Синология.Ру

Тематический раздел


Гончаров С.Н.

Заметки о военно-техническом сотрудничестве Китая с СССР и Россией во 2-й половине ХХ века

Фрагмент 5

с. 477–482

Китайский авианосец

Использование авианосцев явилось великим достижением в развитии военных кораблей в ХХ в. Наша страна проводила ТЭО в отношении авианосцев и осуществила некоторую работу в этой области.

Уже в 1970 г., когда я работал в канцелярии руководящей рабочей группы по судостроительной промышленности, по заданию руководства я организовал специальное изучение проблемы авианосцев, а также доложил наверх план реализации данного проекта. Впоследствии, во время работы в Генеральном штабе, находясь с визитом в США в мае 1980 г., по приглашению принимающей стороны посетил авианосец «Китти Хоук»[1]. Это был первый случай, когда представители НОАК и китайские технические специалисты ступили на палубу авианосца. Его масштабы, мощь и возможности ведения боевых действий произвели на нас глубочайшее впечатление.

Можно сказать, что только появление авианосцев превратило модель ведения боевых действий на море из одномерной в трехмерную, позволила осуществлять боевые действия, выходящие за рамки существовавших правил. За 80 лет своего существования, авианосцы превратились в многофункциональные ударно-оборонительные системы, интегрирующие корабли и самолеты, готовые и к обороне, и к нападению, мобильные, крепкие, малоуязвимые и высокотехнологичные. Сегодня они представляют собой не только тактическую боевую единицу с мощным потенциалом, но и основное орудие ведения боевых действий на море, а также стратегически важную боевую единицу, способную осуществлять ядерные бомбардировки.

В прежние времена я только «извне» наблюдал за проблемой создания авианосцев и размышлял над ней. В 1982 г. я стал командующим флотом, и задача создания авианосцев, естественно, стала для меня первоочередной. Наша страна – великая приморская держава, обладает более чем тремя миллионами квадратных километров «морской государственной территории». По мере дальнейшего освоения ресурсов морей и развития противоборства на морях, угроза, которой мы будем подвергаться с морского направления, станет совсем не такой, как сейчас, мы должны будем обрести способность давать отпор таким силам, обладающим возможностями ведения борьбы на большом отдалении от баз, как АПЛ, оснащенным баллистическими ракетами и корабельной авиацией. Перед лицом таких угроз мощь китайского ВМФ явно является неадекватной. Наши морские акватории обширны, поэтому если у нас будут только средние и небольшие надводные корабли и береговая авиация с небольшим радиусом действия, когда будут развернуты боевые действия на море, мы ничего не сможем предпринять. Если же мы будем создавать авианосцы, то сможем успешно решить эти проблемы.

К сожалению, в те времена экономический потенциал государства был недостаточным. В начале 1984 г. во время первого совещания, посвященного вооружениям и технологиям ВМФ, я сказал о следующем: «Если ВМФ планирует создать авианосец, то для этого понадобится длительное время. В данный момент потенциал государства является недостаточным, видимо, придется еще подождать какое-то время».

Через два года, во время заслушивания доклада командования о вооружении ВМФ, я снова сказал: «Авианосец все равно нужно будет создать, можно будет подумать об этом примерно в 2000 г. При решении этой проблемы не будем ставить вопрос о типе авианосца, сначала необходимо провести предварительные исследования». Я также заявил: «Советский Союз создавал авианосцы 30 лет. Первоначально также имелись разногласия относительно целесообразности создания авианосца. Советское руководство не могло принять решение о том, чтобы заняться этим, однако ситуация требовала его создания, поэтому проект был начат. Если исходить из ситуации, существующей в настоящее время, то и при обороне необходимы авианосцы». Эти мои соображения были быстро переданы командованием вооружения флота Центру обоснования и изучения вооружений флота[2]. После этого была начата организация исследований.

В августе 1986 г., во время заслушивания доклада командования вооружением флота и исследовательского центра вооружения флота, я поставил перед ними задачу заняться изучением проблемы изучения авианосцев. Я сказал: «Вопрос о том, каким образом создавать авианосец, касается всего строительства флота. Нужно также хорошенько разобраться в вопросе о том, создавать ли последовательно авианосец с авиацией вертикального взлета, а затем классический авианосец или сразу приступить к созданию классического авианосца».

