паньлунчэн находится в районе Хуанпи, более чем в пятистах километрах к северу от города Ухань, городище было обнаружено в 1954 году. В северо-восточной части городища Паньлунчэн, на возвышенности, размещались дворцовые здания, на данный момент обнаружено три крупных глинобитных фундамента дворцов, выстроенных в ряд, один за другим. На севере и юге городища обнаружено два района жилой застройки. В предместьях за городской стеной жило простонародье, находились районы ремесленных мастерских.
 
Сосуд типа дин с надписью. Период Чжаньго (475-221 гг. до н.э.). Бронза, патина. Обнаружен в 1978 г. в гробнице правителя И царства Цзэн (округ Суйчжоу, правинция Хубэй). На донышке сделана надпись с именем правителя. Использовался в обрядах жертвоприношения для хранения мяса. Часто использовался вместе с сосудами типа гуйСосуд типа дин с надписью. Период Чжаньго (475-221 гг. до н.э.). Бронза, патина. Обнаружен в 1978 г. в гробнице правителя И царства Цзэн (округ Суйчжоу, правинция Хубэй). На донышке сделана надпись с именем правителя. Использовался в обрядах жертвоприношения для хранения мяса. Часто использовался вместе с сосудами типа гуйРаннешанские могилы, содержащие в качестве сопроводительного инвентаря бронзовую утварь, в окрестностях Паньлунчэна встречаются прежде всего вблизи деревни Лицзяцзуй. Захоронения Лицзяцзуй 1 и Лицзяцзуй 2 в равной мере относятся к числу больших могил, в захоронении Лицзяцзуй 2 среди сопроводительной бронзовой утвари найдены котлы дин, гуй, ли, янь, чаши лэй, сосуды хэ, кубки цзя и гу: всего 23 предмета. Также там были обнаружены секиры юэ, клевцы гэ, копья мао, ножи дао и другое оружие. В сопутствующих захоронениях также в числе сопроводительного инвентаря найдены ножи дао, тёсла бэнь, долота цзо, пилы цзюй, стрелы цзу, а также иные инструменты и оружие из бронзы. Сосуд типа хэ. Период Чжаньго (475-221 гг. до н.э.). Бронза, патина. Обнаружен в 2002 г. в гробнице № 1 (местность Цзюляньдунь, г. Цзаоян, пров. Хубэй)Сосуд типа хэ. Период Чжаньго (475-221 гг. до н.э.). Бронза, патина. Обнаружен в 2002 г. в гробнице № 1 (местность Цзюляньдунь, г. Цзаоян, пров. Хубэй)В могилах этого типа чаще всего встречаются кубки цзюэ и цзя, причём во всех случаях они составляют комплекты из пяти предметов; поэтому вплоть на настоящий момент нам известно довольно много комплектов кубков цзюэ и цзя из раннешанских погребений, притом что наборы шанских медных изделий встречаются довольно редко. У деревень Лоуцзявань и Янцзявань обнаружены районы захоронений низшей знати и простонародья, количество ритуальной утвари в сопроводительном инвентаре в тех могилах колеблется от одного до нескольких предметов, среди сосудов встречаются котлы дин, кубки цзя, цзюэ, гу, котлы ли и т.п.
 
Среди предметов, найденных в Паньлунчэне и в шанской столице Чжэнчжоу, на Великой равнине, очень много совершенно идентичных вещей. Городская планировка, похоронный обряд, бронзовая утварь, нефритовые предметы, значительная часть керамики и украшений, технологии производства – всё это в Паньлунчэне совершенно такое же, как в раннешанском Эрлигане (Чжэнчжоу).
 
Емкость для воды типа пань с фигуркой птицы. Период Чжаньгь (475-221 гг. до  н.э.). Бронза, патина. Обнаружен в 2002 г. в гробнице № 1 (местность Цзюляньдунь, пров. Хубэй)Емкость для воды типа пань с фигуркой птицы. Период Чжаньгь (475-221 гг. до  н.э.). Бронза, патина. Обнаружен в 2002 г. в гробнице № 1 (местность Цзюляньдунь, пров. Хубэй)Согласно исследованиям археологов, Паньлунчэн, находившийся на северном берегу Янцзы, удерживал район, где добывалась медная руда, расположенный к югу от этой реки, и важнейшие пути, связывающие его с шанской столицей: он был транспортным узлом исключительной важности.
 
