Синология.Ру

Тематический раздел


Хэ-бо

Дядюшка реки — в древнекитайской мифологии дух реки Хуанхэ, к-рого представляли в виде существа с человечьим лицом, но рыбьим туловищем (Чжан Хуа, «Бо у чжи» — «Описание всех вещей», III в.). Первые упоминания о Хэ-бо содержатся в текстах IV в. до н.э. (Цюй Юань, «Чжуан-цзы»). Считается, что имя Xэ-бо первоначально было Бин-и, У-и или Фэн-и/Фын И/Пин-и. Это был уроженец местности Тиншоу в Хуаяне, к-рый принимал особое снадобье, чтобы свободно плавать в реках. Приняв восемь мер снадобья, он превратился в водяного духа. По др. версии, он переправлялся через реку, утонул и превратился в духа реки (обычное для кит. мифологии объяснение происхождения водяного божества). Согласно стихотворению Цюй Юаня «Повелителю рек», Хэ-бо ездил по воде в колеснице, запряженной двумя драконами (лун) в сопровождении еще двух драконов. Мифы .отмечают и определенные эротич. наклонности Хэ-бо, он был окружен девицами. В «Тянь вэнь» («Вопросы к небу») Цюй Юаня упоминается жена Хэ-бо по имени Ло-пинь (Ло-шэнь). Там говорится, что стрелок И убил из лука Хэ-бо и женился на Ло-пинь. Согласно одной из версий, он, т.е. И, выбил своей стрелой один глаз у Хэ-бо, к-рый резвился в реке, приняв облик белого дракона (коммент. Ван И, I в., к «Вопросам к небу»). В древности существовал обряд жертвоприношения (в жены) Хэ-бо красивейшей девушки.
 
Литература:
Цюй Юань. Стихи. М., 1954; Юань Кэ. Мифы древнего Китая. М., 1987, указ.
 
Автор: Рифтин Б.Л.

Источники:
Позднеева Л.Д. Атеисты, материалисты, диалектики древнего Китая. М., 1967, с. 22, 164, 356, 363; Сыма Цянь. Исторические записки (Ши цзи). Т. III / Пер. Р.В.Вяткина. М., 1984, с. 248; Чжуан-цзы. Ле-цзы / Пер. В.В.Малявина. М., 1995, с. 97; Цюй Юань. Лисао. СПб., 2000; Цао Чжи. Фея реки Ло. СПб., 2000; Философы из Хуайнани (Хуайнаньцзы) / Пер. Л.Е.Померанцевой. М., 2004, с. 22, 200; Каталог гор и морей (Шань хай цзин) / Пер. Э.М.Яншиной. М., 2004, с. 189.
 
Литература:
Терентьев-Катанский А.П. Иллюстрации к китайскому бестиарию. СПб., 2004, с. 143 – 145; Яншина Э.М. Формирование и развитие древнекитайской мифологии. М., 1984, с. 173 - 174, 197; Юань Кэ. Чжунго шэньхуа чуаньшо цыдянь (Словарь китайских мифов и легенд). Шанхай, 1985, с. 253-254, 292 - 293.
 
Сост. библ.: Кобзев А.И.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 673.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Император и его армия
Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.