Синология.Ру

Тематический раздел


Чжан Хэн

張衡, Чжан Пин-цзы 張平子, Чжан Хэ-цзянь, 78, Сиао обл. Наньян (совр. Цяочжэнь уезда Наньчжао пров. Хэнань), — 139. Чжан ХэнЧжан Хэн Кит. философ, мыслитель-энциклопедист, литератор, поэт, гос. деятель и выдающийся ученый, к-рому принадлежат мировые открытия и изобретения в математике, астрономии, механике, сейсмологии, географии.  Состоял на гос. службе, дважды занимал пост гл. придворного историографа-астронома, в конце жизни был министром в удельном княжестве Хэцзянь (совр. пров. Хэбэй). Создал армиллярную сферу (небесный глобус), приводившуюся в движение водой; тележку-компас с шестеренными передачами; прибор для регистрации подземных толчков (протосейсмограф). Чжан Хэн первым в Китае заявил, что Луна светит отраженным солнечным светом, явился родоначальником количественной картографии, основанной на прямоугольной сетке координат; уточнил значение числа π, предложив два его эквивалента: 1) 92/29 ≈ 3,1724…; 2) √10 ≈ 3,1622... Последним значением пользовался Брахмагупта в VII в. и аль-Хорезми в IX в. Теоретич. труды Чжан Хэна сохранились лишь во фрагментарном виде, включенными в состав др. произведений. Древнейшее описание его жизни и творчества содержится в специально посвященной ему гл. 89 «Хоу Хань шу» («Книга [об эпохе] Поздней [династии] Хань», кон. IV — нач. V в.). Наиболее полным образом науч. наследие Чжан Хэна представлено в антологии Янь Кэ-цзюня (XVIII–XIX вв.) «Цюань шан-гу сань дай Цинь Хань, Сань го, Лю-чао вэнь» («Полное [собрание] литературы глубокой древности, трех [первых] эпох, [династий] Цинь и Хань, Троецарствия и Шести династий»).

Основные космолого-астрономич. взгляды Чжан Хэна отражены в небольшом трактате «Хунь тянь и [ту чжу]» — «[Комментарий к плану] армиллярной сферы» или «[Комментарий к плану] коловращающегося неба», к-рый, видимо, был описанием и разъяснением соответствующего астрономич. инструмента. В нем излагается геоцентрич. концепция «коловращающегося неба» (хунь тянь), согласно к-рой Земля подобна желтку в постоянно вращающемся яйцеобразном Небе (тянь [1]). Носителем и наполнителем этого «мирового яйца» является «пневма» (ци [1]), основным вселенским воплощением к-рой выступает вода. Космологич. и общефилос. взгляды Чжан Хэна, следовавшего за даосами (см. Даосизм), натурфилософской школой иньян-цзя и особенно Ян Сюном (I в. до н.э. — I в. н.э.), выражены гл. обр. в трактате «Лин сянь» («Основоположения животворности») и прозопоэтическом сочинении «Сы сюань фу» («Ода мышлению о таинственном»). Развивая также в сочинении «Сю-ань ту» («План таинственного»), воспринятую от Ян Сюна идею тай сюань — «Великой тайны», лежащей в основе мироздания, Чжан Хэн сочетал признание непознаваемости Вселенной как «пространственно-временного универсума» (юй чжоу) со скрупулезными астрономич. расчетами, а веру в астрологич. взаимосвязь земных существ и небесных светил — с критикой гадательно-предсказательной традиции, расцветшей в современном ему «оракуло-апокрифическом учении» (чэнь вэй чжи сюэ; см. Сюань-сюэ, Сяншучжи-сюэ; Цзин—вэй).

Определяя различные категории небесных тел, он указывал на существование 2500 «действующих звезд» и 11 520 «сокровенных звезд». 2500 — это округление наибольшего числа доступных невооруженному глазу небесных тел, т.е. исходно эмпирическая величина, а 11 520 — априорно заданное число из «Си цы чжуани», продукт нумерологии (сяншучжи-сюэ) «Чжоу и», символизирующий все «10 тыс. вещей» (вань у). Скорость перемещения небесных тел на небосводе им связывалась с их удаленностью от Земли: близкие к ней двигаются быстро, далекие от нее — медленно.