Квадратный сосуд типа доу. Период Чжаньго (475-221 гг. до н.э.). Бронза, патина. Обнаружен в 2002 г. в гробнице № 1 (местность Цзюляньдунь, г. Цзаоян, пров. Хубэй)Квадратный сосуд типа доу. Период Чжаньго (475-221 гг. до н.э.). Бронза, патина. Обнаружен в 2002 г. в гробнице № 1 (местность Цзюляньдунь, г. Цзаоян, пров. Хубэй)Едва ли не во всех малых могилах в Паньлунчэне среди сопроводительного инвентаря есть оружие, что говорит о том, что здесь находился шанский опорный военный пункт на юге. Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что Паньлунчэн по своей сути был важным военным поселением, основанным на начальном этапе шанского похода на юг с целью контроля над местами добычи медной руды, а также для того, чтобы противостоять туземцам. Впоследствии на основе чисто военного поселения появился центр ремесленного производства, административный центр власти династии Шан в южных районах. Находки в Паньлунчэне вполне ясно свидетельствуют, что уже в раннешанский период шанская цивилизация вышла за пределы Великой равнины и достигла бассейна Янцзы.
 
3
 
В позднешанский период чжоусцы постепенно усиливались в своих землях в бассейне реки Вэйхэ в нынешней провинции Шэньси и по прошествии некоторого времени, при чжоуском У-ване, уничтожили могущественную династию Шан. Чжоу, вначале будучи крохотным государством, в конце концов всё-таки сумело одним ударом сокрушить Шан, и поэтому сами чжоусцы пересмотрели свои взгляды на историю. Они предположили, что угасание Шан стало следствием того, что Шан утратило добродетель, а законность своего прихода к власти обосновали переходом к ним «мандата Неба». В области общественного устройства чжоуская династия установила строй, основанный на патриархате и феодализме. Патриархат был основой власти чжоуского вана, согласно этому принципу, старший сын вана становился старшим в роде и наследовал всю власть и статус отца, прочие сыновья становились младшими в роде и понижались до уровня удельных князей. Если ван назначал старшего сына наследником, то все прочие младшие сыновья наделялись уделами и становились князьями-чжухоу. Князю-чжухоу также наследовал его старший сын, а младшие сыновья становились сановниками-цинами. Так сформировалась иерархическая система Сын Неба – князь чжухоу – сановник цин – аристократ дафу – простолюдин. В рамках этой системы знать разных рангов пользовалась соответствующими рангу правами, властью и положением. Феодализм был основан на пожаловании земель и зависимого населения членам правящего дома и заслуженным сановникам, при этом они возводились в тот или иной княжеский или аристократический ранг: так основывался удел. Подобным основателем удела Лу был Чжоу-гун, Тай-гун был основателем удела Ци, Шао-гун – удела Янь и т.д. Уделы делились на те, в которых правили представители правящего рода Цзи и те, в которых правили отпрыски иных родов. Благодаря кровным связям и династическим бракам все чжухоу были прочно связаны с домом чжоуского вана, что позволяло чжоусцам распространять свою власть на всё новые и новые территории. Благодаря многолетним археологическим раскопкам, уже обнаружено кладбище правителей удела Янь на территории Пекина, могилы цзиньских князей в Шаньси, столица удела Лу в Шаньдуне, могилы правителей удела Го в Хэнани и т.п.
 
Гиря (для циновки) с надписью. Период Чжаньго (475-221 гг. до н.э.). Бронза, патина. Обнаружена в 1978 г. в гробнице правителя И царства Цзэн (округ Суйчжоу, пров. Хубэй)Гиря (для циновки) с надписью. Период Чжаньго (475-221 гг. до н.э.). Бронза, патина. Обнаружена в 1978 г. в гробнице правителя И царства Цзэн (округ Суйчжоу, пров. Хубэй)Южные регионы на территории современной провинции Хубэй начали осваиваться чжоусцами с раннего периода существования династии. Согласно письменным источникам, в западной части Хубэя чжоусцами была проложена стратегически важная дорога «Галерея жужубов», в окрестностях которой были пожалованы уделами многие члены рода Цзи, именовавшиеся в исторических трудах «все Цзи из Ханьяна». В 2011 году в местности Туцзяшань близ города Суйчжоу провинции Хубэй было обнаружено кладбище правителей удела Цзэн, датируемое ранним периодом истории Западное Чжоу. В 2011 и 2013 годах дважды проводились раскопки, в ходе которых было обнаружено 140 захоронений. Хотя вопрос о том, принадлежал ли удел Цзэн к уделам рода Цзи или к уделам, в которых правили другие кланы, пока ещё не решён, по найденным в захоронениях бронзовым изделиям вполне очевидно, что княжество Цзэн было важной частью чжоуской феодальной системы. Специального внимания заслуживает погребение Туцзяшань 28, в котором было найдено два медных слитка, что доказывает, насколько большое внимание уделялось ресурсам медной руды. Помимо этого, на этом кладбище были найдены бронзовые изделия, принадлежавшие различным правящим домам и правителям окраинных уделов, многие из которых занимали своё положение ещё при династии Шан. Это говорит о том, что чжоуская культура имела высочайшие способности к интеграции на самых разных территориях. Найденные в цзэнских могилах Туцзяшани наборы медных колоколов, а также котлы дин и гуй, датируемые ранним периодом Западной Чжоу, являются воплощением процесса формирования чжоуской системы ритуала и музыки.
 
