Синология.Ру

Тематический раздел


О борьбе за «передачу власти» в царстве Вэй

в правления Вэнь-ди и Мин-ди
 
Рассмотрим одну из особенностей политического процесса в царстве Вэй (220–265) периода Троецарствия (220–280). Это эпоха становления нового типа государственности, когда на смену единой империи пришли отдельные сравнительно долговременные региональные государства[1]. На фоне многочисленных событий той эпохи наше внимание привлекли особенности борьбы за высшую власть в царстве Вэй в момент ее передачи наследнику во времена вэйских правителей Вэнь-ди (220–227) и Мин-ди (220–227).
 
Важнейшим источником являются главы 70–74 (охватывающие с 223 по 240 гг.) Цзычжи тунцзянь («Всепроницающее зерцало, управлению помогающее», далее — ЦЧТЦ), которые мы сопоставили с данными глав раздела с Вэй шу («История Вэй») «династийной истории» Саньго чжи (см.[9; 12]). ЦЧТЦ содержит упорядоченную хронику событий, извлеченных в сунское время из Вэй шу.
 
В российской историографии пока нет специальной монографии, посвященной истории конца Восточной Хань и началу Троецарствия. Об этом периоде говорится в немногочисленных статьях и учебных пособиях, причем все они рассматривают период Троецарствие очень широко, не углубляясь в детали. Наиболее примечательные работы написаны Р.Ф. Итсом и Г.Я. Смолиным [7].
 
Говоря о Троецарствии в западной историографии, нельзя не сказать о работах австралийского ученого Р. де Креспеньи.К теме исследования относятся две его статьи: «Человек из крайних земель: Цао Цао и Три царства» и «Троецарствие и Восточная Цзинь»[2]. При работе Р. Креспеньи пользовался хроникой Цзычжи тунцзянь и Саньго чжи. Работы Р. де Креспеньи являются подготовительными к написанию второго тома Кембриджской истории, который до сих пор не опубликован. В третий том должны войти исторический период с 220 по 587 гг. (см. [8]).
 
Основная тематика работ китайских ученых, посвященных изучаемому периоду, затрагивает экономические аспекты истории Троецарствия, а именно систему военных поселений туньтянь 屯田. Китайских историков также интересуют проблемы начала периода Троецарствия, а именно появление крупных военачальников и региональных правителей. Здесь хотелось бы отметить работы Хэ Цзыцюань и Чжан Дакэ [10; 11][3].
 
В 220 г. после внезапной смерти Цао Цао, власть перешла его сыну Цао Пи, вошедшего в историю как император Вэнь-ди. С этого момента началось становление нового государства, – в условиях, когда ханьский император все еще обладал формальной властью (к концу года бывший ханьский император был пожалован титулом гун и официально отказался от власти), а рядом, в Шу (Сычуань) и У (Нижняя Янцзы) формировались самостоятельные политические центры (см. [9, с. 808–822]).
 
Вэнь-ди провел ряд традиционных для нового императора мероприятий (присвоение посмертных титулов ближайшим предкам, пожалования родственникам и сторонникам, повышение титулов знати и рангов чиновников и др.). В первые месяцы правления был сформирован аппарат управления, и по мере подчинения центральной власти округов и областей (чжоу), Вэнь-ди делает назначения и там. Вместе с тем предпринимаются меры по приведению в порядок экономического положения (ввод в оборот монеты у шу). В 221 г. правитель царства Вэй сам принимает решения по кадровым вопросам (об отставке начальника военного приказа); постепенно он все реже прислушивается к своему окружению.
 
Устанавливаются мирные контакты с соседними государствами — Шу и У, однако вскоре, уже в 223 г., между ними вновь начались военные конфликты. В том же 223 г. были утверждены и повышены в своих должностях ключевые чиновники, был определен круг их полномочий. Основную роль играли военачальники Сыма И 司馬懿 (фуцзюнь да цзянцзюнь 撫軍大將軍), Цао Чжэнь 曹真 (чжунцзюнь да цзянцзюнь 中軍大將軍) и Чэнь Цюнь 陳群 (чжэньцзюнь да цзянцзюнь 鎮軍大將軍) [9].
 
