Синология.Ру

Тематический раздел


Гэ у

格物 «выверение вещей (постижение вещей, изучение объектов, классифи­кация предметов)». Фундаментальный термин кит. гносеопраксиологии, одно из восьми «основоположений» (тяо му) «Да сюэ» (V–III вв. до н. э.), первой книги конф. «Четверокнижия», а первоначально гл. 42 «Ли цзи», связанное прежде всего со след. «основоположением» — чжи чжи: «дове­дение знания до конца (чжи чжи) состоит в выверении вещей». Древнейший комментатор текста Чжэн Сюань (II в.) определил гэ [2] как «привлечение» (лай), подразумевая адекватную реакцию «вещей», уподобленных им «де­лам» (ши [3]), т. е. всех объективных явлений, на правильное знание. С превращенным в неоконфуцианстве «Да сюэ» в самостоятельное произ­ведение, первое в «Четверокнижии», особое значение приобрел и термин гэ у. Чэн И (XI-XII вв.) интерпретировал его с помощью тезиса «Чжоу и» об «истощающем [исследовании] принципов» (цюн ли). Чжу Си (XII в.) развил и канонизировал эту интерпретацию. Воспользовавшись определе­нием гэ [2] как «достижения» (чжи [12]) в канонич. словаре «Эр я» («При­ближение к классике», III–II вв. до н. э.), он отождествил гэ у с постиже­нием заключенных в «делах и вещах» принципов (ли [1]). Его гл. оппонент в неоконфуцианстве Ван Ян-мин (XV-XVI вв.) предложил понимать гэ как «выправление» (чжэн [1]), имея в виду правильное отношение к «вещам» (у [3]), к-рые, в свою очередь, сводились к делам (ши [3]), а те — прежде всего к помыслам, заключенным в «собственном сердце» (шэнь синь) и направленным на «усовершенствование своей личности» (сю шэнь).

В ходе начавшейся в XVII в. критики как чжусианства, так и янминиз-ма на первый план выдвинулось истолкование гэ у в качестве практич. отношения к вещам, по выражению Янь Юаня (XVII-XVIII вв.), их «выверения руками» (шоу гэ ци у). В конце XIX в. этим термином стали обозначаться зап. естеств. науки, в совр. языке он имеет значение «естествознание, при­родоведение».

Литература:
Кобзев А.И. Учение Ван Янмина и классическая китайская философия. М., 1983, указатель; Он же. Философия китайского неоконфуцианства. М., 2002, указатель; Lau D. A Note on Ke Wu // Bulletin of the School of Oriental and African Studies. 1967. Vol. 30; Wu Shih-ch`ang. The Original Meaning of «Ke-wu» in the «Great Learning» // Труды XXV международного конгрес­са востоковедов. Т. V. М., 1960. C. 219–224.

Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 216-217.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ
Дух даосизма и гуманитарная (жэнь-вэнь) этика



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.