Синология.Ру

Тематический раздел


Чань-цзун

禪宗, чань школа. Одна из наиболее влиятельных школ китайского буддизма. Возникла на рубеже V–VI вв. По преданию, основана выходцем из Индии Бодхидхармой, прибывшим в Китай во 2-й четверти VI в.,  обосновавшимся в монастыре Шаолинь-сы (пров. Хэнань) создавшим и первоначально «школу “Ланка[-аватара-сутры]”» (лэнцзя-цзун, см. «Жу Лэнцзя цзин»).
 
Принято считать, что Бодхидхарма учил новым для Китая методам созерцания как способа очищения собств. «сердца/сознания» (синь [1]). Он положил начало традиции «безмолвного просветления в созерцании стены» (букв. «взирание на стену», би гуань) как осн. вида практики духовно-физич. самосовершенствования. Хотя медитация была одним из осн. способов индобуд. культуры психич. саморегуляции, все же она играла вспомогат. роль: на первый план выдвигалось изучение догматики, различные ритуальные действия, следование заповедям. В кит. буддизме созерцание первоначально не было самостоятельным методом, а представляло собой техническую часть практики йоги (юй цзя), методику контроля собств. сознания.
 
В основанной Бодхидхармой школе медитации отводилась главенствующая роль. Ее назв. — чань — непосредственно связано с практикой созерцания: кит. термин чань является частью транскрипции санскр. слова «дхьяна» («созерцание», «медитация»). При переводе на кит. яз. оно было записано двумя иероглифами — чань и на, к-рые затем сократились до одного иероглифа чань. Строго говоря, как отмечает А.А. Маслов, «чань-на происходит не столько от дхьяны, сколько от другого прочтения тех же знаков: джана. Такое редуцирование известного термина произошло в ряде южных инд. школ во II–III вв., т.е. именно тогда, когда этот термин приходит в Китай». Науч. название чаньского направления кит. буддизма — «сердце/сущность Будды» (фо синь).
 
Канонич. версия истории чань возводит ее истоки к самому Будде Шакьямуни, к-рый однажды, взяв в руку цветок, «разразился смехом». Единств. учеником, к-рый понял глубокий смысл этого смеха, был Кашьяпа (Цзяшэпо). Ему и была передана «печать сознания Будды» (фо синь инь), на к-рой основывается традиция чань. Т.о., чань-буддизм осмысляет себя как учение, продолжающее импульс истинного знания, когда-то принесенный в мир Буддой Гаутамой. Такое осмысление было необходимо прежде всего последователям чань, к-рые во времена острой конкуренции с др. буд. школами (в VII – VIII вв.) были вынуждены создавать историю своей школы, чтобы доказать ее большую «истинность». Именно на этой волне в VIII в. разрабатывается версия о «линии патриархов» чань-буддизма, первым из к-рых считается Бодхидхарма, вторым — ученик Бодхидхармы Хуй-кэ (487–593), третьим — Сэн-цань (?–606), четвертым — Дао-синь (580–651), пятым — Хун-жэнь (601–674), шестым в одних чаньских школах считается Хуй-нэн (638–713) (см. также «Лю цзу тань цзин»), в др. — Шэнь-сю (606–706).
 
Бодхидхарма считается 28-м преемником мудрости Будды, передававшейся невербально, от учителя к ученику через непосредств. опыт, «от сердца к сердцу». Др. отличительной особенностью традиции чань было учение о «внезапном просветлении» (дунь у), разработанное Хуй-нэном, основателем т.н. южной ветви чань-буддизма. В буддологической лит-ре утверждается, что именно он положил начало подлинному становлению традиции чань (т.е. «чистого», «патриаршего», «классического» чань-буддизма). До Хуй-нэна и его школы теория и практика чань не выходили за рамки общебуд. традиции, именуясь «школой “Ланка[-аватара-сутры]”».
 
На раннем этапе своего распространения в Китае чань-буддизм выступал против любых форм ритуала, против авторитетов и догм. Чисто чаньских монастырей не существовало. Последователи чань были бродячими монахами (юнь-шуй-сэн) и жили либо в уединении, либо при монастырях др. буд. школ. Изучению буд. письменной традиции не придавалось никакого значения. Гл. задачей адепта считалось достижение «просветления/прозрения», для чего было необходимо постичь свою изначальную «природу будды» (фо син). Одни из важнейших принципов учения чань: «Смотри в свою природу -  станешь буддой» (цзянь син чэн фо) и «Просветление передается от сознания/сердца к сознанию/сердцу без опоры на письменные знаки» (у ли вэнь сюэ). Задача опытного наставника заключалась в том, чтобы при помощи неординарных слов и поступков «подтолкнуть» ученика к «подлинному просветлению». Однако к концу дин. Тан (618–907) чань-буддизм в значит. степени утратил свой прежний бунтарский дух, стал менее импульсивным и спонтанным. Чаньская практика эпохи Сун (960–1279) приобрела регламентированный и упорядоченный характер. Место экспромта заняли дисциплина, порядок, канон, иерархия и нормативность. После первых аскетичных поселений во главе с Ма-цзу Дао-и (709-788) и Хуай-хаем (720-814) возникли крупные и богатые чаньские монастыри, жизнь к-рых регулировалась внутр. уставами, сложилась разветвленная монастырская бюрократия. Выделилось неск. школ (а внутри них — направлений), каждая их к-рых претендовала на то, чтобы считаться единственно истинной.
 