В конце правления при императорском дворе начали образовываться «группировки», начинаются споры между правителем и высшими чиновниками. В 226 г. происходит конфликт, в котором был замешан чиновник Бао Сюнь 鲍勛. Император принял решение о его казни, но высокопоставленные чиновники: Чжун Ю 鐘繇, начальник военного приказа (тайвэй 太尉), Хуа Синь 華歆, начальник приказа просвещения (сыту司徒), Чэнь Цюнь 陳群, военачальник чжэнь цзюнь да цзян цзюнь 鎮軍大將軍, Син Пи 辛毗, секретарь при первом министре (шичжун 侍中), Гао Жоу 高柔, судья приказа по уголовным делам(дин вэй 廷尉), и Вэй Чжэнь 衛臻, придворный секретарь (шаншу) и др. представили трону доклад, в котором просили за Бао Сюня. Среди них был и Чэнь Цюнь – будущий член регентского совета. Несмотря на неодобрение сановников, император не уступил и казнил Бао Сюня.
 
Тогда же, в 226 г. решился вопрос о престолонаследии. Поскольку от императрицы Го 郭 у Вэнь-ди наследника не было, то с его подачи она усыновила Цао Жуя 曹睿, мать которого госпожа Чжэнь 甄 была казнена еще в 221 г. Тогда, по словам источника, «будущая жена Вэнь-ди оклеветала ее перед Вэнь-ди в какой-то провинности, и император ее казнил» [9, с. 809].
 
После назначения Цао Жуй проявлял преданность императорской семье («во всем слушался императрицу, и императрица была очень им довольна»). У Вэнь-ди не было выбора, а вопрос с наследованием престола нужно было решать в срочном порядке — «летом, в пятом месяце император серьезно заболел». Во второй половине 226 г. был сформирован регентский совет, в который вошли военачальники:  Цао Чжэнь, Чэнь Цюнь и Сыма И, приближенные к Вэнь-ди еще в 222 г. Согласно завещанию императора, они были назначены регентами [9, с. 809].
 
Заметим, что в правление Вэнь-ди проводилась политика по отдалению родственников от дворца. Наследник был назначен поспешно, при нем образовался регентский совет из числа высокопоставленных военачальников, в руках которого и находились реальные рычаги власти.Важнейшую роль в нем играл Сыма И — чей потомок в 265 г. свергнет императора из рода Цао и создаст свою династию.
 
Мин-ди и его окружение, понимая, что власть Сыма И растет, уже в первый год правления нового императора пытались подобрать наследника. Собственных сыновей у него в то время не было, и он  усыновил Цао Фана (будущий наследник), которому тогда было только семь лет. Отметим, что хотя он и был выходцем из рода Цао, но о его происхождении не было никому известно [9, с. 831].
 
Сначала Мин-ди искал сторонников среди родственников по женской линии, но система удаления их от двора дала о себе знать — родственники по женской линии не имели достаточного влияния. Опираясь на армию, власть захватил род Сыма. Фактически всеми делами заправлял Сыма И, который еще в 226 г. стал и главнокомандующим, и первым министром [9, с. 830].
 
В первые годы Мин-ди занимался назначениями чиновников и т.п. Здесь мы видим сходство с началом правления Вэнь-ди, положение императора начинало постепенно усиливаться. В 228 г. военачальник Сыма И продолжил борьбу за усиление влияния при дворе и устранение конкурентов — он убил полководца Мэн Да, который в конце 220 г. последним из ханьских военачальников перешел на сторону Вэй (см. [5, с. 185]), а один из членов регентского совета (Цао Чжэнь) получив назначение в провинцию, занял должность генерал-губернатора дуду 都督 (см. [9, с. 825]). Кроме того, в течение года император Мин-ди вел активные военные компании против царств Шу и У, но большого результата они не дали (см. [9, с. 827]). Этот  год был отмечен смертью двух наследников: Цао Ли 曹禮 (прозвище Ай 哀 – «скорбящий») и Цао Му 曹穆 (см. [9, с. 830]).
 
Проблема наследования остается быть острой и в будущем ее нерешенность приведет к потере власти рода Цао и ее перехода в роду Сыма. Император издал указ,касающийся престолонаследия, в котором говорилось, что если у императрицы нет наследника, она может выбрать ребенка из других семей. Сам Мин-ди уделял внимание законам и присутствовал при разборе различных, даже очень незначительных дел. Тогда же были изданы «Распоряжения для чиновников из шаншу линя», а также «Распоряжения для армии», в которых регулировалась служба при дворе и в войсках.
 
