Синология.Ру

Тематический раздел


Демократизация Тайваня

и решение проблемы защиты прав женщин
 
1949 г. стал отправной точкой, когда на острове Тайвань возникло авторитарное государство во главе с партией Гоминьдан, проводившей глубокие экономические, а с 1980-х гг. – политические реформы, в результате которых за 60 лет произошли огромные перемены в экономике, социальной структуре, ценностных представлениях в тайваньском обществе, что не могло не отразиться положительно на статусе женщин, их экономическом положении и активности в общественной жизни. Экономическое и политическое развитие улучшило перспективу прогресса женщин на Тайване, но при этом возникли условия для расслоения в женской части населения, открылись новые возможности одним группам женщин, в то время как другие группы страдают от слишком быстрых изменений за последние полвека на острове.
 
В 1987 г., в результате отмены военного положения на острове правительством Гоминьдан были предприняты шаги по основательной перестройке политической системы в направлении либерализации и демократизации. Таким образом, начался важный этап в процессе общественного развития Тайване, в результате, были сняты запреты на создание новых политических партий, открытие новых печатных органов, возникли общественные движения, однако во многих отношениях эти движения были обязаны своим возникновением атмосфере авторитаризма, которая предшествовала демократии на Тайване, благодаря смелым попыткам бросить вызов этому авторитарному режиму и добиться его ликвидации, среди них: Фонд пробуждение за женские права (1982 г.), Ассоциация Комфортной жизни для женщин за права разведенных женщин (1984 г.), Проект Радуга (1986г.) против детской проституции. За один только 1987 г. появилось четыре женские группы: Прогрессивная женская лига за политическую реформу, Сад надежды и др., которые смогли заметно повысить свой социальный и экономический статус – главным образом, благодаря своим индивидуальным усилиям и движению за освобождение женщин.
 
Экономическое развитие острова объективно способствовало повышению социально – экономического и политического статуса женщин.Индустриализация предоставила им возможность быть занятыми вне дома, что ослабило оковы патриархальных норм и повысило интерес женщин к публичной сфере, в том числе к участию в политике. В свою очередь интерес к общественной деятельности, например, к участию в голосовании, постепенно стимулировал женщин к занятию лидирующих позиций в политической жизни, так как они начали действовать соответственно своим интересам, чтобы преодолеть традиционные социально-культурные нормы, ограничивающие их участие в общественной жизни.
 
К 1990-м гг. общество на Тайване меняется, падает рождаемость, продолжительность жизни женщин возросла с 55,7 лет в 1952 г. до 77,7 в 1994 г. Большинству замужних женщин не приходится тратить много лет на воспитание детей (в их распоряжении имеются ясли, детские сады, сначала для семей с низким доходом, позже со средним, а также няни и услуги старших членов семьи), женщины теперь дольше остаются в школе для получения обязательного среднего 9-ти летнего образования, не спеша при этом пополнять рынок труда. Фабрики начинают испытывать нехватку рабочих рук, а правительство поощряет женщин к полной занятости «вне семьи». В 1995 г. 50% женского населения повышает свое образование до уровня высшего. Улучшение образовательных возможностей позволило многим женщинам получить работу и сократить разницу с мужчинами в оплате труда.
 
В процессе экономического развития Тайваня коэффициент трудового участия женщин стабильно возрастал, женский трудовой ресурс рос и в количественном отношении, особенно с середины 1960-х гг. Причинами для этого служили быстрое развитие трудоемких отраслей промышленности, некоторые вакансии были специально женскими, увеличение оплаты труда шло параллельно с ростом образовательного уровня женщин. Таким образом, образование способствует исчезновению гендерного неравенства в оплате труда.
 
В последнее время, по данным статистики на ноябрь 2008 г., уровень занятости женщин был только 49,83% тогда, когда занятость мужчин составляла 67,06%. Уровень занятости женщин возрос на 3,73% за 6 лет по сравнению с данными 2002 г. (3,9 млн.), и сейчас он выше, чем в Японии, но немного ниже, чем в Южной Корее. Трудовая занятость женщин стабильно растет, среднемесячные заработки женщин-работниц в несельскохозяйственном секторе выросли с 32 тыс. новых тайваньских долларов в 1997 г. до около 39 тыс. (в среднем, учитывая карьерный сегмент) в 2007 г., то есть выросли на 22,2% и составили 79,2% относительно заработка мужчин (48,7 тыс.).
 
Важнейшим фактором повышения социального статуса женщины становится прогресс в системе образования, однако в той же степени важны и представление равных возможностей в таких областях, как профессиональная подготовка и продвижение по службе. В настоящий момент очень мало женщин (1,8%) работает в качестведиректоров предприятий и управленцев по сравнению с мужчинами (6,5%).
 