На рубеже VII–VIII вв. чаньская традиция разделилась на две ветви: северную (во главе c Шэнь-сюем) и южную (возглавляемую Хуй-нэном). Традиционно считается, что в основе раскола лежала дискуссия о мгновенном (дунь) или постепенном (цзянь [6]) «просветлении/прозрении». Южная школа утверждала, что «просветление/прозрение» у [4], будучи самой природой сознания, не может быть ничем обусловлено и должно озарить «мирское», обыденное, профаническое сознание последователя чань подобно вспышке молнии. Северная школа, напротив, настаивала на его постепенном характере.
 
В действительности, однако, принципиальные различия доктрин этих школ были крайне невелики, к тому же сами наставники не использовали таких названий. По мнению А.А. Маслова, «здесь скорее ощущается традиционная для кит. мышления парадигма разделения на Север и Юг (при этом чаще всего именно Юг считается «истинным»), нежели отражение действительно доктринального противопоставления». Заметные различия в практике медитации, в подходах к смыслу и формам созерцания появились значительно позже — после ухода из жизни Шэнь-сюя и Хуй-нэна. При этом раскол пошел по формальному признаку: кого считать шестым патриархом чань — Шэнь-сюя или Хуй-нэна; какая сутра — «Ланка-аватара-сутра» («Жу Лэнцзя цзин») (гл. текст северной школы) или «Ваджраччхедика-сутра» («Цзинь ган божэ боломи цзин») (гл. текст южной школы, помимо «Ланка-аватара-сутры») является «истинной».
 
К сер. IX в. северная школа прекратила свое существование. Южная  разделилась на пять направлений т.н. классич. чань-буддизма (вэйян, линьцзи, цаодун, юньмэн, фаянь), из к-рых два — линьцзи (япон. риндзай) и цаодун (япон. сото) — сохранились до наших дней. В направлении линьцзи-цзун, идущем от монаха Линь-цзи И-сюаня (япон. Риндзай Гигэн, см. также «Линь-цзи лу», Линьцзи-цзун), большое внимание уделялось динамичным формам медитации, а также использованию кратких парадоксальных суждений  - коанов (гун-ань), сводившихся в спец. сборники («Би янь лу», «У мэнь гуань»), и диалогов (ли [1]), понимаемому как «природа будды» (фо син). В школе цаодун-цзун в основном применялась практика медитации, носившей статический характер. Особое внимание уделялось т.н. сидячей медитации (цзо чань — молчаливое созерцание с концентрацией сознания «в одной точке»). По мнению последователей цаодун-цзун, лишь спокойное сидение, не отягощенное какими бы то ни было размышлениями и специально поставленной целью, позволяет практикующему реализовать присутствующую в нем от рождения «буддовость». При этом во время цзо чань отдавалось предпочтение равномерному естественному дыханию. Никакие дополнительные объекты, например коаны (гун-ань), на к-рых концентрировалось внимание, не использовались; предполагалось полное избавление от к.-л. мыслей и образов (ко цзо мо чжао чань — беспредметная медитация «неподвижного сидения и безмолвного озарения»). В эпоху Сев. Сун (960–1127) получила распространение концепция единства всех направлений чань.
 
Чань-цзун оказала глубокое влияние на др. школы кит. буддизма и неоконфуцианство, а также на лит-ру и искусство позднесредневекового Китая. В монастыре Шаолинь-сы сложилась самобытная школа воинского искусства (у шу), несущая на себе глубокий отпечаток чаньских идей.
 
В VIII–IX вв. северная и южная ветви чань-цзун распространились в Корее, дав начало школам сильван-сан, тонни-сан, каджи-сан, чакуль-сан, сонджу-сан, саджа-сан, свэян-сан, понним-сан и суми-сан. В кон. XIII–XIV вв. школы линьцзи-цзун и цаодун-цзун проникли в Японию (школы дзэн — риндзай-сю, сото-сю и др.). Учение юж. ветви чань-цзун сыграло особую роль в становлении вьетнамской школы во нгон тхонга.
 
