Синология.Ру

Тематический раздел


Гуань Чжун

管仲, Гуань Цзин-чжун, Гуань И-у, Гуань-цзы. Иншан (совр. пров. Шаньдун), ум. 645 до н.э. Первый советник правителя царства Ци, признанный основоположник легизма. Сведения о его жизни и деятельности содержатся в основном в трактате «Го юй» (V–III вв. до н.э.). Выходец из торговцев. Вел борьбу с наследств. аристократией за введение единого законодательства и укрепление власти государя. Гуань Чжун традиционно считается автором трактата «Гуань-цзы» (IV–III вв. до н.э.), основу к-рого составляют его высказывания.
 
По-видимому, Гуань Чжун первым в истории Китая выдвинул и обосновал концепцию управления страной на основании законов (фа [1], разд. 1): «закон — отец и мать народа» («Гуань-цзы», гл. 16); «правитель и чиновники, высшие и низшие, знатные и подлые — все должны следовать закону. Это и называется великим [искусством] управления» (гл. 45). В высказываниях Гуань Чжуна впервые прозвучала легистская идея второстепенности и даже пагубности образования и отвлеченного мудрствования: «Совершенномудрый (шэн [1]) правитель полагается на закон, а не на мудрость... если же он откажется от закона и предпочтет знания, то народ забросит все дела и ринется за славой» (гл. 45).
 
Вероятно, законы, создаваемые правителем, мыслились Гуань Чжуном как средство ограничения прав потомств. аристократии на наследование высших администр. постов: «Только управляя на основании закона, можно выдвигать достойных и устранять плохих» (гл. 46). Возможно, Гуань Чжун первым предложил идею наказания в качестве гл. метода управления: «когда боятся наказаний (вэй цзуй), то управлять легко» (гл. 48). В отличие от легистов последующих поколений Гуань Чжун признавал нормы «[ритуальной] благопристойности» (ли [2]) в качестве одного из «четырех устоев» (сы вэй) гос-ва наряду с «долгом/справедливостью» (и [1]), «бескорыстием» (кан) и «совестливостью» («стыдом» — чи [2]). Но не исключено, что такого рода утверждения могли быть приписаны Гуань Чжуну конфуцианцами — редакторами «Гуань-цзы».
 
По Гуань Чжуну, «закон стоит не под, а над государем. Сам правитель обязан выполнять его директивы»; «закон ограждает народ от необузданности государя, у к-рой нет границ» (гл. 52). В то же время вся полнота политич. и экономич. власти должна находиться в руках государя. Он должен, в частности, поддерживать умеренные цены на продукты питания, ему принадлежит монополия на добычу железной руды. Основа экономич. жизни гос-ва — земледелие: обилие зерна обеспечивает богатство гос-ва, силу его войска и расширение его пределов в результате победоносных войн. Земледелие соотносится с торговлей как «корень» (бэнь) с «ветвями» (мо); торговля — одна из причин разорения земледельцев и должна ограничиваться. Гуань Чжун предложил разделить страну на уезды во главе с подотчетными только государю чиновниками и провести сквозное администр. деление вплоть до самой низшей социальной единицы — семьи, разбив все население на группы из пяти семей. Эти предложения объективно были направлены на разрушение кровнородственной общины и подрыв социальной опоры глав патронимии — наследств. знати.
 
По инициативе Гуань Чжуна был введен дифференцированный налог в зависимости от качества земли и количества пахотных полей, отменен обычай передела полей в общине. В результате осн. объектом эксплуатации стала не община, а отд. семья землевладельцев. Гуань Чжун установил гос. контроль за добычей соли и железа, упорядочил чеканку монеты, контролировал рыночные цены. Упорядочение администр. деления, видимо, удалось Гуань Чжуну только в пределах столицы, разделенной на кварталы, и столичной области, разделенной на пять районов под управлением чиновников. В кварталах, населенных служилым людом, Гуань Чжун ввел систему воинской повинности. Им была создана также трехступенчатая система отбора на чиновничьи должности. Деятельность Гуань Чжуна помогла цискому правителю Хуань-гуну стать «гегемоном» (ба [1]) среди правителей древнекит. царств.
 
Литература:
Переломов Л.С. Конфуцианство и легизм в политической истории Китая. М., 1981, с. 20, 21, 42–45 и сл.; Цяо Чжан-лу. Гуань Чжун (Гуань И-у) // Чжунго гудай чжумин чжэсюэцзя пин чжуань (Критические биографии знаменитых философов древнего Китая). Т. 1. Цзинань, 1982.
 
См. также лит-ру к ст.: «Гуань-цзы»; Легизм.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 206-207.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ
Дух даосизма и гуманитарная (жэнь-вэнь) этика



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.