Синология.Ру

Тематический раздел


Дацзу

«Большой достаток» — скальный буд. комплекс, именуемый по названию местности, расположенной в окрестностях г. Чунцин в пров. Сычуань.
 
В 75 местах на склонах и в рукотворных пещерах окрестных гор на протяжении VII‑XIХ вв. были высечены свыше 60 тыс. скульптурных изваяний и вырезано около 100 тыс. иероглифов. Основной корпус памятников в кол-ве 50 тыс. единиц датируется X‑XIII вв. Самый крупный ансамбль, отличающийся и лучшей сохранностью, находится на горе Баодиншань, на склонах к-рой вырезано свыше 10 тыс. горельефных и скульптурных изображений, гравированы 24 текста, есть две пагоды. Скульптурные циклы иллюстрируют 19 буд. притч. Композиция «Паранирвана Будды» XIII в. знаменита 35-метровой фигурой Будды. На горе Бэйшань имеется полукилометровый ансамбль из 290 гротов IX‑XIII вв., содержащих около 7 тыс. скульптур преимущественно буд. тематики, 55 дарственных надписей и пр. На вершине холма находится 33-метровая 12-ярусная пагода XII в. Рельефы гор Наньшань и Шичжуаньшань примечательны изобилием даос. и конф. тематики. В сюжетах скульптурных композиций Дацзу представлен широкий диапазон синкретич. религ. представлений средневекового Китая.
 
Скульптура из Дацзу отражает разные этапы кардинальной китаизации привнесенного из Индии буд. изобразительного канона. Мягкие каменные породы местных склонов позволяли скульпторам сочетать обобщенно-плавную моделировку основных объемов с тщательной проработкой деталей. На мн. памятниках сохранилась яркая полихромная раскраска. Тв-во высокопрофессиональных скульпторов соседствует с работами народных мастеров. Во всех произведениях преобладает жизненная конкретность, свойственная кит. системе пластич. мышления.
 
В 1961 Дацзу был включен в список памятников, охраняемых государством; изучение и реставрация комплекса идет с нач. 1980-х; в 1999 Дацзу вошел в Реестр объектов мирового культурного наследия ЮНЕСКО.
 
Литература:
Сычуань шику дяосу (Скульптура пещер пров. Сычуань) / Гл. ред. Ли Сышэн. Пекин, 1988. Цюаньцай Чжунго дяосу ишу ши (Полная история китайской скульптуры). / Гл. ред. Жу Синь. Иньчуань, 2000; Лю Чанцзю, Ху Вэньхуа, Ли Юнцяо. Дацзу шикэ яньцзю (Исследование каменных изваяний в Дацзу). Чэнду, 1985; Чжунго фоцзяо дяосу (Китайская буддийская скульптура) / Ред., сост. Ли Цзайцянь. Т 1–2. Тайбэй, 1998.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. М.Л. Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. — М.: Вост. лит., 2006–. Т. 6 (дополнительный). Искусство / ред. М.Л. Титаренко и др. — 2010. — 1031 с. С. 570-571.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Император и его армия
Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.