Синология.Ру

Синология.Ру

Тематический раздел


Чжоу и - система циклических перемен

и тетраграммы Тай сюань цзина
 
Попытка соотнести Чжоу и и Тай сюань цзин предпринималась выдающимся мыслителем эпохи Сун – Сыма Гуаном (1019 – 1086) (см. [1, с. 75]). Его современник Шао Юн в знаменитом нумерологическом трактате Мэй хуа и шу («Числа превращений дикой сливы мэй хуа») (см. [10]) изложил систему Чжоу и («Циклических перемен»). Нумерологические построения Шао Юна имеют ряд особенностей, среди которых, наиболее важное значение имеет метод формирования гексаграмм и способ определения переменной позиции яо.
 
Построение гексаграмм начинается с верхней триграммы. При этом, полученные в результате анализа какой-либо ситуации, числа указывают на одну из восьми триграмм. Если на основании чисел формируется фигура  гуа, то такая методика именуется «числа предшествующего неба». Если на основании качественных или сущностных характеристик объекта прогнозирования строиться фигура гуа, а потом на  ее основании устанавливаются числа, то такой метод называется «числа последующего неба». Во всех случаях используются и шу («числа перемен»): Цянь – 1,  Дуй – 2, Ли – 3, Чжэнь – 4, Сюнь – 5, Кань – 6, Гэнь – 7, Кунь – 8.
 
Метод определения переменной позиции – яо в гексаграммах характерен всех мантических построений, предложенных Шао Юном. К общей сумме триграмм, составляющих гексаграмму, прибавляется число, соответствующее часу («двухчасовке»). Если полученное число меньше или равно 6-ти, тогда оно указывает на одну из позиций гексаграммы. Если полученное число больше чем 6, тогда производиться деление на 6, а полученный остаток указывает на положение переменной позиции в гексаграмме.
 
Движение переменных позиций (яо) можно представить в виде переходов от одного положения к другому, повторяющихся через одинаковые промежутки времени. Переход от одного состояния или положения к другому происходит мгновенно. Понятие цикла в данном случае подразумевает повторяемость, периодичность изменения какой-либо из линий/черт гексаграммы. Последовательность состояний переменных позиций яо с возвратом к исходному состоянию образует цикл. В связи с расчетной периодичностью возврата яо к исходному положению выделено 2 периода (см.[4; 6, с. 19–22; 7]).
 
Первый период (T1) длительностью 12 часов от цзы (子) до у (午). В нем выделяются 6 фаз, продолжительность которых совпадает с «двухчасовками» и связана со стабильным положением яо в гексаграммах. Φ I – 1 цзы (子), φ II – 2 чоу (丑), φ III – 3 инь (寅), φ IV – 4 мао (卯),  φ V – 5 чэнь (辰) и φ VI – 6 сы (巳).
 
Второй период (T2) длительностью 12 часов от у (午) до хай (亥). В нем также выделяются 6 фаз. Φ I – 7 у (午), φ II – 8 вэй (未), φ III – 9 шэнь (申), φ IV – 10 ю (酉),  φ V – 11 сюй (戌) и φ VI – 12 хай (亥).
 
Отличие этого способа обозначения интервалов времени от традиционного деления на 12 «двухчасовок» во многом напоминает различия между двумя способами обозначения 24-х часов суток на электронных часах. Время может быть представлено от 0:00 до 24:00 или от 0:00 до 12:00 с указанием «AM» («до полудня») и от 12:00 до 0:00 с указанием «PM» («после полудня»). В связи с этим, взаимосвязь 12-ти «двухчасовок» и 6-ти фаз можно представить в следующем виде:
 
φ I ≡ 1 цзы (子) и φ I ≡ 7 у (午);
φ II ≡ 2 чоу (丑) и φ II ≡ 8 вэй (未);
φ III ≡ 3 инь (寅) и φ III ≡ 9 шэнь (申);
φ IV ≡ 4 мао (卯) и φ IV ≡ 10 ю (酉);
φ V ≡ 5 чэнь (辰) и φ V ≡ 11 сюй (戌);
φ VI ≡ 6 сы (巳) и φ VI ≡ 12 хай (亥),
где знак ≡ означает «тождественно, совпадает с…».
 
Предложенная мною, система обозначения интервалов времени может применяться для определения положения переменной позиции яо. В каждую из фаз одна из линий/черт коренной гексаграммы (бэнь гуа) преобразуется в противоположную (по принципу дуй) линию/черту и таким образом формируется производная гексаграмма (бянь гуа). В связи с тем, что происходит изменение только одной линии/черты – возможна трансформация бэнь гуа в одну из шести бянь гуа.
 
Описывая временной порядок событий, который представлен коренной и производной гексаграммами, Като Одакэ (1, с. 69) приводит 6 вариантов интерпретации фигур гуа, на которые указывал Масей Накасю (眞勢中州) в своей работе «Чудесный комментарий, подробно объясняющий реставрацию И цзина» (復古易精義人神傳). Согласно этому источнику, возможны следующие взаимосвязи гексаграмм и временного порядка причинно упорядоченных событий: «бэнь гуа показывает настоящее, бянь гуа – будущее; бэнь гуа сообщает о прошлом, бянь гуа – о настоящем; бэнь гуа – это будущее, бянь гуа – то же будущее; бэнь гуа вместе с бянь гуа – это прошлое; бэнь гуа вместе с бянь гуа – это настоящее; бэнь гуа вместе с бянь гуа – это будущее».
 
На основе четырех центральных линий/черт бэнь гуа формируется вплетенная гексаграмма (ху гуа) (9), которая представляет область не определенную по отношению к временному порядку. В любом случае ху гуа указывает на промежуточный этап в развитии ситуации, рассматриваемой при помощи коренной и производной гексаграмм.
 