В ноябре я председательствовал на конференции по вопросам стратегии развития флота. Были приглашены руководители вооруженных сил, а также известные специалисты. Немалое число товарищей предлагали ВМФ заняться созданием авианосцев, исходя из необходимости решения таких стратегических задач, как защита морских прав нашей страны, а также возвращения островов Наньша[3]и Тайваня. Без предварительного согласования это полностью совпало с моими планами. В январе 1987 г. было проведено совещание по технологиям вооружения ВМФ, на которое были приглашены заинтересованных руководителей КОНТОП и Генерального штаба. Во время совещания я еще раз указал на то, что для создания такого авианосца, который отвечал бы потребностям возможной в будущем войны, нужно провести тщательные исследования. В настоящее время различные государства обращают значительное внимание на развитие авианосцев и ударных авианосцев, предназначенных для авиации вертикального взлета–посадки с небольшим радиусом действия, сосредотачиваясь при этом и на способности к противовоздушной обороне и нанесению ударов. США и Советский Союз ведут масштабные работы в этой сфере, что же касается таких сравнительно развитых государств, как Италия, Франция и Англия, то все они занимаются этим. Япония не занимается этим исключительно из-за своего поражения в войне, после которого она была лишена этого права. Однако же если они начнут стоить авианосец, то смогут справиться с этим сравнительно легко, имея для этого базу. Сейчас они очень сильны и в технологиях и в производстве, поэтому если начнут это делать, то сделают очень быстро. У нас несколько больше трудностей в том, чтобы создать его, как в финансовой сфере, так и в технологической. Однако же с точки зрения долгосрочной перспективы он все-таки необходим. Если мы не сможем заняться этим в течение ближайших десяти лет, то начнем действовать по прошествии десяти лет. Поэтому я требую скорейшего обсуждения данного вопрос и досконального его изучения.

Мы будем создавать авианосец не для того, чтобы соревноваться с США или Советским Союзом, но для решения многообразных задач, связанных с потребностями вооруженной борьбы с Тайванем, разрешения противоречий вокруг островов Наньша и защиты наших морских прав. В мирное время можно также использовать их для расширения политического влияния в процессе защиты мира во всем мире. Конечно же, в случае если ВМФ приобретет авианосцы, то положение флота серьезно изменится, серьезно возрастет его боевая мощь. Это будет полезно для повышения авторитета нашей армии и государства. Поэтому я требую от исследователей, чтобы они осуществляли изучение и обсуждение этой проблемы с высоты стоящей перед ними исторической задачи.

31 марта 1987 г. я доложил аппарату управления главных управлений НОАК[4]два важных вопроса, связанных с вооружением флота – об авианосцах и АПЛ. Оба этих вопроса затрагивают проблему создания станового хребта флота и являются ключевыми. Если мы создадим два таких вида вооружений, то в долгосрочной перспективе, это будет благоприятно для национальной обороны. Эти два вида вооружений могут применяться не только в военное время, но также являются фактором устрашения в мирное время.

Во время доклада я следующим образом тщательно проанализировал для товарищей из главных управлений потребность в решении этих двух крупных вопросов и возможность этого:

Что касается проблемы авианосцев, то тогда при формировании мобильных отрядов ВМФ мы рассматривали только миноносцы, эсминцы и подводные лодки, однако при дальнейшем изучении обнаружили, что эти отряды не могут вести боевые действия за пределами радиуса применения боевой авиации. После этого при изучении ситуации в борьбе вокруг Тайваня, мы выяснили, что использование береговой авиации ведет к большим бесполезным затратам, поскольку она находится в воздухе очень короткое время, одновременно требуется очень много самолетов и аэродромов. Наш анализ также показал, что если мы не будем создавать авианосцы, то флоту все равно придется использовать миноносцы и эсминцы, создавать морские мобильные отряды, опираясь на них. Если же мы будем строить авианосцы, то эти военные корабли будут состоять в эскорте авианосцев, одновременно являясь и самостоятельными морскими боевыми кораблями. В современных условиях ведение боевых действий без прикрытия со стороны авиации в любом случае является невозможным. Если будем создавать авианосцы, то совершенно не нужно увеличивать общее количество самолетов, только их характеристики должны быть иными. Стоимость этих самолетов будет более высокой, но не намного. Таким образом, развитие авианосных групп сводится к проблеме изменения структуры расходов на вооружение флота, а не их серьезного увеличения. Еще более важным является то, что при наличии авианосцев в огромной степени повышается боеспособность мобильных боевых флотилий на море. Что же до вопроса о том, сможем ли мы с технической точки зрения своими силами создать авианосцы и самолеты для них, то исследования, проведенные руководителями авиационной, судостроительной и других отраслей промышленности, а также специалистов показали, что, по их мнению, основные условия для этого имеются. Конечно, нужно со всей серьезностью подойти к вопросу о некоторых видах специального оборудования, но эта проблема тем не менее является разрешимой.

