Синология.Ру

Тематический раздел


Сань цзяо

三教 1) «три учения»; 2) «три вида наставлений».
 
1) «Три учения». Обозначение конфуцианства, даосизма и буддизма, подразумевающее их сопоставимую доктринальную и мировоззренческую ценность. Эта идея восходит к первым попыткам соединения даосизма и буддизма (см. Сунь Чо; Хуй-линь) и отражает стихийное складывание религ. синкретизма при отсутствии единой офиц. религии, а также сознательные усилия буд. проповедников к адаптации своего учения в Китае и естеств. взаимопроникновение различных филос. доктрин. Кроме того, идея сань цзяо отражает традиц. представления об имп. власти, к-рая мыслилась зависимой от горних сфер (Неба и духов предков; см. Тянь [1]), но не от к.-л. доктрин. Поэтому текущий статус буддизма и даосизма в гос-ве мог определяться субъективными симпатиями двора.
 
Учение о «единстве трех религий» (сань цзяо и, сянь цзяо вэй и) в III–VI вв. означало единство буддизма и собственно кит. традиции. В XII–XIII вв. тезис «три религии пребывают в единстве» провозгласила своим принципом даос. школа цюаньчжэнь-цзяо, а назв. ее подшкол включали словосочетание сань цзяо (напр., саньцзяо цзиньлянь-хуй — «Об-во золотого лотоса трех религий»). В их пантеоне уживались даос. «бессмертные» (см. Сянь-сюэ), будды и бодхисаттвы. В XIV в. оформилась даос. школа саньцзяо гуэйи («школа трех религий»). Она подразделялась на «школу вост. направления» (дун-пай), или «школу будд-бессмертных» (сяньфо-пай), и «школу Трех пиков» (саньфэн-пай), по имени даоса Чжан Сань-фэна (XIV–XV вв.). Особое развитие «школа трех религий» получила в кон. XVI — нач. XVII в. благодаря проповеднику «внутр.» алхимии (нэй дань) У Чун-сюю.
 
В то же время идеология сань цзяо лишь в отд. периоды получала нечто вроде офиц. признания, напр. в эпоху Тан (VII–X вв.), в нач. эпохи Мин при императоре Тай-цзу (Чжу Юань-чжан), при нек-рых императорах маньчж. дин. Цин (1644–1911). В наиболее развитой форме она выражена в учении Линь Чжао-эня (XVI в.), основанном на доктрине сань цзяо хэ и («три учения соединяются в одно»). Различные версии этой доктрины характерны для народных религ. сект.Храмы «религии трех учений» (саньцзяо[чжэн]-цзун) Линь Чжао-эня сохранились в нек-рых странах Юго-Вост. Азии, напр. в Сингапуре и Малайзии.
 
Литература:
Мартынов А.С. Доктрина императорской власти и ее место в официальной идеологии императорского Китая // Всемирная история и Восток. М., 1989; Торчинов Е.А. Даосизм. СПб., 1993, с. 247, 256, 264–265 и сл.; Franke W. Some Remarks on the Three-in-One Doctrine and It’s Manifestation in Singapore and Malaya // Oriens extremus. 1972, № 1–2.
 
См. также лит-ру к ст.: Линь Чжао-энь.
 
2) «Три вида наставлений». Учение, получившее распространение в эпоху Хань (III в. до н.э. — III в. н.э.), начиная с Дун Чжун-шу (II в. до н.э.), и отразившее холистич. взгляд на мир как единое целое, как на пространственно-временной континуум (см. Юй чжоу). Утверждает, что каждая из «трех [древних] династий» (сань ши) — Ся (XXIII–XVI вв.), Шан-Инь (XVI–XI вв.) и Чжоу (XI в. — 256 до н.э.) — воспитывала у людей особые положительные личные свойства, к-рые отличали государей и, под их влиянием, «благородных мужей» (цзюнь цзы). При Ся доминировала «искренность», или «преданность» (чжун [2]; см. Чжун шу), при Шан-Инь — «почитание», или «почтительность» (цзин [4]), при Чжоу — «цивилизованность» («культура», или «утонченная форма» — вэнь). Каждый вид «наставлений» был призван вернуть народ, живший в конце предшествующей дин. в условиях смуты, на истинный путь. В то же время каждый из них имел негативную оборотную сторону — «изъян», состоявший в том, что при этом виде «наставлений» у «низких людей» развивались определенные отрицательные свойства: при Ся — «дикость», или «неотесанность» (е [2]), при Шан-Инь — «суеверное поклонение духам» (гуй [1]), при Чжоу — «неискренность» (бао, сы [1]). Установка на воспитание того или иного положительного свойства менялась от династии к династии: каждой следующей предстояло исправить «изъян», развившийся при ее предшественнице. В эпоху Хань считалось, что воспитанная в людях при Чжоу «утонченная форма» привела к развитию «неискренности», к-рая в следующий историч. период должна быть преодолена «искренностью», чего не сумела добиться дин. Цинь (221–207 до н.э.) и чего достигнет Хань: т.о., пройдя три фазы, цикл сань цзяо завершался и начинался снова. В нумерологич. (см. Сяншучжи-сюэ) схемах «три вида наставлений» занимали определенное место в серии параллельных числовых рядов с тремя компонентами: «три династии»; «три исправления» (сань чжэн) — термин, отражавший представления о цикле изменений начального месяца года в календарях «трех династий»; «три царствования» (сань тун); «три материала», или «три начала» — Небо, Земля, человек (сань цай) и т.д.
 
Есть связь между циклом сань цзяо и двучленным циклом «природная сущность (чжи [4]) — утонченная форма (вэнь)» (или «природа — культура»). По словам Конфуция, преобладание в этой связке «природной сущности» делает человека «диким» (е [2]), а доминирование «утонченной формы» — «[неискренним, как] писец»; только «правильное сочетание» этих качеств делает человека «благородным мужем» — цзюнь цзы («Лунь юй», VI, 18). Первый и последний принципы управления в учении о сань цзяо образуют оппозицию «искренность — утонченная форма», причем отмечалось, что под влиянием наставления «искренности» «низкие люди» при дин. Ся стали «дикими». Т.о., «искренность» («преданность» — чжун [2]) в учении о сань цзяо замещает «природную сущность» (чжи [4]) в изречении Конфуция, а трехчленный цикл сань цзяо предстает развитием двучленного цикла «природная сущность — утонченная форма» применительно к истории.
 
Источники:
Луньхэн цзяо ши (Критические суждения и оценки. Сверенный текст с пояснениями [Хуан Хуя]). Тайбэй, 1964, гл. 56, с. 809; Сыма Цянь. Исторические записки (Ши цзи) / Пер. и коммент. Р.В. Вяткина и B.C. Таскина. Т. 2. М., 1972, с. 199, 442, примеч. 235; Древнекитайская философия: Эпоха Хань. М., 1990, с. 130, 150–151.
 
Литература:
Конрад Н.И. Полибий и Сыма Цянь // ВДИ. 1965, № 4; Кроль Ю.Л. Сыма Цянь — историк. М., 1970, с. 85–89, 100; он же. Конфуцианская и легистская концепции в «Янь те луне» (I в. до н.э.) // Конфуцианство в Китае: проблемы теории и практики. М., 1981, с. 56, 82, примеч. 3; он же. Проблема времени в китайской культуре и «Рассуждения о соли и железе» Хуань Куаня // Из истории традиционной китайской идеологии. М., 1984, с. 82–83, 92.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 383-384.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Император и его армия
Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.