Синология.Ру

Тематический раздел


Учение Цзин Фана о Восьми дворцах и календарные приложения этого учения

 
 
В прошлый раз мы рассказывали об одном восходящем к И цзину тео­ретическом построении ханьского учёного Цзин Фана (京房, 77–37 до н.э.), а именно, учении о Восьми дворцах, или о гексаграммах Восьми дворцов (Багун шо 八宫说). Непосредственным следствием этого учения является важное календарное приложение И цзина – как взаимокорреляция гекса­грамм Восьми дворцов и лунных месяцев. Считается, что установление данной корреляции – это заслуга Цзин Фана.
 
Напомним вкратце основное содержание упомянутого выше учения (подробнее см. [11]), после чего перейдём к его календарным приложениям. Учение о Восьми дворцах включает в себя собственно концепцию гекса­грамм Восьми дворцов и непосредственно связанное с ней понятие – «черты поколения и взаимооткликающиеся черты (шиин 世应)». Концепция гексаграмм Восьми дворцов состоит в том, что на основе 8 базовых гек­саграмм, состоящих из одинаковых триграмм (т.е. Цянь, Чжэнь, Кань, Гэнь, Кунь, Сюнь, Ли, Дуй), путём изменения черт, начиная с нижней, порож­даются все остальные гексаграммы. Каждый дворец называется по имени базовой гексаграммы и имеет в своём составе по восемь гексаграмм, включая базовые, так, например, имеется дворец гексаграммы Цянь (Цянь гун), дворец гексаграммы Чжэнь (Чжэнь гун) и т.д. Описанную выше классификацию 64 гексаграмм можно представить в виде следующей таблицы.
 
Табл. 1. Гексаграммы восьми дворцов.
Гексаграммы восьми дворцовГексаграммы восьми дворцов 
Результатом дальнейшей детализации учения о распределении гек­саграмм по Восьми дворцам являются технические понятия «Черты поколений (ши) и черты отклика (ин)». «Черты поколений» – это черты, воплощающие собой то или иное поколение гексаграмм. Поколения гексаграмм – это стадии преобразования одной исходной гексаграммы в пределах одного «дворца» (см. подробнее: [11, с. 161–163]).
 
Точнее: для базовых гексаграмм «чертами поколения» являются их верхние черты; для гексаграмм 1-го поколения «чертами поколений» будут их начальные (т.е. нижние) черты; для гексаграмм 2-го поколения – соответственно их вторые черты и т.д. до пятого поколения включи­тельно (т.е. для 3-го поколения – третьи, для 4-го поколения – четвёртые, для 5-го поколения – пятые). В гексаграммах «странствующего духа» чертами поколений являются их четвертые черты. В гексаграммах «возвращающегося духа» «чертами поколений» будут третьи черты данных гексаграмм. «Странствующий дух» и «возвращающийся дух» – это традиционно принятые образные названия следующих за пятым поколением двух последующих поколений гексаграмм. «Черта отклика» – это третья по отношению к данной «черте поколения» черта гексаграммы. Например, если в гексаграмме Цянь «чертой поколения» является верх­няя черта, то соответствующей ей «чертой отклика» будет третья черта; в гексаграмме Гоу «чертой поколения» является начальная черта, а «чертой отклика» – соответственно четвёртая черта и т.д. Наглядно это можно видеть на нижеследующей схеме.
 
СхемаСхемаТеперь обратимся к календарным приложениям учения Цзин Фана о Восьми дворцах, т.е. к взаимокорреляции гексаграмм Восьми дворцов и лунных месяцев. Эта взаимокорреляция вытекает из самой идеи располо­жения гексаграмм по Восьми дворцам. Она состоит из двух частей: цзяньхоу (建候) и шигуа циюэ (世卦起月). Первую можно истолковать как «построение соответствия между чертами гексаграмм Восьми дворцов и лунными месяцами», вторую – как «установление соответствия гексаграмм поколений лунным месяцам».
 
Каждой гексаграммной черте Цзин Фан поставил в соответствие оп­ределённую пару циклических знаков цзя-цзы,в результате каждая черта стала указывать на некий определённый месяц. Тем самым каждая гекса­грамма оказалась соотнесённой с шестью месяцами (а соответственно, и с шестью парами цзя-цзы шестидесятеричного цикла). Данное соотнесение выражается словом цзяньхоу (или хоуцзянь).
 
Так, например, разъясняя гексаграмму № 36 Мин и (относящуюся к дворцу гексаграммы Кань и принадлежащую поколению «Странствующего духа»), Цзин Фан писал: «Построение [соответствия] начинается в четвёртой шестёрке (т.е. в четвёртой прерывистой черте гексаграммы. – Н.А.) [знаками] гуй сы и заканчивается [знаками] у сюй» (см. [4, с. 10]). В этом рассуждении Цзин Фана под «чертой поколения» имеется в виду четвёртая черта гекса­граммы Мин и, поэтому именно с неё начинается построение данного соот­ветствия. Ей соответствует знак сы, указывающий на 4-й месяц. Далее аналогично: пятой черте соответствует знак у (5-й месяц); верхней черте соот­ветствует знак вэй (6-й месяц); начальной черте соответствует знак шэнь (7-й месяц); второй черте соответствует знак ю (8-й месяц); третьей черте соот­ветствует знак сюй (9-й месяц). Таким образом, шести чертам данной гексаграммы соответствуют земные ветви сы, у, вэй, шэнь, ю, сюй.
 