События настоящего и их развитие отчасти предсказуемы, это подтверждается многотысячелетней мантической практикой. Однако ответы, которые мы получаем при помощи анализа символов гуа и взаимосвязанных с ними текстов, содержат много неожиданного и неизвестного ранее. Возможные направления развития тех или иных ситуаций могут соответствовать нашим надеждам или вызывать опасения. Довольно часто построение «моделей перемен»  и то, что можно понять из текста И цзина указывает на совершенно новые возможности, о которых мы не думали.
 
Подчас появляться сомнения, возникает потребность найти какое то иное подтверждение, полученной при помощи гуа информации. В этом случае более подробный анализ в рамках применяемого метода прогнозирования, как правило, не рассеивает возникшего опасения, а рассмотрение текста не вызывает уверенности в правильной его интерпретации.
 
Предложенный в настоящей работе вариант решения этой проблемы основан на моем предположении о существовании взаимосвязи между тетраграмми Тай сюан цзина и ядром гексаграмм (8). Бэнь гуа, ху гуа и бянь гуа представляют собой строго определенное множество гексаграмм в котором следует рассматривать четыре центральные линии/черты. Если на каком-либо из уровней расположены одинаковые линии/черты, то данное состояние обозначается при помощи характерной (непрерывной или прерывистой) линии/черты тетраграммы. Если на каком-либо из уровней расположены различные линии/черты, то данное состояние изображается при помощи особой (дважды прерванной) линии/черты тетраграммы.
 
Четыре уровня тетраграмм Ян Сюна объединяют инь и ян, которые занимают соответствующий подуровень. В переведенной Е.П. Синициным главе «Развертывание сокровенного» имеется указание на разделение «десяти тысяч вещей», их объединение и рассмотрение в сокровенном. «Ян познает ян и не познает инь; инь познает инь и не познает ян. Только сокровенное знает инь и знает ян, знает остановки и знает движение, знает мрак и знает свет» (11, с. 218).
 
Концепция объединения инь и ян неким «промежуточным звеном» содержаться во второй части учения Калагии (3, с. 96). Сообщаемое А.П. Наумкиным представление о разделении материи «на две локальные Зоны Подобий – активную и пассивную», а также то, что «Каждая из Зон состоит из двух подобий, обращенных промежуточным звеном в тождество…» может быть выражено графически. Для данного построения наиболее оптимально применение тетраграмм «Канона великой тайны».
 
В каждом из уровней тетраграммы выделяем два подуровня. Верхний подуровень – ян, нижний – инь. Уровень фан, подуровень ян – заполняется непрерывными линиями/чертами, занимающими пятую позицию (Девятка пятая) в рассматриваемом множестве гуа. Уровень фан, подуровень инь – заполняется прерывистыми линиями/чертами, занимающими пятую позицию (Шестерка пятая). Аналогично происходит заполнение уровней чжоу, бу и цзя (см. рис 1–6). Если на каком-либо из уровней, рассматриваемых гуа, расположены однородные линии/черты, то заполняется только соответствующий им подуровень, второй подуровень остается незаполненным.
Рис. 1Рис. 1Рис. 1. Трансформация гексаграммы Тай (фаза I) и заполнение восьми подуровней тетраграммы.
Рис. 2Рис. 2Рис. 2. Трансформация гексаграммы Тай (фаза II) и заполнение восьми подуровней тетраграммы.
Рис. 3Рис. 3Рис. 3. Трансформация гексаграммы Тай (фаза III) и заполнение восьми подуровней тетраграммы.
Рис. 4Рис. 4Рис. 4. Трансформация гексаграммы Тай (фаза IV) и заполнение восьми подуровней тетраграммы.
Рис. 5Рис. 5Рис. 5. Трансформация гексаграммы Тай (фаза V) и заполнение восьми подуровней тетраграммы.
Рис. 6Рис. 6Рис. 6. Трансформация гексаграммы Тай (фаза VI) и заполнение восьми подуровней тетраграммы.
 
На рисунках 1 – 6 представлены 4 уровня тетраграмм с учетом 2-х подуровней. Ядро бэнь гуа № 11 Тай («Расцвет»), ху гуа  № 54 Гуй мэй («Невеста») и по одной из 6-ти бянь гуа рассматривается в связи с заполнением 8-ми подуровней, выделенных мною в тетраграммах. В каждую из 6-ти фаз суток одна из позиций бянь гуа № 11 Тай является переменной (яо),занимающая ее линия/чертаизменяется и образуется производная гексаграмма: φ I бэнь гуа № 11 Тай (яо: 4) – бянь гуа № 34 Да чжуан («Мощь великого»); φ II бэнь гуа № 11 Тай (яо: 5) – бянь гуа № 5 Сюй («Необходимость ждать»); φ III бэнь гуа № 11 Тай (яо: В) – бянь гуа № 26 Да чу («Воспитание великим»); φ IV бэнь гуа № 11 Тай (яо: Н) – бянь гуа № 46 Шэн («Подъем»); φ V бэнь гуа № 11 Тай (яо: 2) – бянь гуа № 36 Мин и («Поражение света»); φ VI бэнь гуа № 11 Тай (яо: 3) – бянь гуа № 19 Линь («Посещение»). Формирование вплетенной гексаграммы, изменение линий/черт бэнь гуа и образование бянь гуа, все это названо мною – «трансформацией коренной гексаграммы». Линии/черты, составляющие ядро коренной, вплетенной и производной гексаграмм  – занимают соответствующие их типу (прерывистая или непрерывная линия/черта) подуровень, определяя характерную картину заполнения 8-ми подуровней в тетраграмме.
 