В 230 г. чиновник Чжугэ Тан 諸葛誕, который занимал должность шаншу в округе Ланъе 琅邪 и Дэн Ян 鄧颺, который занимал должность шаншулан 中書郎 в округе Наньяне 南陽, подняли мятеж, который быстро был подавлен. Суд над ними и вынесение приговора совпали с донесением Дун Чжао 董昭 (временно занимал пост синьсы туши  行司徒事), который пожаловался правителю Вэй на «плохих чиновников». Начались чистки в чиновничьем аппарате.
 
Некоторые чиновники выступали против военных компаний. Так, например, Хуа Синь 華歆, который был начальником военного приказа (тайвэем) в царстве Вэй (умер в конце 231 г.), Ян Фу 楊阜, который был шаофу 少府, а также Чжао Синчэнь 邵信臣, который был шаофу 少府, Ван Су 王肅, который был саньцичанши 散騎常侍 отговаривали Мин-ди от военных компаний: «Эта кампания неудачна, так не имеет никакого смысла вести зерно на тысячи ли». Император послушал их совета, и военачальник Цао Чжэнь отступил (см. [9, с. 833]).
 
В 230 г. Мин-ди доверил чиновнику Сю Сюаню управление государством во время очередной поездки Императора ([9, с. 833]).
 
Начало 231 г. в царстве Вэй было отмечено двумя важными событиями. Умер один из регентов и имевших вес военачальников – Цао Чжэнь. У императора родился сын Цао Инь曹殷 (см. [9, с. 836]). Тогда брат покойного Вэнь-ди Цао Чжи сделал доклад о «плохих» родственных отношениях в царстве Вэй и  пожаловался на систему назначения чиновников, установленную ранее. Мин-ди издал два указа, направленных против родственников, в первом из них говорилось о том, что все наследные правители во владениях должны были прислать «заложников» ко двору.
 
У Императора появились новые доверенные люди из числа чиновников — Лю Е 劉曄, который был шичжуном, Ян Цзи, который был чжунлинцзюнем 中領軍, и Лян Чжао 廉昭. Впрочем Лю Е вскоре был удален  от дворца.
 
В 232 умер еще один сын Мин-ди – Цао Инь. В ЦЧТЦ сохранилось сообщение о любопытном диалоге между Императором и Чэнь Цзяо. Император спросил, «сможет ли Сыма И нести ответственность за судьбу правящего рода», а Чэнь Цзяо затруднился ответить.
 
В 233 г. регент Чэнь Цюнь упорно критиковал Мин-ди за то, что он устроил пышные похороны своей дочери, которая умерла ребенком. Мин-ди издал указ об изменении порядка пожалования владений наследникам престола — борьбы за оттеснение и ослабление родственников династии продолжалась.
 
С 234 г. в адрес Мин-ди постоянно слышится критика со стороны чиновников. Так, Мин-ди критиковал видный чиновник Чэнь Цюнь за рост числа женщин при дворе и за раздачу им рангов, чиновник Гао Жоу – за рост числа придворных и безуспешные военные компании, чиновник Ян Фу – за то, что правитель, по его мнению строил дворцы, не обращая внимания на упадок в государстве. Чиновники Цзян Ци, Гоу Цзянь критиковали Мин-ди за то, что он плохо боролся с У и Шу. Чиновник Цзя И говорил о том, что роду Цао грозит угроза из-за того, что он не может справится с «мятежниками». Император игнорировал все их выступления.
 
В период 235-239 Мин-ди уделяет основное внимание внутренней политике.
 
Первое событие 235 г. ЦЧТЦ знакомит с новым назначением Сыма И, который был до того дацзянцзюнем. Он был назначен на пост начальником военного приказа (тайвэя). В начале года в столице, г. Ло, развернулось строительство дворцов, но потом началось осуждение при дворе и из-за экономических проблем (много денег уходило на содержание армии и военные походы), потому было решено строительство приостановить. Начиная с 238 г. здоровье Мин-ди начало ухудшаться, и он задумался о наследнике.
 
В 239 г., в год смерти правителя, был назначен сын императора Цао Фан (Ци-ван). При нем регентами были Сыма И и Цао Шуан (сын Цао Чжэня). Источник отмечает, что еще в 238 г. Цао Шуан был повышен в должности — назначен на «генеральскую» должность да цзянцзюнь 大將軍, однако в 239 году он умер (см. [9, с. 840]).
 
Власть, как и при Вэнь-ди, первом правителе Вэй, передавалась в спешке. Ее получил малолетний наследник Ци-ван, которому на момент восшествия на престол было семь лет. В такой ситуации регентство Сыма И выглядело вполне оправданным.  
 