С ростом промышленности женский труд стал необходим для развивающейся экономики Тайваня. Этот рост также связан с ростом образовательного уровня женщин, с изменяющимися социальными ролями женщин, улучшением технологий, которые позволили уменьшить бремя домашних обязанностей женщин. Экономическое развитие было основной причиной роста потребности в дешевой рабочей силе на ранних стадиях индустриализации острова, во время которого много женщин с начальным и средним образованием появились на рынке труда. В последнее время все больше женщин становятся «белыми воротничками», а женщины-рабочие заняты в основном в секторе розничной торговли, социальной сфере, страховании и коммерции. Результатом разделения труда стало также появление женщин – архитекторов, химиков, инженеров, программистов, индивидуальных предпринимателей в тех сферах, в которых прежде главенствующая роль принадлежала мужчинам.
 
Произошедший в ходе индустриализации Тайваня быстрый рост числа предприятий, занятых производством разнообразной продукции и представленных как фирмами с тысячами рабочих, так и предприятиями семейного бизнеса, обеспечили множеству молодых женщин возможность заработков, которые до сих пор были им недоступны. Вместе с тем, государство оказывает помощь женщинам в развитии собственного бизнеса. Так, в соответствии с программой “Business Start-up Phoenix Program” Фонда Совета по труду и кредитных гарантий малому и среднему бизнесу (по состоянию на 2007 г.), женщинам-предпринимателям гарантировалось в 95% случаев предоставление кредита в течение первых 2-х лет и создание благоприятного для них финансового климата, чтобы помочь им начать свое дело. В 2005 г. Тайвань оказался на 7 месте в регионе по количеству людей, чьи индивидуальные активы составили 1 млн. ам. дол, среди которых 40%женщин, что составляет самый высокий показатель в Азиатско-Тихоокеанском регионе по благосостоянию отдельно взятых людей. В целом же можно сказать, что вне зависимости от удовлетворенности работой на предприятии, именно она в первую очередь обеспечивает многим женщинам процесс социализации, начинающийся с раннего детства в семье, далее посредством образования, воздействия средств массовой информации, участия в различных социальных группах, а также впоследствии участия некоторых из них в общественно-политической жизни, и через приобщение к иностранной культуре.
 
В современном Тайване социальная стабильность, экономический рост и сокращение размера семьи позволили родителям изменить свое отношение к образованию девочек, особенно, когда в 1969 г. был принят закон о бесплатном образовании до 9 лет, позволивший многим нуждающимся семьям послать детей учиться и тем самым ликвидировать несоответствие в уровне образования мужчин и женщин. За последние 15 лет (1996–2010 гг.) количество девочек в выпускных классах средней школы в возрасте 15–17 лет стабильно превышает количество мальчиков, и за эти годы эти цифры для обоих полов увеличились вдвое; количество лет, потраченных мужчинами и женщинами на получение образования (14,6 лет для мужчин и 14,5 лет для женщин в 2002–2003 учебный год; и по 16,1 для обоих полов в 2008–2009 учебный год) за последние 8 лет примерно одинаково, что несомненно является прогрессом по сравнению с тем, что наблюдалось ранее.Уровень оконченного среднего образования женщин составил 49,72% в 2009–2010 гг. При сопоставлении социальной статистики, характеризующей положение женщины в тайваньском обществе в 1976–2010-е гг., можно отметить, что число женщин-студенток было значительно ниже числа студентов мужчин до 1987 г. (до отмены Закона о чрезвычайном положении), далее это число стабильно росло и сравнялось с числом мужчин к 1992–1993 учебному году (23,04% среди мужчин и 23,92% среди женщин). С этого момента оно стало превышать количество студентов – мужчин и к настоящему моменту весьма значительно (в 2009–2010 учебный год 61,34% – мужчин и 68,93% – женщин).
 
Правительство также приняло меры по защите благосостояния женщин, были созданы: Комитет по правам женщин (Законодательный Юань, 1997 г.), Комитет по предотвращению насилия в семье (при МВД, 1999 г.), Комитет по защите женщин от сексуального насилия (при МВД 1997 г.), Отдел по благосостоянию Женщин при Департаменте по социальным проблемам МВД. Городские правительства также утверждают специальные бюджетные статьи по женским вопросам. Многие местные правительства помогают женщинам довести до общественности гендерные вопросы и обеспечить им медицинскую, юридическую, психологическую, образовательную, финансовую и профессиональную помощь. При финансовой помощи Министерства внутренних дел, в 1998 г. был учрежден Фонд защиты и усиления прав женщин. Одна из основных задач этого фонда – изучение и пересмотр законов, касающихся женщин, и разработка инструкций для подготовки правительством новых законов. Было образовано 46 общеобразовательных центров для предоставления юридических услуг, услуг по повышению квалификации, проведения семинаров и оказанию иной помощи женщинам, находящимся в сложной жизненной ситуации и т.д.
 