Вслед за этим я сказал, что, согласно моему замыслу, программе создания авианосцев в «седьмой пятилетке» нужно будет дать обоснование, а в «восьмой пятилетке» – провести исследования, предварительное изучение основных вопросов как по платформе, так и по самолетам. Если позволят обстоятельства, то в 2000 г. можно будет утвердить тип. Если организовать дело таким образом, то, во-первых, с точки зрения расходов и в настоящее время и при будущем распределении средств на каждый год не потребуется слишком больших затрат; во-вторых, с точки зрения технологий его развитие принесет пользу в самых различных сферах, позволит продвинуть развитие технологий, в которых нуждаются государство и национальная оборона; в-третьих, в процессе иccледования можно будет полностью разобраться в стоимости поддержания боеготовности авианосцев и существующих в этой области проблемах. Все это будет полезным для принятия окончательного решения.

Этот доклад произвел определенное впечатление в Генеральном штабе и аппарате управления КОНТОП. Впоследствии КОНТОП организовал сравнительно углубленные исследования силами своих исследовательских структур и ВМФ.

В процессе обоснования проекта по созданию авианосца я многократно заслушивал доклады, подчеркивая, что необходимо сопоставлять эффективность ведения боевых действий и расходы на авианосцы и их авиацию в сравнении с авиационными дивизиями, базирующимися на суше, самолетами–заправщиками, с самолетами, базирующимися на берегу. Затем, перейдя на работу в ЦВС, я продолжал уделять внимание проблеме создания авианосца, требовал от КОНТОП и Генерального штаба комплексно распределять средства на его предварительные исследования, разработку и вооружения. Все это необходимо было соединять с планами по развитию уже имеющихся кораблей, самолетов и электроники, а не разрабатывать все это самостоятельно в рамках большого проекта авианосца. Когда принимают такие грандиозные программы, то командование не может разобраться. Я совершенно ясно им объяснил, что эти планы должны быть обсуждены в ЦВС.

В то время я санкционировал поездку делегаций специалистов ВМФ и промышленности во Францию, США, Россию, Украину и другие страны для изучения авианосцев. Структуры национальной оборонной промышленности также пригласили из России специалистов по авианосцам для чтения лекций. Была приобретена часть проектной и технической документации. Наметились сдвиги в изучении вопросов оборудования авианосцев. Генеральный штаб и КОНТОП также постоянно организовывали обследования. Приобретения, предварительные исследования и анализ, обоснования и оценки, вся эта работа позволила многим военным и гражданским руководителям разобраться в такой сложной системе, как авианосец и базирующиеся на нем самолеты.

Авианосец является символом государственной мощи, а также ключевым элементом способности ВМФ вести боевые действия на море, объединяющим различные рода войск. Строительство авианосца – дело, которое всегда занимало граждан страны. Если наша страна собирается осуществлять модернизацию национальной обороны, создавать целостную систему вооружений и военной техники, нельзя не думать о создании авианосцев. Однако эта проблема представляет собой важнейший аспект государственной стратегии и политики в сфере национальной обороны. Необходимо непременно исходить из комплексной мощи государства и его общей морской стратегии, нужно определить ее место и принимать решения осторожно.

В настоящее время я уже покинул свой пост. Успокаивает то, что я приложил определенные усилия для планирования программы создания авианосцев в нашей стране.



  1. Этот авианосец принимал самое активное участие во Вьетнамской войне (см.: Википедия).
  2. Данный Центр был создан в 1983 г. и насчитывал 800 специалистов. В настоящее время переименован в Исследовательскую академию вооружений флота.
  3. Официальная позиция КНР состоит в том, что ее суверенитет должен распространяться на весь архипелаг Наньша. В настоящее время КНР контролирует меньшую часть островов Наньша, большая часть которых, как считают в Пекине, незаконно занята Вьетнамом, Филиппинами и Малайзией (см.: Энциклопедия «Бай-ду»).
  4. К этим главным управлениям относятся Генеральный штаб, Главное политическое управление, Главное управления вооружений и Главное управление тыла.
 [Вверх ↑]
[Оглавление]
 
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ
Дух даосизма и гуманитарная (жэнь-вэнь) этика



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.