Сосуд типа дуй. Период Чжаньго (475-221 гг. до н.э.). Обнаружен в 1989 г. в захоронении (уезд Цзянлин, пров. Хубэй)Сосуд типа дуй. Период Чжаньго (475-221 гг. до н.э.). Обнаружен в 1989 г. в захоронении (уезд Цзянлин, пров. Хубэй)В чжоуской системе рангов одежда, пища, жильё, ритуальные принадлежности, род деятельности знати полностью регулировались порядками, предписываемыми «ритуалом», так называемым «чжоуским ритуалом». Дворцы, одеяния, выезд, церемониал представителей знати разных рангов также неукоснительно различались. Подставка типа цзу. Период Чжаньго (475-221 гг. до н.э.). Обнаружена в 2002 г. в гробнице № 1 (местность Цзюляньдунь, г. Цзаоян, пров. Хубэй)Подставка типа цзу. Период Чжаньго (475-221 гг. до н.э.). Обнаружена в 2002 г. в гробнице № 1 (местность Цзюляньдунь, г. Цзаоян, пров. Хубэй)Аристократы разных рангов могли использовать неодинаковое количество бронзовых сосудов; также могли различаться разрешённые к использованию комбинации сосудов, их разновидности. Например, что касается наиболее престижного из бронзовых сосудов, котла дин, при Западной Чжоу был установлен порядок «рядов динов»: Сын Неба мог использовать в церемониях девять динов, князья-чжухоу – семь, аристократы-дафу – пять, служилые-ши – три дина. Наборы колоколов и наборы гонгов вывешивались в качестве музыкальных инструментов: Сын Неба мог вывешивать их по четырём сторонам, чжухоу – по трём сторонам, дафу – по двум сторонам, ши – по одной стороне. На выставке экспонируются 34 колокола, найденные в погребении Цзюляньдун 1 близ Цзаояна и комплект каменных гонгов. Колокола и гонги развешены на двухсторонних стойках, это указывает на то, что похороненный в данном погребении человек занимал положение дафу. Сохраняющиеся в данном музее наборы колоколов и гонгов, принадлежавшие цзэнскому хоу И, развешены на стойках по трём сторонам, что точно соответствует княжескому достоинству покойного. Внешний вид используемой утвари также указывал на родственные связи и знатность аристократа. С точки зрения ритуала, самыми важными делами были жертвоприношения и военные походы, об этом говорили: «важные государственные дела – это жертвы и походы». Жертвоприношения символизировали собой связь знати с Небом и предками, военные походы же были критерием способности защитить порядок, предписанный ритуалом, посредством военной силы.
 
ЛитофонЛитофонИтак, с точки зрения чжоуского ритуала важнейшей характеристикой бронзовых изделий было не их практическое удобство, но то, что они представляли собой своего рода внешнее выражение этико-политического порядка. Главным предназначением бронзовой утвари было её использование в жертвоприношениях Небу и предкам. Для производства бронзового сосуда нужно было обладать запасами медной руды, а также иметь возможность оплатить огромные трудозатраты, необходимые для процесса отливки – всё это также было показателем мощи аристократа. Таким образом, бронзовые сосуды были показателем производственных возможностей своего владельца, они передавались по наследству и были весьма ценным имуществом. Во времена Западного Чжоу на бронзовые сосуды зачастую наносились надписи, которые представляли собой герб владельца сосуда, а также фиксировали такие важные для владельца сосуда события, как получение им от вана инвеституры и феода, возведение его в ранг чжухоу, заключение брака и т.п. Надпись сообщала историю данного бронзового сосуда, указывала общественное положение владельца сосуда, легитимировала его власть. Также в ней обычно высказывалась надежда, что аристократическое положение и власть будут, вместе с бронзовым сосудом, вечно переходить из поколения в поколение потомков его владельца. Используя выражение Чжан Гуанчжи: бронза есть властные полномочия.
 