В Конвенции по прекращению всех форм дискриминации женщин (Инициативный проект Китайской Республики (Тайвань)) от 27 марта 2009 г. в статье 3 говорится, что во всех областях, особенно в политической, социальной, экономической и культурной будут предприняты все меры, включая законодательные, чтобы обеспечить всестороннее развитие и продвижение женщин, с целью гарантирования им основных прав и свобод наравне с мужчинами. В последнее время в результате усилий женских организаций общество стало уделять больше внимания гендерным проблемам – таким, как взаимное уважение и равенство полов, а также гендерному воспитанию. В результате своей борьбы за равенство возможностей и прав и справедливое распределение национального богатства женщины добились немалых успехов, и никто уже не считает их группой, подвергаемой дискриминации. Можно отметить некоторый прогресс в практическом продвижении гендерного равенства на Тайване вследствие попыток правительства улучшить положение: Тайвань оказался на 19-м (по другим оценкам на 22-м) месте в мире по данному показателю. По представительству женщин в Законодательных органах он занимает 52-е место, по участию женщин в менеджменте на 81-м месте, на должностях технических служащих на 69-м. За последнее время появились несколько женских групп и одна политическая партия, отстаивающие политические права женщин и их равноправное политическое представительство на Тайване, среди них: Женская национальная организация за права женщин (1991 г.), Женский комитет развития и содействия при ДПП(1993 г.), осуществляющий политическое образование и тренинг женщин-членов ДПП, оказавший активное содействие в создании ДПП, Альянс прав тайваньских женщин (1994 г.). В то же время, по словам одной из основательниц женского движения Яньлинь Гу Лин (интервью, взятое автором в Национальном Университете Чжэнчжи, на Австрийско-тайваньской конференции по правам человека, Тайбэй, 27–28 сентября 2010 г.), «женские движения на Тайване стали во многом более прагматичными и подвержены фракционности».
 
Одной из важнейших черт общества, определяющих современный уровень развития страны, является женское представительство в органах всех ветвей власти на всех уровнях. В последние годы на Тайване отдается приоритет действительному, а не формальному представительству женщин, так как реально учитываются интересы и перспективы женской половины населения острова. Женщины – политики, если лучше будут представлены в законодательных органах, сделают больший акцент на «женские вопросы», они могут также поддержать те политические вопросы, которые илимаргинализированы, или исключены в законодательных органах, где доминируют мужчины.Женское политическое и экономическое участие на Тайване значительно увеличилось за последние 10 лет. В 1995 г. женщины – законодатели составляли лишь 14% от общего числа законодателей. В 2008 г., даже, несмотря на то, что общее число законодателей уменьшилось наполовину, показатель участия женщин в законодательных органах всех уровней увеличился и достиг 30,08% (что выше, чем, например, в Японии и Южной Корее). Осознается необходимость дальнейшего проведения реформы политической системы и выборов, данный процесс охватил не только азиатские страны, но и страны с развитой демократией, такую как Великобритания, например. Осознается важность дальнейшего использования современных выборных механизмов, которые Тайвань уже успешно применяет с конца 1980-х гг., с началом процесса демократизации и либерализации, чтобы облегчить женщинам прохождение в представительные органы власти, так как именно они могут привнести новое понимание и перспективы в политический процесс, который обогатит содержание политического дискурса и таким образом повысит ответственность правительства за нужды людей. Тайвань ищет свою «современную модель» избирательной системы и проведения избирательных кампаний, адаптируя новые методики к требованиям тайваньского электората, с поиском баланса между традиционными методами выборов и новыми, с привлечением теледебатов, Интернета и т.д. Важным моментом в деле защиты и реализации прав женщин является также осознание партиями необходимости более активного вовлечения женского электората и молодежи в возрасте от 18 до 24 лет в политический процесс, так как именно на них лежит ответственность за будущее страны.
 
Меры правительства по повышению гендерного равенства на Тайване и женского представительства в структурах власти, такие как повышение пропорционального представительства женщин в выборных институтах, соблюдение партийных квот для женщин, модернизация политической культуры – всё это способствует изменению традиционного отношения, особенно у молодого поколения женщин и мужчин, к представительству женщин на позициях, связанных с «принятием решений».
 
Справедливое гендерное представительство отражает и растущую роль женщин в экономике, в образовании и культуре, оно является немаловажным фактором конкурентоспособности государства в современном мире, учитывая важность использования женщин как ценного человеческого ресурса. С учётом того, что на сегодня женщины уже составляют большинство голосующих избирателей на Тайване, а также ввиду роста их политической активности и изменения в обществе отношения к социальной и политической роли женщин, значение женского электорального ресурса как политического фактора на Тайване будет возрастать, что в перспективе может оказать влияние на внутриполитическую ситуацию на Тайване, а тем самым, косвенно, и на состояние межбереговых отношений.
 
Ст. опубл.: Общество и государство в Китае: XLI научная конференция / Ин-т востоковедения РАН. - М.: Вост. лит., 2011. – 440 с. – (Ученые записки Отдела Китая ИВ РАН. Вып. 3 / редкол. А.А. Бокщанин (пред.) и др.). – ISBN 978-5-02-036461-5 (в обл.). С. 287-91.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Император и его армия
Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.