Распределение линий/черт гуа в тетраграмме по 4-м уровням и 8-ми подуровням может быть сопоставлено с традиционной формой ее изображения. На одном уровне может располагаться непрерывная (подуровень ян) и прерывистая (подуровень инь) линии/черты. При этом число 3 обозначает общее количество отрезков, при помощи которых изображены два типа линий/черт и общее число отрезков составляющих дважды прерванную линию/черту тетраграммы, которое также равно 3-м. Подобные уровни тетраграмм можно именовать «завершенными».
 
Уровни тетраграмм в которых заполнен только один из двух подуровней можно считать «незавершенными». Подуровень инь может быть занят прерывистой линией/чертой, а подуровень ян оставаться не заполненным. При таком состоянии общее число отрезков на данном уровне равно 2-м и общее число отрезков, составляющих этот тип линий/черт в тетраграммах также 2. Подуровень ян может быть занят непрерывной линией/чертой, а подуровень инь оставаться не заполненным. На данном уровне иметься только один отрезок, при помощи которого изображается данный тип линий/черт тетраграмм. В связи с этим следует отметить, что сам Ян Сюн [2, с. 73] обозначил линии/черты при помощи этих же чисел.
 
Рассмотрим, приведенную в качестве примера, трансформацию гексаграммы № 11 Тай и взаимосвязь ядер 3-х  гуа с тетраграммой в каждую из 6-ти фаз (см. Табл. «Шесть фаз трансформаций гексаграммы Тай и их взаимосвязь с тетраграммами»). Φ I: бянь гуа № 11 Тай, ху гуа № 54 Гуй мэй и бянь гуа № 34 Да чжуан имеют непрерывную линию/черту во второй позиции, занимающую уровень цзя и прерывистую линию/черту в пятой позиции, занимающую уровень фан. Третьи и четвертые линии/черты рассматриваться на уровнях бу и чжоу (см. Рис. 1). В связи с тем, что на данных уровнях расположены различные линии/черты, при построении тетраграммы формируются особые (дважды прерванные) линии/черты. Ядра гексаграмм, образующихся во время трансформации Тай гуа в фазу I –  обозначается при помощи тетраграммы № 52 Ду («Мера»).
 
Таблица. Шесть фаз трансформаций гексаграммы Тай и их взаимосвязь с тетраграммами.
Табл. Шесть фаз трансформаций гексаграммы Тай и их взаимосвязь с тетраграммами.Табл. Шесть фаз трансформаций гексаграммы Тай и их взаимосвязь с тетраграммами.
 
Φ II: бянь гуа № 11 Тай, ху гуа № 54 Гуй мэй и бянь гуа № 5 Сюй  имеют непрерывную линию/черту во второй позиции, занимающую уровень цзя. Третьи, четвертые и пятая линии/черты рассматриваться на уровнях бу, чжоу и фан (см. Рис. 2). В связи с тем, что на данных уровнях расположены различные линии/черты, при построении тетраграммы, формируются особые  линии/черты. Ядра гексаграмм, образующихся во время трансформации Тай гуа в фазу II – обозначается при помощи тетраграммы № 79 Нань («Трудности»).
 
Φ III: бянь гуа № 11 Тай, ху гуа № 54 Гуй мэй и бянь гуа № 26 Да чу  (см. Рис. 3). Ядра гексаграмм, образующихся во время трансформации Тай гуа в фазу III –  обозначается при помощи тетраграммы № 52 Ду («Мера»).
 
Φ IV: бянь гуа № 11 Тай, ху гуа № 54 Гуй мэй и бянь гуа № 46 Шэн (см. Рис. 4). Ядра гексаграмм, образующихся во время трансформации Тай гуа в фазу IV –  обозначается при помощи тетраграммы № 52 Ду («Мера»).
  
Φ V: бянь гуа № 11 Тай, ху гуа № 54 Гуй мэй и бянь гуа № 36 Мин и имеют прерывистую линию/черту в пятой позиции, занимающую уровень фан. Вторые, третьи и четвертые линии/черты рассматриваться на уровнях цзя, бу и чжоу (см. Рис. 5). В связи с тем, что на данных уровнях расположены различные линии/черты, при построении тетраграммы, формируются особые  линии/черты. Ядра гексаграмм, образующихся во время трансформации Тай гуа в фазу V – обозначается при помощи тетраграммы № 54 Кунь («Потомство»).
 
Φ VI: бянь гуа № 11 Тай, ху гуа № 54 Гуй мэй и бянь гуа № 19 Линь (см. Рис. 6). Ядра гексаграмм, образующихся во время трансформации Тай гуа в фазу VI –  обозначается при помощи тетраграммы № 52 Ду («Мера»).
 
Продолжая рассматривать трансформации 64-х гексаграмм в каждую из 6-ти фаз и их взаимосвязь с тетраграммами, применим упрощенный способ записи, при котором указывается только фаза трансформации, номера коренной, вплетенной и производной  гексаграмм, а также номер взаимосвязанной с данными гексаграммами тетраграммы (шоу).
 
По моему мнению, наличие общих линий/черт в составе ядра коренной, вплетенной и производной гексаграмм, взаимосвязанных с течением времени, может указывать на сокровенную реальность, включающую в себя отдельные черты прошлого, настоящего и будущего. В самом «Каноне великой тайны» о свойствах сокровенного сказано «…из пустоты рождает принципы, соприкасаться с одухотворенным разумом и создает установления, пронизывает древнее и настоящее, разделяя категории всего сущего; переплетает между собой силы инь и ян и развязывает жизненные начала. Одно разделяется, другое соединяется, таким образом образуются небо и земля. Небесные тела и Солнце вращаются по своим кругам, твердое и мягкое соединяются. Все возвращается на свои первоначальные места, конец и начало всего определены. Одно рождается, другое умирает, их судьба ясна». (11, с. 217) Символы тетраграмм с их уровнями позволяют выявить общие линии/черты в причинно упорядоченном множестве гексаграмм, элементы которого бэнь гуа, ху гуа и бянь гуа. В результате такого построения тетраграмма и взаимосвязанный с ней текст дополняет и уточняет, полученную в результате анализа символов гуа, информацию (5) о каких-либо событиях.
 