4
 
В 771 г. до н.э. племена цюаньжунов овладели западночжоуской столицей Хаоцзином. Чжоуский Пин-ван под охраной князей-чжухоу перебрался в восточную столицу Лои, поэтому последующая эпоха историками именуется Восточное Чжоу. Восточное Чжоу делится на периоды Вёсен и Осеней (770–476 гг. до н.э.) и Сражающихся царств (475–221 гг. до н.э.). Во времена Восточного Чжоу дом вана слабел, постепенно теряя контроль над удельными княжествами. Уделы, ощущая ослабление ранее налагавшихся чжоуским Сыном Неба ограничений, начали обосабливаться. В некоторых областях продолжал применяться порядок, предусмотренный ритуалом и музыкой Западного Чжоу, но многие нормы претерпевали изменения, чжухоу узурпировали права, доселе им недоступные. Между уделами всё чаще вспыхивали ожесточённые войны. Как бы отражая изречение «ритуал почил, музыка подурнела», формы и функции бронзовых сосудов также претерпели ряд изменений.
 
Во времена Западного Чжоу наибольшее число снабжённых инскрипциями бронзовых сосудов принадлежало чжоускому ванскому дому и придворным вана, число сосудов этого периода, принадлежавших уездным князьям, сравнительно невелико. С наступлением периода Вёсен и Осеней ритуальная утварь дома вана и ванских придворных почти исчезает, её замещают сосуды, изготовленные поднимающимися удельными князьями, сановниками-цинами и аристократами-дафу, и даже придворными этих цинов и дафу. Ситуация с найденными бронзовыми сосудами полностью соответствует изменениям в соотношении сил: в это время дом вана хиреет, а мощь чжухоу, дафу и придворных аристократических семей непрерывно растёт. Соответственно, постепенно усиливаются местные особенности бронзовых сосудов: появляются три крупных региона – Великая равнина, центром которого являлись три княжества, возникших на обломках удела Цзинь, западный регион с центром в уделе Цинь, и южный с центром в княжестве Чу. Эти три региона напоминают треножник – котёл дин.
 
В эпоху Восточного Чжоу сакральность бронзовых сосудов, изготовленных, чтобы символизировать божественную власть и власть правителя, постепенно становится менее важной, на первый план выходит их эстетическая ценность и практическая польза, поэтому развиваются литейные технологии, связанные с украшением сосудов. Широко используются не только традиционные техники, например, инкрустация изделий бирюзой: в средний и поздний периоды эпохи Вёсен и Осеней появляется инкрустация сосудов красной медью, декорирование их золотом и серебром, золочение и т.п. В это время на первый план выходят средства и способы украшения утвари. Стремление к услаждению чувств приводит к тому, что в этот период в декоре бронзовой утвари начинает использоваться всё больше ярких красок. Хорошей иллюстрацией к сказанному является представленная на данной выставке необыкновенной красоты чаша для вина цзунь из бронзы, украшенной золотом и серебром; инкрустации золотом и серебром изображают дракона и феникса, внутренняя поверхность чаши покрыта красным лаком. Эта чаша была найдена в Баошани.
 
Наиболее важной археологической находкой на территории Хубэя, относящейся к периоду Восточной Чжоу, является всемирно известная могила цзэнского хоу И. Это погребение находится в окрестностях северо-западного предместья города Суйчжоу – Лэйгудунь, на небольшом холме, который носит имя Дунтуаньпо. Поскольку уровень подземных вод здесь довольно высок, могила не была разграблена, положенные в неё артефакты сохранились довольно хорошо. В общей сложности в могиле было обнаружено около 15000 предметов; во многом это наиболее выдающееся из погребений доциньской эпохи.
 