Наиболее известные художественные произведения Чжан Хэна — три политически идеологизированные оды: диптих о Зап. и Вост. «престо-лах» династии Хань («Си цзин фу» - рус. пер.: С.В.Дмитриев, 2002, 2003, 2005; «Дун цзин фу») и ода о Южной столице Наньяне («Нань ду фу»); проникнутая новаторским анакреонтическим духом «Тун шэн гэ» («Песнь о созвучии»); соединяющие апологетику природы и культуры, даосизма и конфуцианства «Гуй тянь фу» («Ода о возвращении к полям») и «Ду-лоу фу» («Ода черепу»).

Источники:
Чжунго чжэсюэ ши цзыляо сюаньцзи. Лян Хань чжи бу (Избранные материалы по истории Китайской философии. Раздел двух [эпох династии] Хань). Т. 2. Пекин, 1961, с. 422–437; Чжан Хэн ши вэнь цзи цзяо чжу (Выверенное и прокомментированное собрание стихов и прозы Чжан Хэна). Шанхай, 1986; Хунь тянь и. Лин сянь (фрагменты) / Пер. и вступ. ст. Р.В. Вяткина // Древнекитайская философия. Эпоха Хань. М., 1990; Из китайской классической поэзии. Цзя И, Чжан Хэн, Сунь Чо, Тао Цянь / Пер. и вступ. ст. Е.А. Торчинова // Петербургское востоковедение. 1992. Вып. 1; Чжан Хэн. Си-цзин фу (Ода о западной столице) / Пер. С.В. Дмитриева // Др. Восток и античн. мир. Вып. V. М., 2002. Вып. VI. М., 2003. Вып.VII. М., 2005.

Литература:
Березкина Э.И. Математика древнего Китая. М., 1980; Городецкая О.М. От иероглифа к слову // XXXII НК ОГК. М., 2002, с. 195–213; она же. Четырежды «четыре печальных стиха» // XXXIII НК ОГК. М., 2003, с. 183–192; Кравцова М.Е. Поэзия древнего Китая. СПб., 1994; Лисевич И.С. Литературная мысль Китая на рубеже древних и средних веков. М., 1979; Чжан Юй-чжэ. Чжан Хэн – великий астроном древнего Китая // Народный Китай. 1956, № 1.
 
Автор: Кобзев А.И.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 566-567.

Чжан Хэн, Чжан Пин-цзы, Чжан Хэ-цзянь. 78, пос. Шицяочжэнь уезда Сиао обл. Наньян (совр. уезд Наньян пров. Хэнань), – 139. Философ, ученый-энциклопедист, литератор и гос. деятель. Род. в семье обедневшего чиновника. В 17 лет совершил путешествие в Чанъань (совр. Сиань пров. Шэньси), а затем приехал в столицу Лоян, где поступил в высшее училище Тай сюэ и установил дружеские связи с ведущими учеными Ван Фу (76/85 – 157/167), Ма Жуном 979-166), Цуй Юанем 崔瑗 (77/78 – 142/143) и др. В 33 года стал правительственным советником по культуре и просвещению (лан чжун). Прочитав «Тай сюань цзин» («Канон Великой тайны») Ян Сюна (53 до н.э. – 18 н.э.),  занялся естественными науками и спустя неск. лет добился таких успехов, что со 115 дважды занимал пост придворного историографа-астролога (тай ши лин), ответственного за календарь и астрономические, атмосферные, сейсмологические наблюдения. В 55 лет стал одним из шести высших сановников (сы чжун). Оклеветанный, в 136 был сослан канцлером в удел Хэцзянь (Междуречье, часть совр. пров. Хэбэй).
 