Литература
  1. Като Одакэ (加 藤 大 岳). Экигаку бёсэн 易 学 病 占 («Ицзинистика и прогнозирование заболеваний»). Токио, 1989.
  2. Кобзев А. И. Учение о символах и числах в китайской классической философии. М., 1993.
  3. Наумкин А. П. Калагия. Каунас, 1998.
  4. Чибисов Т. П. База данных оптимизированных моделей хронопунктурного воздействия на биологически активные точки 12 основных меридианов. Свидетельство об официальной регистрации базы данных № 2004620262. Зарегистрировано в Реестре баз данных 10 ноября 2004 г.
  5. Чибисов Т. П. База данных цифровой системы кодирования файлов и папок. Свидетельство об официальной регистрации базы данных № 2006620189. Зарегистрировано в Реестре баз данных 28 июня 2006 г.
  6. Чибисов Т. П. Метод «изменение гексаграмм» и схемы хронопунктурного воздействия на биологически активные точки (БАТ) // ВГМА им. Н. Н. Бурденко /методические рекомендации/ под ред. К. М. Резникова. Воронеж, 2008.
  7. Чибисов Т. П. Программа определения графических моделей хронопунктурного воздействия на биологически активные точки (БАТ). Свидетельство об официальной регистрации программы для ЭВМ № 2006612228. Зарегистрировано в Реестре программ для ЭВМ 28 июня 2006 г.
  8. Чибисов Т. П. Тай сюань цзин и гексаграммы И цзина // XXXVIII научная конференция «Общество и государство в Китае». М., 2008. С. 172 - 186.
  9. Чибисов Т. П. Ядро шестидесяти четырех гексаграмм и вплетенные гексаграммы И цзина // XXXVII научная конференция «Общество и государство в Китае». М., 2007. С. 178 - 185.
  10. Шао Юн. Числа превращений дикой сливы мэй-хуа / Сост. Б. Б. Виногродский. – Киев: AirLand. 1993.
  11. Ян Сюнь. Тай сюань цзин // Древнекитайская философия. Эпоха Хань. М., 1990. С. 217 - 220.
Приложение
ГГ № 1 Цянь («Творчество»): φ I – № 1, № 1, № 10, шоу № 7; φ II – № 1, № 1, № 9, шоу № 19; φ III – № 1, № 1, № 14, шоу № 55; φ IV – № 1, № 1, № 43, шоу № 1; φ V –  № 1, № 1, № 44, шоу № 1; φ VI – № 1, № 1, № 13, шоу № 3.
 
ГГ № 2 Кунь («Исполнение»): φ I – № 2, № 2, № 8, шоу № 68; φ II – № 2, № 2, № 23, шоу № 41; φ III – № 2, № 2, № 24, шоу № 41; φ IV – № 2, № 2, № 7, шоу № 42; φ V – № 2, № 2, № 15, шоу № 44; φ VI – № 2, № 2, № 16, шоу № 50.
 
ГГ № 3 Чжунь («Начальная трудность»): φ I – № 3, № 23, № 24, шоу № 68; φ II – № 3, № 23, № 42, шоу № 68; φ III – № 3, № 23, № 8, шоу № 68; φ IV – № 3, № 23, № 60, шоу № 69; φ V – № 3, № 23, № 63, шоу № 71; φ VI – № 3, № 23, № 17, шоу № 77.
 
ГГ № 4 Мэн («Недоразвитость»): φ I – № 4, № 24, № 23, шоу № 42; φ II – № 4, № 24, № 18, шоу № 45; φ III – № 4, № 24, № 64, шоу № 51; φ IV – № 4, № 24, № 59, шоу № 69; φ V – № 4, № 24, № 7, шоу № 42; φ VI – № 4, № 24, № 41, шоу № 42.
 
ГГ № 5 Сюй («Необходимость ждать»): φ I – № 5, № 38, № 63, шоу № 81; φ II – № 5, № 38, № 60, шоу № 79; φ III – № 5, № 38, № 43, шоу № 79; φ IV – № 5, № 38, № 11, шоу № 79; φ V – № 5, № 38, № 9, шоу № 79; φ VI – № 5, № 38, № 48, шоу № 79.
 
ГГ № 6 Сун («Тяжба»): φ I – № 6, № 37, № 12, шоу № 27; φ II – № 6, № 37, № 44, шоу № 27; φ III – № 6, № 37, № 59, шоу № 27; φ IV – № 6, № 37, № 64, шоу № 81; φ V – № 6, № 37, № 47, шоу № 27; φ VI – № 6, № 37, № 10, шоу № 27.
 
ГГ № 7 Ши («Войско»): φ I – № 7, № 24, № 46, шоу № 45; φ II – № 7, № 24, № 40, шоу № 51; φ III – № 7, № 24, № 29, шоу № 69; φ IV – № 7, № 24, № 4, шоу № 42; φ V – № 7, № 24, № 19, шоу № 42; φ VI – № 7, № 24, № 2, шоу № 42.
 
ГГ № 8 Би («Приближение»): φ I – № 8, № 23, № 39, шоу № 71; φ II – № 8, № 23, № 45, шоу № 77; φ III – № 8, № 23, № 2, шоу № 68; φ IV – № 8, № 23, № 20, шоу № 68; φ V – № 8, № 23, № 3, шоу № 68; φ VI – № 8, № 23, № 29, шоу № 69.
 
ГГ № 9 Сяо чу («Воспитание малым»): φ I – № 9, № 38, № 57, шоу № 79; φ II – № 9, № 38, № 37, шоу № 81; φ III – № 9, № 38, № 61, шоу № 79; φ IV – № 9, № 38, № 1, шоу № 79; φ V – № 9, № 38, № 26, шоу № 79; φ VI – № 9, № 38, № 5, шоу № 79.
 