СхемаСхемаЗдесь особо важно обратить внимание на то обстоятельство, что в рас­смотренной системе цзяньхоу распределение пар циклических знаков идёт по чертам гексаграмм, предварительно расклассифицированных по Восьми дворцам. Данную систему не надо путать с систематикой нацзя (纳甲) (о системе нацзя см. подробнее [11, с. 164–165]), где иной принцип класси­фикации. Для того чтобы наглядно увидеть различие между этими двумя системами, возьмём для примера две первые гексаграммы дворца Цянь Цянь и Гоу. На схеме слева от каждой гексаграммы расположены пары циклических знаков, соответствующие распределению по схеме нацзя, а справа – соответственно циклические знаки, распределённые согласно системе цзяньхоу. Как видим, обе (левая и правая) последовательности циклических знаков не совпадают друг с другом.
 
Табл. 2. [1]
 
Таблица 2Таблица 2Вся система распределения месяцев по гексаграммным чертам (цзянь-хоу), как она изложена в Цзин ши и чжуань с комментариями Лу Цзи (陆绩, 187–219) представлена в табл. 2.
 
Как было уже сказано выше, в системе цзянъхоу соответствие между гексаграммными чертами и месяцами устанавливается таким образом, что к каждой гексаграмме оказываются приуроченными шесть месяцев. Поэтому 64 гексаграммам должны соответствовать 32 года, после чего цикл повторяется.
 
Теперь займёмся анализом второй составляющей взаимокорреляции гексаграмм и месяцев, т.е. рассмотрением соответствия гексаграмм по­колений лунным месяцам. Для установления этого соответствия Цзин Фан обращается к такому традиционному способу корреляции гекса­грамм с месяцами, как принцип «убывания и роста» (сяо си)[2].
 
Вникнем в некоторые детали построений Цзин Фана. 12 гексаграмм возрастания и убывания берутся им за основу, остальные 52 гексаграммы разделяются на инь и ян таким образом: какой (непрерывной или прерывистой) чертой становится ши-черта гексаграммы в данном поколении, такой (инь или ян) становится и сама гексаграмма.
 
Возьмём для примера гексаграммы первого поколения. В гексаграм­мах № 16 Юй,№ 56 Люй и № 47 Кунь (соответственно относящихся к дворцам Чжэнь, Ли и Дуй) чертой поколения является прерывистая (инь) начальная черта. Поэтому, согласно теории Цзин Фана, эти три гекса­граммы относятся к гексаграммам инь первого поколения, и совместно с главной в этом поколении гексаграммой Гоу (которая является гексаграммой убывания и роста, сяо си) соответствуют пятому месяцу (зна­ку 午 у). Далее, в том же первом поколении, в гексаграммах № 22 Би, № 60 Цзе и № 9 Сяо чу (соответственно относящихся к дворцам Гэнь, Кань и Сюнь), чертой поколения является непрерывная черта (ян). Поэтому эти три гексаграммы, согласно теории Цзин Фана, относятся к гексаграммам ян первого поколения, и совместно с главной в этом поколении гекса­граммой Фу (также является гексаграммой убывания и роста, сяо си) соответствуют одиннадцатому месяцу (знаку 子 цзы).
 
Принцип распределения гексаграмм Восьми дворцов по месяцам года наглядно можно увидеть в следующей таблице.
 
ТаблицаТаблицаЕсли обратиться к оценкам современными исследователями творчества Цзин Фана изложенных выше календарных построений, то, например, Чжу Бокунь (朱伯昆, род. 1923) отмечал излишнюю усложнённость его кален­дарных построений. В частности, Чжу Бокунь указывал на запутывающую неоднозначность в соотнесении гексаграмм и месяцев, при которой одна и та же гексаграмма в концепции цзяньхоу относится к одному месяцу, а в концепции шигуа циюэ – уже к другому. Признавая наличие определённых технических неувязок в цзинфановых календарных корреляциях, всё же нельзя не отдать должное их общей идейной стройности. Цзин Фан осуще­ствил синтез, по крайней мере, двух следующих основополагающих идей «Книги Перемен»: во-первых, алгоритма порождения двумя «родитель­скими» триграммами шести «детей», во-вторых, соответствия между цик­лическими знаками, пятью стихиями и ицзиновским символизмом. Неуди­вительно, что в ходе такого глобального синтеза могли возникать локальные нестыковки.
 