Обладал множеством талантов, в т.ч. поэтическим, создал знаменитые оды (фу): «Си цзин фу» («Ода [о] Зап. столице»), «Дун цзин фу» («Ода [о] Вост. столице»), «Нань цзин фу» («Ода [о] Юж. столице») и др. стихи. Прекрасно рисовал. В «Ли дай мин хуа цзи» («Записки об изв. художниках разных эпох», 847) назван Чжан Янь-юанем 张彦远 в ряду шести известнейших художников эпохи Хань. Написал неск. трудов по астрономии, математике, хронометрии и календарной науке, составлял астрономические и географические карты. Но только два его научных трактата – «Лин сянь» («Законы одухотворения»/«Основоположения животворности», 118) и «Хунь тянь и [ту чжу]» («[Комментарий к изображению] прибора, [представляющего] всеобъемлющее/коловращающеея небо», 125) – частично сохранились до наших дней.
В первом вслед за Лю Сяном (77–6 до н.э.) объяснил причину лунного затмения: т.к. Луна отражает солнечный свет, она заслоняется, когда проходит в тени Земли. Диаметры самых больших объектов на небосводе – Солнца и Луны составляют 1/736 часть их «небесного пути» (1/730 по реконструкции изв. историка кит. науки Цянь Бао-цуна). Видимые размеры этих светил, находящихся в кульминации или рядом с ней, приблизительно одинаковы и составляют в угловых единицах ок. So, т.е. величина Чжан Хэна близка к реальной. Он также указал, что на небе имеется 2500 «действующих звезд» (вэй син [1]) и 11520 «сокровенных звезд» (вэй син [2]). Согласно А.И. Кобзеву, первое число соответствует приблизительному количеству звезд, видимых невооруженным взглядом, а второе – магическое, очевидно, взятое из канона «Чжоу и» («Чжоуские/Всеохватные перемены», «Си цы чжуань» - «Коммент. к присоединенным изречениям», I, 8), где определяется как «число всех вещей (у [3])» и получается за счет громоздкого пересчета иньских и янских  (инь – ян) черт гексаграмм (гуа [2]), комбинирующихся при гадании по «Чжоу и» / «И цзину» (см.  Традиция предсказаний и «Канон перемен»).
 
Во втором трактате сделана попытка астрономического определения размеров Земли с помощью армиллы (хунь и) и гномона. Следуя теории и цунь цянь ли (букв. «1 цунь [соответствует] 1000 ли [6]»), предложенной еще в Чжоу би«Чжоу би» («Чжоуский гномон») и подразумевающей, что разница в длине тени гномона в один цунь соответствует на земле расстоянию в тысячу ли [6], Чжан Хэн утверждал, что диаметр, связывающий круг всех «восьми пределов», т.е. диаметр небесной сферы, равен 232300 ли [6], а диаметр Земли в два раза меньше – 116150 ли [6]. Диаметр небесной сферы на тысячу ли [6] «с юга на се­вер» короче, а «с востока на запад» длинее указанной исходной величины. В соответствии с данной пропорцией аналогичные диаметры Земли должны составлять 115650 и 116650 ли [6]. Если считать, что исходный диаметр брался по линии, проходящей через зенит, а два др. – через полюса и экваториальную плоскость, то здесь указана приплюснутость Земли вдоль полюсов. Реальное соотношение экваториального и полярного диаметров Земли – 1,0037, а у Чжан Хэна – 1,0086. Ли [6] в эпоху Вост. Хань равнялось 414,72 м, сл-но, экваториальный диаметр у Чжан Хэна равен 48377,09 км, что в 3,8 раз больше действительного. В «Хунь тянь и [ту чжу]» перед подробным описанием «прибора, [представляющего] всеобъемлющее/коловращающееся небо», т.е. армиллы, приведены данные об устройстве небесной сферы. Изложена геоцентрическая концепция хунь тянь, согласно к-рой шарообразная Земля находится в центре сферического космического пространства: Небо подобно белку яйца, а Земля – желтку. Они состоят из пневмы-ци [1] разного качества и плавают, частично погруженные в воду, к-рая находится вне и внутри небес. Небо является «беспредельно круглым» и постоянно вращается вокруг Земли по оси, проходящей через Юж. и Сев. полюсы. Солнце и пять планет вращаются вокруг Земли «без ущерба и излишка» по эклиптике, наклоненной к экватору на 24  градуса (ду [2]). Траектория Луны более сложная, в ее движении есть «ущерб и излишек», в зависимости от времени года она, как писал Чжан Хэн, следуя концепции, изв. уже Лю Сяну [1], движется по девяти разным дорогам (юэ син цзю дао).
 