ГГ № 10 Ли («Наступление»): φ I – № 10, № 37, № 61, шоу № 27; φ II – № 10, № 37, № 38, шоу № 81; φ III – № 10, № 37, № 58, шоу № 27; φ IV – № 10, № 37, № 6, шоу № 27; φ V – № 10, № 37, № 25, шоу № 27; φ VI – № 10, № 37, № 1, шоу № 27.
 
ГГ № 11 Тай («Расцвет»): φ I – № 11, № 54, № 34, шоу № 52; φ II – № 11, № 54, № 5, шоу № 79; φ III – № 11, № 54, № 26, шоу № 52; φ IV – № 11, № 54, № 46, шоу № 52; φ V – № 11, № 54, № 36, шоу № 54; φ VI – № 11, № 54, № 19, шоу № 52.
 
ГГ № 12 Пи («Упадок»): φ I – № 12, № 53, № 20, шоу № 26; φ II – № 12, № 53, № 35, шоу № 80; φ III – № 12, № 53, № 45, шоу № 26; φ IV – № 12, № 53, № 25, шоу № 26; φ V – № 12, № 53, № 6, шоу № 27; φ VI – № 12, № 53, № 33, шоу № 26.
 
ГГ № 13 Тун жэнь («Родня»): φ I – № 13, № 44, № 30, шоу № 57; φ II – № 13, № 44, № 49, шоу № 3; φ III – № 13, № 44, № 33, шоу № 3; φ IV – № 13, № 44, № 1, шоу № 3; φ V – № 13, № 44, № 25, шоу № 9; φ VI – № 13, № 44, № 37, шоу № 21.
 
ГГ № 14 Да ю («Обладание великим»): φ I – № 14, № 43, № 1, шоу № 55; φ II – № 14, № 43, № 34, шоу № 55; φ III – № 14, № 43, № 50, шоу № 55; φ IV – № 14, № 43, № 30, шоу № 57; φ V – № 14, № 43, № 38, шоу № 61; φ VI – № 14, № 43, № 26, шоу № 73.
 
ГГ № 15 Цянь («Смирение»): φ I – № 15, № 40, № 62, шоу № 54; φ II – № 15, № 40, № 39, шоу № 81; φ III – № 15, № 40, № 52, шоу № 54; φ IV – № 15, № 40, № 36, шоу № 54; φ V – № 15, № 40, № 46, шоу № 54; φ VI – № 15, № 40, № 2, шоу № 54.
 
ГГ № 16 Юй («Вольность»): φ I – № 16, № 39, № 51, шоу № 80; φ II – № 16, № 39, № 40, шоу № 81; φ III – № 16, № 39, № 62, шоу № 80; φ IV – № 16, № 39, № 2, шоу № 80; φ V – № 16, № 39, № 45, шоу № 80; φ VI – № 16, № 39, № 35, шоу № 80.
 
ГГ № 17 Суй («Последование»): φ I – № 17, № 53, № 45, шоу № 26; φ II – № 17, № 53, № 58, шоу № 27; φ III – № 17, № 53, № 49, шоу № 26; φ IV – № 17, № 53, № 3, шоу № 26; φ V – № 17, № 53, № 51, шоу № 80; φ VI – № 17, № 53, № 25, шоу № 26.
 
ГГ № 18 Гу («Исправление порчи»): φ I – № 18, № 54, № 26, шоу № 52; φ II – № 18, № 54, № 52, шоу № 54; φ III – № 18, № 54, № 4, шоу № 52; φ IV – № 18, № 54, № 50, шоу № 52; φ V – № 18, № 54, № 57, шоу № 79; φ VI – № 18, № 54, № 46, шоу № 52.
 
ГГ № 19 Линь («Посещение»): φ I – № 19, № 24, № 60, шоу № 69; φ II – № 19, № 24, № 41, шоу № 42; φ III – № 19, № 24, № 7, шоу № 42; φ IV – № 19, № 24, № 24, шоу № 42; φ V – № 19, № 24, № 11, шоу № 45; φ VI – № 19, № 24, № 54, шоу № 51.
 
ГГ № 20 Гуань («Созерцание»): φ I – № 20, № 23, № 59, шоу № 69; φ II – № 20, № 23, № 53, шоу № 71; φ III – № 20, № 23, № 12, шоу № 77; φ IV – № 20, № 23, № 23, шоу № 68; φ V – № 20, № 23, № 8, шоу № 68; φ VI – № 20, № 23, № 42, шоу № 68.
 
ГГ № 21 Ши хо («Стиснутые зубы»): φ I – № 21, № 39, № 38, шоу № 81; φ II – № 21, № 39, № 30, шоу № 80; φ III – № 21, № 39, № 27, шоу № 80; φ IV – № 21, № 39, № 25, шоу № 80; φ V – № 21, № 39, № 51, шоу № 80; φ VI – № 21, № 39, № 35, шоу № 80.
 
ГГ № 22 Би («Убранство»): φ I – № 22, № 40, № 37, шоу № 81; φ II – № 22, № 40, № 36, шоу № 54; φ III – № 22, № 40, № 52, шоу № 54; φ IV – № 22, № 40, № 26, шоу № 54; φ V – № 22, № 40, № 27, шоу № 54; φ VI – № 22, № 40, № 30, шоу № 54.
 
ГГ № 23 Бо («Разорение»): φ I – № 23, № 2, № 35, шоу № 50; φ II – № 23, № 2, № 20, шоу № 68; φ III – № 23, № 2, № 2, шоу № 41; φ IV – № 23, № 2, № 27, шоу № 41; φ V – № 23, № 2, № 4, шоу № 42; φ VI – № 23, № 2, № 52, шоу № 44.
 