В целом, к концу правления положение Мин-ди было ослаблено утратами тех, кто оказывал ему реальную поддержку: умер Чэнь Цюнь – член регентского совета и чиновник, поддерживающий еще Вэнь-ди. Позиции правителя были ослаблены и тем, что он лишался наследников: пять его сыновей умерли, и наследника назначали в последний момент. Мин-ди остался с теми, кто лишь формально поддерживал его власть.
 
После его смерти в Вэй правили три малолетних императора: Ци-ван (Цао Фан; 240–254), Гао-гуй-сян-гун (Цао Мао; 254–260), Юань-ди (Цао Хуань; 260–265). Все они вступали на трон в малолетнем возрасте. Реальная же власть находилась в руках рода Сыма.
 
Как видим, Вэнь–ди и Мин–ди были вынуждены решать проблемы удержания и передачи власти в непростых условиях. Формирование регентского совета, представленного в основном не родственниками Цао, критика чиновниками политики Мин-ди, спешка и неустойчивость в назначении наследников, свидетельствует о постепенном ослаблении власти рода Цао и неизбежности ее перехода к роду вэйских военачальников Сыма в скором будущем.

Литература
 
1. Деопик Д.В, Таркина А.И., Ульянов М.Ю. Методы выделения и краткой характеристики периодов в истории одного государственного образования Восточной Азии: на примере Цзинь (период Восточное Чжоу VIII–III  вв. до н.э.), М.: 2004.
2. Жиров Ф.С. История царства Вэй (период Троецарствия): начало правления Цао Пи, 220 г. // История Китая. Материалы китаеведческой конференции ИСАА при МГУ (май 2004 г.). М., 2005.
3. Деопик Д.В., Ульянов М.Ю. Кризис 1127 г. и проблемы перехода власти в средневековом Вьетнаме (Дайвьете) от Первых ко Вторым Поздним Ли. // Вьетнам. Вып.3. М., 2008.
4. Жиров Ф.С. Установление дома Цао в царстве Вэй в 219–221 гг. (по материалам Цзычжи тунцзяня) // Материалы докладов XIII Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «ЛОМОНОСОВ–2006». М., 2006.
5. Жиров Ф.С. История периода Троецарствие (220–280): 221 г. – второй год правления Цао Пи и формирование институтов государственности в Шу и У // История Китая. Материалы китаеведческой конференции ИСАА при МГУ (май 2005 г., май 2006 г.). М., 2007.
6. Жиров Ф.С. Описание политического процесса в Китае на примере правления Вэнь–ди в царстве Вэй периода Троецарствие) // Материалы докладов XV Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «ЛОМОНОСОВ–2008». М., 2009.
7. Итс Р.Ф., Смолин Г.Я. Очерки истории Китая с древних времен до сер. XVII в., Л., 1961.
8. de Crespigny, Rafe. The Three Kingdoms and Western Jin. A history of China in the Third Century AD.
9. Сыма Гуан и др. Цзычжи тунцзянь («Всепроницающее зерцало управлению помогающее»), П., 1990.
10. Хэ Цзыцюань, Вэй, Цзинь, Нань-бэй чао шилюэ (Краткий исторический очерк периодов Вэй, Цзинь и Нань-бэй чао), Ш., 1958.
11. Чжан Дакэ. Саньго-ши. (История трех государств). Пекин,  2003.
12.Чэнь Шоу. Вэй шу (История Вэй), Ханчжоу, 1999.
 
Ст. опубл.: Общество и государство в Китае: XLI научная конференция / Ин-т востоковедения РАН. - М.: Вост. лит., 2011. – 440 с. – (Ученые записки Отдела Китая ИВ РАН. Вып. 3 / редкол. А.А. Бокщанин (пред.) и др.). – ISBN 978-5-02-036461-5 (в обл.). С. 102-106.


  1. Автор благодарит С.В. Дмитриева за ценные замечания, высказанные при чтении магистерской диссертации по данной теме.
  2. Интернет-ресурсы The Australian National University
  3. Теме политической истории Троецарствия посвящена магистерская диссертация написанная, Чжань Шимо (Тайвань), в которой подробно рассказывается о чиновничьих «группировках» при дворе Вэй. Автор глубоко признателен Е.В. Волчковой за указание на данную работу и, в целом, за критические замечания, высказанные в процессе обсуждения магистерской диссертации автора (хотя не со всеми из них он согласен).

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ
Дух даосизма и гуманитарная (жэнь-вэнь) этика



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.