Из могилы цзэнского хоу И было извлечено 134 предмета ритуальной и повседневной бронзовой утвари 38 типов (не считая музыкальных инструментов); эта могила занимает первое место по количеству и разнообразию бронзовых предметов среди всех, обнаруженных в Китае в последнее время. Наибольшее число предметов было найдено в центральной камере. Могила не была потревожена, и многое в ней сохранилось в том же порядке, в каком было размещено в момент захоронения. Таким образом, могила давала полное представление о церемониях, в которых использовалась найденная утварь, что крайне редко встречается в археологической практике. Набор ритуальной бронзовой утвари цзэнского хоу И в целом следует обычаю эпохи Чуньцю: «котлы дин ставят в ранжир сюй, котлы гуй ставят в набор тао, котлы ли ставят в группу цзу, блюда пань и рукомойники и ставят друг с другом».
 
Сосуд типа цзунь. Период Чжаньго (475-221 гг. до н.э.). Бронза, патина. Обнаружен в 2002 г. в гробнице № 1 (местность Цзюляньдунь, г. Цзаоян, пров. Хубэй)Сосуд типа цзунь. Период Чжаньго (475-221 гг. до н.э.). Бронза, патина. Обнаружен в 2002 г. в гробнице № 1 (местность Цзюляньдунь, г. Цзаоян, пров. Хубэй)Бронзовая утварь из могилы цзэнского хоу И представляет собой одно из высочайших достижений металлургии V в. до н.э. – изделия мастерски изготовлены, изысканно украшены. Изучение техники литья показало, что при изготовлении данных сосудов были использованы самые передовые технологии того времени: отливка по модели, сварка и литьё по восковой модели и пр. Помимо прочего, в могиле цзэнского хоу И был обнаружен необычайно красивый комплект из бронзовой чаши цзунь и блюда пань, вдоль края чаши и блюда вычеканен орнамент в виде змеек; анализ показал, что сосуды выполнены безупречно с технологической точки зрения.
 
В могиле цзэнского хоу И также обнаружено 125 музыкальных инструментов девяти разновидностей. Отдельно стоит сказать о 12 музыкальных комплексах из колоколов и гонгов, стойках и подставках для колоколов и гонгов, футлярах для гонгов, платформах для барабанов гу, треногах для цитр цинь, подставках для гусель сэ и прочих вспомогательных предметах в числе 1714 единиц. Это самый богатый набор музыкальных инструментов, найденный археологами, ассортимент предметов богат, сохранность очень хорошая. Данная находка имела эпохальное значение для изучения истории музыки.
 
Набор из 34 колоколов из Бяньчжун. Период Чжаньго (475-221 гг. до н.э.). Бронза, дерево, лак. Обнаружен в 2002 г. в гробнице № 2 (местность Цзюляньдунь, г. Цзаоян, пров. Хубэй)Набор из 34 колоколов из Бяньчжун. Период Чжаньго (475-221 гг. до н.э.). Бронза, дерево, лак. Обнаружен в 2002 г. в гробнице № 2 (местность Цзюляньдунь, г. Цзаоян, пров. Хубэй)Событием особой важности стала находка набора колоколов цзэнского хоу И. Этот набор состоит из 65 предметов, составляя 8 групп колоколов, разделённых на три уровня – верхний, средний и нижний. Самый большой из колоколов имеет 152,3 см в высоту и весит 203,6 кг; самый маленький – 20,2 см в высоту, весит 2,4 кг. Весь комплект колоколов весит 2567 кг, к этому надо добавить подставку для колоколов: бронзовые столбы и балки, которые вместе весят 4421 кг. Они являются ярчайшим свидетельством достижений акустики, музыковедения и музыки V века до н.э.
 
На данной выставке представлено много экспонатов из могилы цзэнского хоу И, например, стоящий журавль с оленьими рогами, крайне оригинальное произведение искусства, изображающее существо с телом и ногами журавля и рогами оленя, на низкой подставке. Он собран из четырёх частей. Голова и шея журавля, а также оленьи рога украшены инкрустацией золотом, спина и крылья были инкрустированы бирюзой (ныне утраченной), на правой стороне платформы нанесена надпись из семи знаков: «Сделано для цзэнского хоу И, он будет владеть этим до смерти». В древности журавль и олень почитались в Китае чудесными животными. Фигура стоящего журавля с оленьими рогами была помещена к востоку от гроба покойного, это своего рода посредник, медиум, связывающий человека, демонов и духов.
 