Чжан Хэн стал родоначальником кит. количественной картографии, основанной на масштабной сетке с прямоугольной системой координат, занимаясь ею для составления физической карты, к-рая в 116 была им представлена императору. Ему приписывается нахождение двух приближенных значений «пи». Одно упоминается в коммент. к задачам № 23 и 24 из разд. 4 «Цзю чжан суань шу», где рассчитывается более точное значение объема сферы (V = 5D3/8), дающее «пи» = √10 (= 3,16227...). Другое получается как отношение «окружности» (чжоу [3]) Неба к «ширине» прилегающей к нему Земли (или, в интерпретации А.И. Кобзева, диаметра Небесной сферы, проходящего сквозь Землю), выраженное в количестве укладываемых в них видимых диаметров Солнца и Луны. В «Лин сяни» представлены соответственно числа 736 и 242, дающие отношение 736/242 = 3,04132…, а в астрономо-астрологическом компендиуме «Кай-юань чжань цзин» («Мантический канон [периода] Кай-юань», 718) Цюйтань Сида (Гаутама Сидхартха) - 736 и 232, дающие 736/232 = 3,17241... По реконструкции Цянь Бао-цуна, первоначально в «Лин сяни» были 730 и 232, дающие 730/232 = 3,14655…
 
Чжан Хэн изобрел неск. сложных механизмов. В 132 сконструировал первый в мире сейсмограф, точнее, сейсмоскоп, регистрирующий зем­летрясения на больших расстояниях и определяющий направление к эпицентру, – ди дун и («прибор [для регистрации] движений земли»). Разработал прибор для измерения расстояния – одометр цзи ли гу чэ («отмечающая версты-ли [6] повозка с барабаном»). В 125 построил армиллярную сферу хунь тянь и («прибор, [представляющий] всеохватное/коловращающееся небо»),  сокращенно хунь и, а в 132 – комбинированное астрономическое устройство шуй юнь хунь тянь и («движимый водой прибор, [представляющий] всеохватное/коловращающееся небо»), в к-ром автоматически, за счет привода от клепсидры, совершались вращения, синхронные с наблюдаемыми на небосводе. Системой зубчатых колес это устройство было связано с механическим бронзовым деревом, на к-ром в течение каждого из 15 первых  дней месяца «вырастал»   лист, а в течение каждого из 15 последующих  – «опадал», если же месяц состоял из 29 дней, то последний лист «увядал».
 
Источники:
«Хун тянь и», «Лин сянь» (фрагменты) / Пер. Р.В. Вяткина // Древнекитайская философия. Эпоха Хань. М., 1990, с. 325–333.
 
Литература:
Старцев П.А. Очерки истории астрономии в Китае. М., 1961; Чжан Юй-чжэ. Чжан Хэн – великий астроном древнего Китая // Народный Китай, 1956. № 1, с. 27–31; Encyclopaedia of the History of Science, Technology, and Medicine in Non-western Cultures. Dordrecht; Boston; London, 1997; Needham J. Science and Civilisation in China. Vol. III. Cambridge, 1959; Лай Цзя-ду. Чжан Хэн. Шанхай, 1956.
 
Автор: Еремеев В.Е.  
 
Источники:
Фань Е. Хоу Хань шу (Книга [об эпохе] Поздней Хань). Кн. 1-12. Пекин, 1973, цз. 89; Чжан Хэн ши вэнь цзи цзяо чжу (Собрание стихов и прозы Чжан Хэна со сверкой и комментариями) / Сверка и коммент. Чжан Чжэнь-цзэ. Шанхай, 1986; Хань Вэй Лю-чао сань бай мин цзя цзи (Собрания сочинений трехсот знаменитых авторов [эпох] Хань, Вэй и Шести династий) / Сост. Чжан Пу. Шанхай, 1994.
 
Литература:
 
Лай Цзя-цин. Чжан Хэн. Шанхай, 1956; Си Цзэ-цзун. Чжан Хэн // Чжунго да байкэ цюаньшу. Тяньвэньсюэ (Большая китайская энциклопедия. Астрономия). Пекин, Шанхай, 1980, с. 549-550; Сунь Вэнь-цин. Чжан Хэн нянь пу (погодичная биография Чжан Хэна). Пекин, 1959.
 
Сост. библ.: Кобзев А.И.
  
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. М.Л. Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. — М. : Вост. лит., 2006–. Т. 5. Наука, техническая и военная мысль, здравоохранение и образование / ред. М.Л. Титаренко и др. — 2009. — 1055 с. С. 930-932.

Авторы: ,
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ
Дух даосизма и гуманитарная (жэнь-вэнь) этика



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.