Литература:
Абаев Н.В. Некоторые структурные особенности чаньского текста и чань-буддизм как медитативная система // VIII НК ОГК. Ч. 1. М., 1977; он же. Чань. Некоторые явления архаического происхождения в теории и практике чань-буддизма // IX НК ОГК. Ч. 1. М., 1978; он же. Чань-буддизм и культурно-психологи­ческие традиции в средневековом Китае. Новосиб., 1986; Буддизм. М., 1999; Буддизм в Японии. М., 1993; Дюмулен Г. История дзэн-буддизма. Индия и Китай. СПб., 1994; Китайская философия: энциклопедический словарь. М., 1994; Лысенко В.Г., Терентьев А.А., Шохин В.К. Ранная буддийская философия. Философия джайнизма. М., 1994; Письмена на воде. Первые наставники Чань в Китае / Пер. с кит., исслед. и коммент. А.А. Маслова. М., 2000; Основы буддийского мировоззрения. Индия, Китай. М., 1994; Радхакришнан С. Индийская философия. Т. 1, М., 1956; Торчинов Е.А. Введение в буддологию. СПб., 2000; Янгутов Л.Е. Единство, тождество и гармония в философии китайского буддизма. Новосиб., 1995; Адзиа буккё си. Нихон хэн (История буддизма в Азии. Китай). Токио, 1971; Мотидзуки Синко. Буккё дайдзитэн (Буддийская энциклопедия). Т. I–V. Токио, 1972–1973; Ода Токуно. Буккё дайдзитэн (Буддийская энциклопедия). Токио, 1982; Singh J. An Introduction to Madhyamaka Philosophy. Delhi, 1976; Soothill W.E., Hodous L.A. A Dictionary of Chinese Terms. Taipei, 1972.
 
Автор: Главева Д.Г.
 
Источники:
Бодхидхарма. О созерцании ума. Учение дзэн Хуэй Хая о мгновенном пробуждении. М., 1996; Цзун-ми. Чаньские истины / Пер. Е.А.Торчинова, К.Ю.Солонина. СПб., 1998; Великий учитель Син-юнь. Чаньские беседы / Пер. Е.А.Торчинова, К.Ю.Солонина. СПб., 1998; Мумонкан. «Застава без ворот». Сорок восемь классических коанов дзэн с комментариями Р.Х.Блайса. СПб., 2000; Нерожденный. Жизнь и учение мастера дзэн Банкэя. СПб., 2000; Уроки Дзэн. Искусство управления. СПб., 2000; Сущность Дзэн. Искусство быть свободным. СПб., 2000; Путь к пробуждению. Главные сочинения наставника Дзэн Догэна. СПб., 2001; Линь-цзи лу / Пер. И.С.Гуревич. СПб., 2001; Lu K`uan Yu. Ch`an and Zen Teaching. Vol. 1 – 3. L., 1962.
 
Литература:
Антология дзэн. СПБ., 2004; Дзию Кеннет. Водой торгуя у реки: Руководство по дзэнской практике. СПб., 2005; Иссю Миура, Сасаки Р.Ф. Коаны дзэн. СПб., 2006; Мир дзэн. СПб., 2007; Нукария К. Религия самураев. Исследование дзэн-буддийской философии и практики в Китае и Японии. СПб., 2003;  Судзуки Д.Т. Очерки о дзэн-буддизме. Ч. 1–3. СПб., 2002–2005; Уотс А.В. Путь Дзэн. К., 1993; Что такое дзэн? Львов, Киев, 1994; Гэ Чжао-гуан. Чань-цзун юй Чжунго вэньхуа (Школа чань и китайская культура). Шанхай, 1986; Инь Шунь. Чжунго чань-цзун ши (История китайской школы чань). Тайбэй, 1978; Син Дун-фэн. Чань у чжи дао (Путь чаньского просветления). Пекин, 1992; Фо-цзяо да цыдянь (Большой словарь буддизма) / Гл. ред. Жэнь Цзи-юй. Наньцзин, 2002; Чжунго фо-сюэ (Китайский буддизм). Т. 1. Шанхай, 1989, с. 319 – 384; Хэ Го-цюань. Чжунго чань-сюэ сысян яньцзю (Исследование идей китайского учения  чань). Тайбэй, 1987; Дзэн-гаку дайдзитэн (Энциклопедия чань/дзэн). Т. 1 – 3. Токио, 1978; Дзэн-гаку дзитэн (Словарь чань/дзэн). Киото, 1944; Уи Хакудзю. Дзэн-сю-си кэнкю (Исследование истории школы чань/дзэн). Т. 1 – 3. Токио, 1939 – 1943; Янагида Сэйдзан. Сёки дзэн-сю сисо-ну кэнкю (Исследование ранней истории школы чань/дзэн). Киото, 1967; он же. Тюгоку дзэн-сю-си (История школы чань/дзэн в Китае) // Дзэн-но рэкиси (История чань/дзэн) / Изд. Судзуки Д.Т., Ниситани К. Т. 3. Токио, 1974, с. 1 – 108; Blyth R.H. Zen and Zen Classics. Vol. 1 – 5. Tokyo, 1963 – 1966; Chang Chung-yuan. Original Teaching of Ch`an Buddhism. N.Y., 1969; Dumoulin H. The Development of Chinese Zen after the Sixth Patriarch, in the Light of the Mumonkan / Tr. and annot. by R.F.Sasaki. N.Y., 1966.
 
Сост. библ.: КобзевА.И.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 709-712.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ
Дух даосизма и гуманитарная (жэнь-вэнь) этика



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.