Литература
1. Лю Дацзюнь, Линь Чжунцзюнь. Чжоу и гу цзин байхуа цзе (Древний текст Чжоу и и его переложение на современный язык). Цзинань, 1989.
2. Гао Хуайминь. Лян Хань исюэ ши (История ицзинистики [в период] обеих Хань). Тайбэй, 1983.
3. Лю Юйцзянь. Лян Хань сяншу исюэ яньцзю (Исследование образно-числовой ицзинистики [периода] обеих Хань). Т. 1. Наньнин, 1996.
4. Цзин ши И чжуань сань цзюань (Комментарии к «Книге перемен» господина Цзина в трёх свитках). Шанхай, [б.г.].
5. Хуэй Дун. Чжоу и шу (Изложение [учения] Чжоу и). Тяньцзинь, 1989.
6. Хуэй Дун. И ханьсюэ (Ханьские учения об И). Шанхай, 1990.
7. Чжоу и цыдянь (Словарь Чжоу и).Под ред. Люй Шаогана. Чанчунь, 1992.
8. Щуцкий Ю.К. Китайская классическая «Книга Перемен». СПб., 1992.
9. Агеев Н.Ю. Сяо си гуа (гексаграммы убывания и роста) // VII Всероссийская конференция «Философии Восточно-Азиатского региона и современная ци­вилизация». М., 2001.
10. Агеев Н.Ю. К проблеме возникновения календарных истолкований И цзина // XXXII научная конференция «Общество и государство в Китае». М., 2002.
11. Агеев Н.Ю. Развитие календарных аспектов ицзинистики в творчестве Цзин Фана // ХХХIII научная конференция «Общество и государство в Китае». М., 2003.
 
Приложение 1
Для дворца Цянь:
Цянь            (с 甲子 цзя цзы          до    己巳 цзи сы);
Гоу               (с 庚午 гэн у              до    乙亥 и хай);
Дунь            (с 辛未 синь вэй         до    丙子 бин цзы);
Пи                (с 壬申 жэнь шэнь     до    丁丑 дин чоу);
Гуань           (с 癸酉 гуй ю             до    戊寅 у инь);
Бо                (с 甲戌 цзя сюй         до    己卯 цзи мао).
 
Для дворца Кунь:
Кунь             (с 甲午 цзя у              до      己亥 цзи хай);
Фу                (с 乙未 и вэй              до      庚子 гэн цзы);
Линь            (с 丙申 бин шэнь         до      辛丑 синь чоу);
Тай              (с 丁酉 дин ю              до        壬寅 жэнь инь);
Да чжуан     (с 戊戌 у сюй               до      癸卯 гуй мао);
Гуай             (с 己亥 цзи хай            до      甲辰 цзя чэнь).

 
Ст. опубл.: Общество и государство в Китае: XXXIV научная конференция / Ин-т востоковедения; Сост. и отв. ред. Н.П. Свистунова. – М.: Вост. лит.,  2004. – 304 с. С. 134-141.


  1. Современный китайский учёный Сюй Ан (徐昂) полагает, что в Цзин ши и чжуань допущена ошибка относительно порядка распределения месяцев по гек­саграммам дворцов Сюнь и Дуй. Согласно Сюй Ану, должен быть следующий порядок. Для дворца Сюнь: Сюнь (5–10-й месяц), Сяо чу (6–11-й месяц), Цзя жэнь (7–12-й месяц), И (№ 42) (8–1-й месяц), У ван (9–2-й месяц), Ши хэ (10–3-й месяц), И (№ 27) (3–8-й месяц), Гу (2–7-й месяц). Для дворца Дуй: Дуй (7–12), Кунь (№ 47) (8–1), Цуй (9–2), Сянь (10–3), Цзянь (11–4), Цянь (№ 15) (12–5), Сяо го (5–10), Гуй мэй (4–9).
    Из приведённого в таблице порядка распределения месяцев по чертам гекса­грамм Восьми дворцов можно заметить отсутствие в нём какой-либо отчётливой регулярности, кроме дворцов Цянь и Кунь и принадлежащих к ним гексаграмм с первого по пятое поколение (все эти 12 гексаграмм являются гексаграммами убы­вания и роста, сяо си гуа). Для двенадцати же гексаграмм «убывания и роста» прослеживается определенная логическая закономерность в их распределении (имея в виду пары циклических знаков цзя-цзы из шестидесятеричного цикла). См. приложение 1.
  2. Очевидно, что за основу принципа распределения гексаграмм «Восьми дворцов» по месяцам Цзин Фан взял «Теорию о 12 гексаграммах убывания и роста» (сяо си гуа шо), где от Фу до Цянь ян-черты растут, а инь-черты убывают, и данные гексаграммы соответствуют месяцам с 11-го по 4-й (и знакам от цзы до сы); ана­логично поставлены в соответствие месяцам и циклическим знакам гексаграммы от Гоу до Кунь (5–10-й месяцы, знаки ухай). Создание этой теории приписывалось ещё Цзы Ся (в доханьское время), разработал её ханьский ицзинист Мэн Си, о чём говорилось в предыдущих работах (см. [9, 10]).

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Император и его армия
Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.