ГГ № 24 Фу («Возврат»): φ I – № 24, № 2, № 2, шоу № 41; φ II – № 24, № 2, № 19, шоу № 42; φ III – № 24, № 2, № 36, шоу № 44; φ IV – № 24, № 2, № 51, шоу № 50; φ V – № 24, № 2, № 3, шоу № 68; φ VI – № 24, № 2, № 27, шоу № 41.
 
ГГ № 25 У ван («Беспорочность»): φ I – № 25, № 53, № 17, шоу № 26; φ II – № 25, № 53, № 12, шоу № 26; φ III – № 25, № 53, № 10, шоу № 27; φ IV – № 25, № 53, № 13, шоу № 26; φ V – № 25, № 53, № 42, шоу № 26; φ VI – № 25, № 53, № 21, шоу № 80.
 
ГГ № 26 Да чу («Воспитание великим»): φ I – № 26, № 54, № 41, шоу № 52; φ II – № 26, № 54, № 14, шоу № 52; φ III – № 26, № 54, № 9, шоу № 79; φ IV – № 26, № 54, № 11, шоу № 52; φ V – № 26, № 54, № 18, шоу № 52; φ VI – № 26, № 54, № 22, шоу № 54.
 
ГГ № 27 И («Питание»): φ I – № 27, № 2, № 24, шоу № 41; φ II – № 27, № 2, № 23, шоу № 41; φ III – № 27, № 2, № 41, шоу № 42; φ IV – № 27, № 2, № 22, шоу № 44; φ V – № 27, № 2, № 21, шоу № 50; φ VI – № 27, № 2, № 42, шоу № 68.
 
ГГ № 28 Да го («Переразвитие великого»): φ I – № 28, № 1, № 31, шоу № 3; φ II – № 28, № 1, № 47, шоу № 7; φ III – № 28, № 1, № 48, шоу № 19; φ IV – № 28, № 1, № 32, шоу № 55; φ V –  № 28, № 1, № 44, шоу № 1; φ VI – № 28, № 1, № 43, шоу № 1.
 
ГГ № 29 Кань («Повторная опасность»): φ I – № 29, № 27, № 60, шоу № 69; φ II – № 29, № 27, № 8, шоу № 69; φ III – № 29, № 27, № 48, шоу № 72; φ IV – № 29, № 27, № 47, шоу № 78; φ V –  № 29, № 27, № 7, шоу № 69; φ VI – № 29, № 27, № 59, шоу № 69.
 
ГГ № 30 Ли («Сияние»): φ I – № 30, № 28, № 56, шоу № 57; φ II – № 30, № 28, № 14, шоу № 57; φ III – № 30, № 28, № 21, шоу № 63; φ IV – № 30, № 28, № 22, шоу № 75; φ V –  № 30, № 28, № 13, шоу № 57; φ VI – № 30, № 28, № 55, шоу № 57.
 
ГГ № 31 Сянь («Взаимодействие»): φ I – № 31, № 44, № 39, шоу № 21; φ II – № 31, № 44, № 62, шоу № 57; φ III – № 31, № 44, № 33, шоу № 3; φ IV – № 31, № 44, № 49, шоу № 3; φ V – № 31, № 44, № 28, шоу № 3; φ VI – № 31, № 44, № 45, шоу № 9.
 
ГГ № 32 Хэн («Постоянство»): φ I – № 32, № 43, № 46, шоу № 73; φ II – № 32, № 43, № 28, шоу № 55; φ III – № 32, № 43, № 50, шоу № 55; φ IV – № 32, № 43, № 34, шоу № 55; φ V – № 32, № 43, № 62, шоу № 57; φ VI – № 32, № 43, № 54, шоу № 61.
 
ГГ № 33 Дунь («Бегство»): φ I – № 33, № 44, № 12, шоу № 9; φ II – № 33, № 44, № 53, шоу № 21; φ III – № 33, № 44, № 56, шоу № 57; φ IV – № 33, № 44, № 31, шоу № 3; φ V – № 33, № 44, № 13, шоу № 3; φ VI – № 33, № 44, № 44, шоу № 3.
 
ГГ № 34 Да чжуан («Мощь великого»): φ I – № 34, № 43, № 14, шоу № 55; φ II – № 34, № 43, № 32, шоу № 55; φ III – № 34, № 43, № 55, шоу № 57; φ IV – № 34, № 43, № 54, шоу № 61; φ V – № 34, № 43, № 11, шоу № 73; φ VI – № 34, № 43, № 43, шоу № 55.
 
ГГ № 35 Цзинь («Восход»): φ I – № 35, № 39, № 16, шоу № 80; φ II – № 35, № 39, № 21, шоу № 80; φ III – № 35, № 39, № 64, шоу № 81; φ IV – № 35, № 39, № 56, шоу № 80; φ V – № 35, № 39, № 23, шоу № 80; φ VI – № 35, № 39, № 12, шоу № 80.
 
ГГ № 36 Мин и («Поражение света»): φ I – № 36, № 40, № 22, шоу № 54; φ II – № 36, № 40, № 15, шоу № 54; φ III – № 36, № 40, № 11, шоу № 54; φ IV – № 36, № 40, № 24, шоу № 54; φ V – № 36, № 40, № 55, шоу № 54; φ VI – № 36, № 40, № 63, шоу № 81.
 
ГГ № 37 Цзя жэнь («Домашние»): φ I – № 37, № 64, № 42, шоу № 81; φ II – № 37, № 64, № 13, шоу № 81; φ III – № 37, № 64, № 22, шоу № 81; φ IV – № 37, № 64, № 63, шоу № 81; φ V – № 37, № 64, № 53, шоу № 81; φ VI – № 37, № 64, № 9, шоу № 81.
 
