Синология.Ру

Тематический раздел


Ли Шан-инь

李商隱, Ли Шан-иньЛи Шан-иньЛи И-шань, прозв. Юйси-шэн (Рожденный в Нефритовом ущелье). 813, Хуайчжоу (совр. г. Биян пров. Хэнань) — 858. Происходил из не­богатой семьи. Детство провел в Юго-Зап. Китае, известном красотой своей природы. Еще в детстве обнаружил лит. талант, а когда ему было 16 лет, этот талант привлек внимание влиятельного сановника Линху Чу, к-рый помог Ли Шан-иню получить должность инспектора. В 833 поэт отправился в Чанъань — столицу империи Тан для сдачи гос. экзамена на степень цзиньши. Попытка оказалась неудачной. В это время Ли Шан-инь увлекается даосизмом. Но поэту не были безразличны и совр. политич. события, о чем свидетельству­ют стихи, написанные после переворота 835. В 837 Ли Шан-инь, наконец, успешно сдал экзамен и получил степень цзиньши, но без назначения на кон­кретный чиновничий пост. В 838 приступил к работе в аппарате под рук-вом Ван Мао-юаня, генерал-губернатора Цзинъюаня (совр. пров. Ганьсу). Вскоре поэт женился на его дочери. В 839 Ли Шан-инь получил назначение на пост цзяошулана (сверщика текстов) в Императорской библиотеке (Мишушэн). Однако вскоре он становится уездным чиновником, отвечающим за борьбу с преступ­ностью. В 842 поэт вновь поступает под командование к своему тестю. В том же году Ли Шан-инь выдержал квалиф. испытание, по результатам к-рого был снова назначен в Императорскую б-ку на должность цензора (чжэнцзы). Одна­ко из-за траура в связи с кончиной матери он был вынужден оставить пост. В 846 у Ли Шан-иня родился сын Гунь-ши. До 851 поэт служил в разных долж­ностях. Получив (ок. 848) звание боши, был назначен в одно из высших учебн. заведений (Тай-сюэ), где читал лекции по конф. классич. канонам и обучал студентов тому, как писать сочинения. В тот же год умерла жена Ли Шан-иня. Согласно предисловию ко второму сборнику его прозаич. работ (853), после смерти жены Ли Шан-инь принял буддизм. В 858 поэт утратил свой пост в последний раз, поселился в г. Инъян, где и умер вскоре в возрасте 45 лет. Творч. наследие Ли Шан-иня составляют более шести сотен стихотворений. Многие из них — шедевры классич. любовной поэзии. Наиболее известным является цикл «У ти» («Без названия»). Стихи этого цикла носят обобщающий характер и не ставят целью рассказать о чувствах конкретного человека или о реальном событии. Автор пытается передать свое настроение, свои ощущения. Весь цикл пронизан атмосферой грусти. Поэту удалось с особым мастер­ством выразить те чувства, которые испытывают любящие люди. Почти все стихотворения цикла «Без названия» считаются трудными для понимания, что дало толчок к появлению разл. интерпретаций и толкований. Среди лю­бовной лирики Ли Шан-иня можно особо выделить ряд стихотворений, посвященных жене поэта («Дождливой ночью пишу той, которая на севере», «В первом месяце посещаю дом на улице Чунжан»). Осн. их тема — разлука с любимой женщиной.
 
Примерно шестую часть всего поэтич. наследия Ли Шан-иня составляют стихи, отражающие современную поэту политич. ситуацию. 1-я пол. IX в. была богата военными политич. событиями, — это, прежде всего, «Переворот Чистой Росы», борьба группировок Ню и Ли, произвол евнухов. На глазах у Ли Шан-иня сменилось неск. императоров. Он видел их роскошный образ жизни и нищету народа. Ли Шан-инь, не имевший возможности реализовать свои мечты о чиновничьей карьере и службе государю, глубоко переживал то, что он не в силах изменить существующее положение. Это нашло отражение и в его поэзии («Потрясен», «Вновь потрясен», цикл «Цюйцзян», «Оплакиваю сыху Лю Фэня», стихотв. в 200 строк «В пути остановился на западной окраине и написал стихотворение, в котором 100 рифм»).
 
Стихи Ли Шан-иня выделяются своей изысканностью и утонченностью. От­личит. чертой поэзии Ли Шан-иня являются многочислен. реминисценции. Выбор источников для образного ряда ничем не ограничен. Ли Шан-инь обра­щается к мифологич. образам, к филос. и историч. трактатам, лит. памятни­кам, он искусно использует все лит., творческое, духовное наследие предыду­щих поколений. Однако обильное употребление реминисценций делает его стихи трудными для расшифровки, поэтому нек-рые его произведения так и остаются непонятыми. Особую красоту поэзии Ли Шан-иня придают образ­ные и яркие сравнения и эпитеты. Еще одна отличит. черта поэзии Ли Шан-иня — использование параллелизмов, что, впрочем, было необходимым усло­вием при написании стихов новой формы, состоящих из восьми строк. Однако поэт демонстрирует очень высокий уровень мастерства при их создании. Кроме того, Ли Шан-иню удается достичь глубокого и сильного эффекта через детализацию, а также изображение места действия или событий, не имеющих прямой связи с осн. действием, к-рое часто не описывается вообще, а лишь подразумевается. Его стихи динамичны, они как будто находятся в движении. В одной строке он описывает то, что происходит в данный момент, а уже в следующей — действие переносится в прошлое. Мысль поэта путешествует во времени. Ли Шан-инь превосходно владел техникой уставных восьмисти­ший люйши. Высокие оценки критиков получили и его семисловные четверо­стишия цзюэцзюй.
 
Хотя современники больше ценили составленные Ли Шан-инем офиц. доку­менты и письма, стихотворения Ли Шан-иня занимают особое место в кит. лит-ре. Они остаются популярными на протяжении мн. веков.
 
Источники:
Ли Шан-инь. Пекин, 1980; Ли Шан-инь ши сюань (Избр. стихи Ли Шан-иня). Пекин, 1986; Ли Шан-инь шицзи шучжу (Собр. стихотво­рений Ли Шан-иня с комментарием): В 2 т. / Коммент. Е Цзун-ци. Пекин, 1985; Ли Шан-инь. [Стихи] // Поэзия эпохи Тан (VII—X вв.): пер. с кит. / Сост. и вступ. ст. Л. Эйдлина. М., 1987, с. 396—400.
 
Литература:
Liu J. The poetry of Li Shang-yin. Chic.-L., 1969.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 3. Литература. Язык и письменность / ред. М.Л.Титаренко и др. – 2008. – 855 с. С. 332-333.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ
Дух даосизма и гуманитарная (жэнь-вэнь) этика



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.