Подставка для гонгов высотой 109 см, длиной 215 см. Это ударные музыкальные инструменты. Подставка для гонгов изготовлена из меди в виде чудесного животного с драконьей головой и телом журавля. Поперечные балки и опоры украшены золотой инкрустацией, на языке зверя нанесена надпись из семи знаков: «Сделано для цзэнского хоу И, он будет владеть этим до смерти». 32 гонга изготовлены из полированного известняка или мрамора, тембр гонгов звонкий и ясный. Звуки данного комплекта гонгов разделены на восемь диапазонов трёх тембров, наличествует полный набор 12 ладов, может модулировать четырнадцатиступенчатую модерацию октавы.
 
Медные барабаны на медных платформах имеют в высоту 54 см, нижний диаметр – 80 см, весят 192,1 кг. Это ударные музыкальные инструменты. Барабаны на подставке получили своё название потому, что барабан такого типа стоит на опоре. Данные экземпляры барабанов на подставках являются самыми ранними подлинными предметами. При их отливке использована техника раздельного литья, объединения деталей литьём и сваркой, они украшены восемью большими драконами и несколькими десятками переплетённых маленьких драконов, драконьи тела инкрустированы бирюзой, на настоящее время это самый красивый и утончённый образец доциньского барабана на подставке.
 
5
 
В эпохи Вёсен и Осеней и Сражающихся царств юг Китая, в том числе территорию провинции Хубэй, контролировало княжество Чу. Княжество Чу было одним из самых сильных удельных государств того времени. Благодаря успехам археологического изучения провинций Хубэй, Хунань и др., которые произошли после 50-х гг. ХХ в., многие вопросы чуской культуры и истории постепенно проясняются. Многие из экспонатов данной выставки, в том числе найденные учёными-археологами бронзовые сосуды, являются памятниками чуской культуры.
 
Правящий дом Чу принадлежал к роду Ми. Согласно данным письменных источников, основатель княжества Чу, Ю-сюн, проживал в Даньяне (вероятно, между рекой Чжэчуань в современной провинции Хэнань и рекой Даньцзян в современной провинции Хубэй). Некогда чусцы помогли чжоусцам победить Шан, и во времена чжоуского Чэн-вана вождь Сюн-и получил удел и ранг цзы. Затем чусцы расширили своё влияние на районы в восточной части бассейна реки Ханьшуй и постепенно стали представлять угрозу для дома Чжоу. Чжоуский Чжао-ван, собрав войска, дважды ходил походом на Чу, и в конце концов погиб в водах реки Ханьшуй. В годы Вёсен и Осеней мощь княжества Чу росла день ото дня, в итоге чусцы стали близки к доминированию в пределах Великой равнины, прямо угрожали дому чжоуского вана. В период Сражающихся царств чусцы объединили значительную часть южного Китая, чем объективно содействовали объединению Китая под властью династии Цинь. В княжестве Чу было сильно влияние воинственных южных варваров мань и и. За свою историю Чу аннексировало более 60 удельных княжеств, выделяясь среди прочих уделов военной мощью. Некогда философ Сюнь-цзы, характеризуя военную силу княжества Чу, сказал: «Чусцы одеты в акулью кожу, делают доспехи из шкуры носорога, которая тверда как металл или камень, ловко работают огромными железными секирами, жестоки как пчёлы и скорпионы, не высоко ценят выгоду, быстры и стремительны, воины подобны урагану».
 
Первоначально культура чусцев была вариантом культуры Великой равнины, но поскольку они долго жили на землях южных варваров мань и и между реками Ханьшуй и Янцзы, то некоторые стороны их системы ритуала и музыки, особенно её основа – установления, касающиеся бронзовых котлов дин, – ощутили сильное влияние культуры маней и и. Вследствие этого, на землях Чу вид бронзовых котлов дин несколько изменился, по сравнению с Великой равниной. Низшая аристократия в Чу в церемониях использовала группы из чётного количества динов, однако сама система, в рамках которой количество используемых в церемониях сосудов маркировала общественное положение аристократа, не претерпела изменений. Чуская ритуальная и музыкальная утварь включала в себя некоторое количество предметов иных форм и иных типов, также были внесены некоторые изменения в систему использования групп сосудов, но это не отменяет того факта, что чуская система ритуала и музыки является важной составной частью системы ритуала и музыки династии Чжоу.
 