ГГ № 38 Куй («Разлад»): φ I – № 38, № 63, № 54, шоу № 81; φ II – № 38, № 63, № 64, шоу № 81; φ III – № 38, № 63, № 21, шоу № 81; φ IV – № 38, № 63, № 14, шоу № 81; φ V – № 38, № 63, № 41, шоу № 81; φ VI – № 38, № 63, № 10, шоу № 81.
 
ГГ № 39 Цзянь («Препятствие»): φ I – № 39, № 64, № 48, шоу № 81; φ II – № 39, № 64, № 8, шоу № 81; φ III – № 39, № 64, № 31, шоу № 81; φ IV – № 39, № 64, № 15, шоу № 81; φ V – № 39, № 64, № 53, шоу № 81; φ VI – № 39, № 64, № 63, шоу № 81.
 
ГГ № 40 Цзе («Разрешение»): φ I – № 40, № 63, № 47, шоу № 81; φ II – № 40, № 63, № 64, шоу № 81; φ III – № 40, № 63, № 54, шоу № 81; φ IV – № 40, № 63, № 16, шоу № 81; φ V – № 40, № 63, № 32, шоу № 81; φ VI – № 40, № 63, № 7, шоу № 81.
 
ГГ № 41 Сунь («Убыль»): φ I – № 41, № 24, № 38, шоу № 51; φ II – № 41, № 24, № 61, шоу № 69; φ III – № 41, № 24, № 19, шоу № 42; φ IV – № 41, № 24, № 4, шоу № 42; φ V – № 41, № 24, № 27, шоу № 42; φ VI – № 41, № 24, № 26, шоу № 45.
 
ГГ № 42 И («Приумножение»): φ I – № 42, № 23, № 25, шоу № 77; φ II – № 42, № 23, № 27, шоу № 68; φ III – № 42, № 23, № 3, шоу № 68; φ IV – № 42, № 23, № 20, шоу № 68; φ V – № 42, № 23, № 61, шоу № 69; φ VI – № 42, № 23, № 37, шоу № 71.
 
ГГ № 43 Гуай («Выход»): φ I – № 43, № 1, № 5, шоу № 19; φ II – № 43, № 1, № 34, шоу № 55; φ III – № 43, № 1, № 1, шоу № 1; φ IV – № 43, № 1, № 28, шоу № 1; φ V –  № 43, № 1, № 49, шоу № 3; φ VI – № 43, № 1, № 58, шоу № 7.
 
ГГ № 44 Гоу («Перечение»): φ I – № 44, № 1, № 1, шоу № 1; φ II – № 44, № 1, № 33, шоу № 3; φ III – № 44, № 1, № 6, шоу № 7; φ IV – № 44, № 1, № 57, шоу № 19; φ V –  № 44, № 1, № 50, шоу № 55; φ VI – № 44, № 1, № 28, шоу № 1.
 
ГГ № 45 Цуй («Воссоединение»): φ I – № 45, № 53, № 16, шоу № 80; φ II – № 45, № 53, № 12, шоу № 26; φ III – № 45, № 53, № 17, шоу № 26; φ IV – № 45, № 53, № 47, шоу № 27; φ V – № 45, № 53, № 31, шоу № 26; φ VI – № 45, № 53, № 8, шоу № 26.
 
ГГ № 46 Шэн («Подъем»): φ I – № 46, № 54, № 15, шоу № 54; φ II – № 46, № 54, № 7, шоу № 52; φ III – № 46, № 54, № 32, шоу № 52; φ IV – № 46, № 54, № 48, шоу № 79; φ V – № 46, № 54, № 18, шоу № 52; φ VI – № 46, № 54, № 11, шоу № 52.
 
ГГ № 47 Кунь («Истощение»): φ I – № 47, № 37, № 28, шоу № 27; φ II – № 47, № 37, № 29, шоу № 27; φ III – № 47, № 37, № 40, шоу № 81; φ IV – № 47, № 37, № 6, шоу № 27; φ V – № 47, № 37, № 58, шоу № 27; φ VI – № 47, № 37, № 45, шоу № 27.
 
ГГ № 48 Цзин («Колодец»): φ I – № 48, № 38, № 57, шоу № 79; φ II – № 48, № 38, № 5, шоу № 79; φ III – № 48, № 38, № 39, шоу № 81; φ IV – № 48, № 38, № 29, шоу № 79; φ V – № 48, № 38, № 28, шоу № 79; φ VI – № 48, № 38, № 46, шоу № 79.
 
ГГ № 49 Гэ («Смена»): φ I – № 49, № 44, № 13, шоу № 3; φ II – № 49, № 44, № 31, шоу № 3; φ III – № 49, № 44, № 43, шоу № 3; φ IV – № 49, № 44, № 17, шоу № 9; φ V – № 49, № 44, № 63, шоу № 21; φ VI – № 49, № 44, № 55, шоу № 57.
 
ГГ № 50 Дин («Жертвенник»): φ I – № 50, № 43, № 64, шоу № 61; φ II – № 50, № 43, № 18, шоу № 73; φ III – № 50, № 43, № 44, шоу № 55; φ IV – № 50, № 43, № 32, шоу № 55; φ V – № 50, № 43, № 14, шоу № 55; φ VI – № 50, № 43, № 56, шоу № 57.
 
ГГ № 51 Чжэнь («Молния»): φ I – № 51, № 39, № 55, шоу № 80; φ II – № 51, № 39, № 24, шоу № 80; φ III – № 51, № 39, № 17, шоу № 80; φ IV – № 51, № 39, № 21, шоу № 80; φ V – № 51, № 39, № 16, шоу № 80; φ VI – № 51, № 39, № 54, шоу № 81.
 
ГГ № 52 Гэнь («Сосредоточенность»): φ I – № 52, № 40, № 23, шоу № 54; φ II – № 52, № 40, № 56, шоу № 54; φ III – № 52, № 40, № 53, шоу № 81; φ IV – № 52, № 40, № 15, шоу № 54; φ V – № 52, № 40, № 22, шоу № 54; φ VI – № 52, № 40, № 18, шоу № 54.
 
