Синология.Ру

Тематический раздел


«Китай не хочет, чтобы его постигали»

 
 
Интервью А. Маслова журналу The Prime Russian Mаgazine от 19 ноября 2015.
Вопросы задавал А. Карагодин.
 
Примечания редколлегии Синологии.Ру:
 
1. «Традиционное мышление Востока оперирует не категориями «Восток — Запад», а категориями «Север — Юг».» Очевидно, что любое мышление, оперирующее пространственными категориями такого типа, оперирует, как минимум, четырьмя: запад, восток, север и юг, часто добавляется центр и 4 промежуточные стороны света. В Китае это деление традиционно и нумерологически было привязано к стихиям-син и нельзя сказать, что категории востока и запада не использовались. Что же касается культурогенеза Китая, то важнейшее цивилизационное деление как раз проходило по оси Запад - Восток и было более ранним: с запада на территорию Шан пришли племена Чжоу, а сама Чжоу потом делилась на Западную и Восточную, как и чрезвычайно важная для развития Китая эпоха Хань, по названию которой государствообразующий народ Китая и сейчас называется ханьцами.
 
2. Во фрагменте «Китай оперирует большими историческими периодами: например, Китай в эпоху Цинь владел бóльшими землями, чем сегодня, поэтому надо вернуться туда. История — не просто прецедент, это позитивный прецедент. Если моему деду удавалось, моему отцу удавалось, то и я буду поступать точно так же» имеется в виду все же эпоха Цин (清, 1644–1911), а не эпоха Цинь (秦, 221–207 до н.э.).
 
3. «При этом Китай всегда был открытой страной: и в VII, и в XIII веке в Китай приезжало множество людей из-за рубежа... Китай был открыт в куда большей степени, чем Россия». В начале XIII века Китай еще находился под властью чжурчжэней (Цзинь 金,  1115–1234), а потом был завоеван монголами (Юань 元, 1271–1368), вряд ли завоеванность страны следует называть «открытостью». Если же эти понятия отождествить, то в XIII в. Россия была завоевана теми же силами и ничуть не меньше им «открыта», чем Китай.
 
4. «...я читал легендарный двухтомник «Китайская философия»...». Двухтомник называется «Древнекитайская философия».

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ
Дух даосизма и гуманитарная (жэнь-вэнь) этика



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.