Многие экспонаты данной выставки представляют собой ритуальную и музыкальную утварь, а также оружие, найденное в 2002 году в могилах близ Цзюляньдуня (г. Цзаоян, провинция Хубэй). Чуские погребения в Цзюляньдуне относятся к позднему этапу периода Сражающихся царств. В могиле № 1 похоронен мужчина, в могиле № 2 – женщина, эти двое были супругами. В могиле № 1 среди сопроводительного инвентаря обнаружена ритуальная утварь, музыкальные инструменты, оружие, детали упряжи, инструменты, украшения, погребальная утварь и т.п., всего 4067 предметов. Бронзовых изделий и посуды найдено довольно много, в полной комплектности. Среди бронз есть котлы дин, котлы гуй, короба фу, сосуды дуй, ларцы хэ, чаши доу, вазы бянь, котлы янь, котлы ли, подносы цзу, столики ань, кувшины ху, амфоры фоу, тазы цзянь, чаши цзунь, блюда пань, миски пэнь и другие типы посуды. Среди них выделялся комплект из пяти динов, что указывает на высокое общественное положение покойного. Музыкальные инструменты в основном были сложены в северной камере, среди них наборы колоколов, наборы гонгов, барабаны гу, цитры цинь, гусли сэ, погремушки я, губные органчики шэн, флейты чи и т.п. Среди оружия – предметы наступательного и оборонительного назначения: клевцы гэ, копья мао, пики шу, алебарды цзи, мечи цзянь, а также щиты дунь, панцири цзя, шлемы чжоу: собранные в порядке комплекты доспехов и оружия на 28 человек, в том числе представленные на данной выставке два комплекта доспехов и восемь мечей.
 
В могиле № 2 обнаружена утварь для жертвоприношений, музыкальные инструменты, оружие, детали упряжи, инструменты, украшения, траурная утварь и т.п., всего 1066 предметов. Помимо бронзовых ритуальных предметов также найдены деревянная покрытая лаком утварь и посуда, имитирующая бронзовую, в том числе комплект из пяти деревянных лакированных котлов дин. Был также найден комплект из семи бронзовых динов. По форме и составу комплекты в целом идентичны найденным в могиле № 1. В могиле № 2 среди сопутствующего инвентаря также довольно много музыкальных инструментов, среди которых 11 колоколов и 19 гонгов. Барабаны с подставками в виде тигров и балками в виде птиц изготовлены с величайшим мастерством и вкусом, формы очень изящны, это, возможно, лучшие предметы в своих категориях.
 
На выставке представлен единственный лаковый деревянный предмет – лежащий олень, найденный в могиле Цзюлуньдунь 2. Лежащий олень изображён безмятежно поднявшим голову и вглядывающимся вдаль. Тело и голова выполнены из резного дерева, К голове прикреплена пара настоящих оленьих рогов. Вся фигура покрыта чёрным лаком, красным лаком изображена пёстрая расцветка оленя. Ученые строят догадки, был ли лежащий олень музыкальным инструментом: спина оленя может быть использована как барабан или било.
 
6
 
Время правления династий Ся, Шан и Чжоу – эпоха бронзы, или, иначе говоря, эпоха ритуала и музыки. Ритуал и музыка во многом формировали общественное сознание этой эпохи. Хотя в разных районах Китая жили разные этнические группы, в культуре которых было немало отличий, но в общем на территории Великой равнины сложился строй, который в целом устраивал большинство знати. Бронзовые сосуды символизировали общественный статус и ранг аристократа. Форма бронзовых сосудов, их украшения, количество, компоновка отражали идеологию иерархически организованного общества бронзового века. На последнем этапе Сражающихся царств, по мере распада аристократического общества, монополия знати на знания и власть была уничтожена, возвысились воины и интеллектуалы. Единая самодержавная империя постепенно прибрала к рукам феодальные уделы, социальная конструкция изменилась на «император – чиновники – простонародье». Сакральный статус бронзовых сосудов постепенно исчезал, и к периоду Цинь–Хань эпоха китайской бронзы прекратила своё существование.
 
Ст. опубл.: Общество и государство в Китае. Т. XLIV, ч. 2 / Редколл.: А.И. Кобзев и др. – М.: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт востоковедения Российской академии наук (ИВ РАН), 2014. – 900 стр. (Ученые записки ИВ РАН. Отдела Китая. Вып. 15 / Редколл.: А.И.Кобзев и др.). С. 27-39.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ
Дух даосизма и гуманитарная (жэнь-вэнь) этика



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.