ГГ № 53 Цзянь («Течение»): φ I – № 53, № 64, № 37, шоу № 81; φ II – № 53, № 64, № 57, шоу № 81; φ III – № 53, № 64, № 20, шоу № 81; φ IV – № 53, № 64, № 33, шоу № 81; φ V – № 53, № 64, № 52, шоу № 81; φ VI – № 53, № 64, № 39, шоу № 81.
 
ГГ № 54 Гуй мэй («Невеста»): φ I – № 54, № 63, № 40, шоу № 81; φ II – № 54, № 63, № 51, шоу № 81; φ III – № 54, № 63, № 34, шоу № 81; φ IV – № 54, № 63, № 19, шоу № 81; φ V – № 54, № 63, № 58, шоу № 81; φ VI – № 54, № 63, № 38, шоу № 81.
 
ГГ № 55 Фэн («Изобилие»): φ I – № 55, № 28, № 34, шоу № 57; φ II – № 55, № 28, № 51, шоу № 63; φ III – № 55, № 28, № 36, шоу № 75; φ IV – № 55, № 28, № 49, шоу № 57; φ V –  № 55, № 28, № 30, шоу № 57; φ VI – № 55, № 28, № 62, шоу № 57.
 
ГГ № 56 Люй («Странствие»): φ I – № 56, № 28, № 33, шоу № 57; φ II – № 56, № 28, № 62, шоу № 57; φ III – № 56, № 28, № 30, шоу № 57; φ IV – № 56, № 28, № 50, шоу № 57; φ V –  № 56, № 28, № 35, шоу № 63; φ VI – № 56, № 28, № 52, шоу № 75.
 
ГГ № 57 Сюнь («Проникновение»): φ I – № 57, № 38, № 18, шоу № 79; φ II – № 57, № 38, № 48, шоу № 79; φ III – № 57, № 38, № 9, шоу № 79; φ IV – № 57, № 38, № 53, шоу № 81; φ V – № 57, № 38, № 59, шоу № 79; φ VI – № 57, № 38, № 44, шоу № 79.
 
ГГ № 58 Дуй («Радость»): φ I – № 58, № 37, № 54, шоу № 81; φ II – № 58, № 37, № 10, шоу № 27; φ III – № 58, № 37, № 47, шоу № 27; φ IV – № 58, № 37, № 17, шоу № 27; φ V – № 58, № 37, № 43, шоу № 27; φ VI – № 58, № 37, № 60, шоу № 27.
 
ГГ № 59 Хуань («Раздробление»): φ I – № 59, № 27, № 29, шоу № 69; φ II – № 59, № 27, № 61, шоу № 69; φ III – № 59, № 27, № 20, шоу № 69; φ IV – № 59, № 27, № 57, шоу № 72; φ V –  № 59, № 27, № 6, шоу № 78; φ VI – № 59, № 27, № 4, шоу № 69.
 
ГГ № 60 Цзе («Ограничение»): φ I – № 60, № 27, № 5, шоу № 72; φ II – № 60, № 27, № 58, шоу № 78; φ III – № 60, № 27, № 19, шоу № 69; φ IV – № 60, № 27, № 61, шоу № 69; φ V –  № 60, № 27, № 29, шоу № 69; φ VI – № 60, № 27, № 3, шоу № 69.
 
ГГ № 61 Чжун фу («Внутренняя правда»): φ I – № 61, № 27, № 42, шоу № 69; φ II – № 61, № 27, № 9, шоу № 72; φ III – № 61, № 27, № 10, шоу № 78; φ IV – № 61, № 27, № 41, шоу № 69; φ V –  № 61, № 27, № 60, шоу № 69; φ VI – № 61, № 27, № 59, шоу № 69.
 
ГГ № 62 Сяо го («Переразвитие малого»): φ I – № 62, № 28, № 56, шоу № 57; φ II – № 62, № 28, № 55, шоу № 57; φ III – № 62, № 28, № 32, шоу № 57; φ IV – № 62, № 28, № 16, шоу № 63; φ V –  № 62, № 28, № 15, шоу № 75; φ VI – № 62, № 28, № 31, шоу № 57.
 
ГГ № 63 Цзи цзи («Уже конец»): φ I – № 63, № 64, № 49, шоу № 81; φ II – № 63, № 64, № 36, шоу № 81; φ III – № 63, № 64, № 37, шоу № 81; φ IV – № 63, № 64, № 39, шоу № 81; φ V – № 63, № 64, № 5, шоу № 81; φ VI – № 63, № 64, № 3, шоу № 81.
 
ГГ № 64 Вэй цзи («Еще не конец»): φ I – № 64, № 63, № 4, шоу № 81; φ II – № 64, № 63, № 6, шоу № 81; φ III – № 64, № 63, № 40, шоу № 81; φ IV – № 64, № 63, № 38, шоу № 81; φ V – № 64, № 63, № 35, шоу № 81; φ VI – № 64, № 63, № 50, шоу № 81.
 
Ст. опубл.: Общество и государство в Китае: XXXIX научная конференция / Ин-т востоковедения РАН. - М.: Вост. лит., 2009. - 502 стр. - Ученые записки Отдела Китая ИВ РАН. Вып. 1. С. 406-419.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Исследование категорий и основных понятий китайской философии и культуры
Биография и выступления А.И. Кобзева на сайте Энциклопедия Кино и ТВ
28 июля 2020 года ушел из жизни патриарх российского и польского китаеведения Станислав Роберт Кучера
Причины неудачной политики Цинской империи в Синьцзяне 1884 – 1912 гг.
Интернет-канал по истории Китая С.В. Дмитриева


© Copyright 2009-2021. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.