Синология.Ру

Тематический раздел


Кучера С.

История, культура и право древнего Китая

Возникновение металлургии в древнем Китае

Знакомство с металлом, умение его добывать и обрабатывать, всё расширяющееся применение изделий из него во всех областях жизни, несомненно, является одним из крупнейших открытий в истории человечества, сыгравшем революционизирующую роль в его судьбе[1]. Для древности появление металлургии означало качественный скачок в производственных возможностях человека, его переход к цивилизации и веку металла, что в науке породило выдвинутую в 1836 г. К. Ю. Томсеном (1788–1865) концепцию «трёх веков»: каменного, бронзового и железного (см. [74]) как последовательных вех развития человечества[2].

Введение в науку понятия «век металла» основано на широком применении этого материала в жизни, т. е. на возникновении металлургии как отрасли ремесленного производства. Следует, однако, иметь в виду, что металл был известен человеку намного раньше в качестве красителя или элемента похоронного обряда.  В частности, в хорошо известной мировой науке пещере Шаньдиндун (Чжоукоу­дянь) вблизи Пекина, датируемой XVII тысячелетием до н. э. вокруг обнаруженных там останков людей был рассыпан гематитовый порошок (см. [60, с. 112–113]). Следовательно, шаньдиндунскому человеку уже был известен оксид железа, хотя настоящая металлургия — обработка сырья, ведущая к появлению искусственно созданного, нужного человеку изделия — возникла значительно позже.

Не менее 8 тысяч лет тому назад в пределах древней ойкумены, а именно в Месопотамии, началось использование естественной меди, в начале IV тысячелетия до н. э. произошёл переход к выплавке её из руды, а на рубеже IV и III тысячелетий — к бронзолитейному делу (см. [11, с. 751; 14, с. 760; 71, с. 20–22, 84–87]). В Китае все эти процессы возникли, по-видимому, самостоятельно, но позднее.

Насколько известно[3], самыми ранними предметами из меди, найденными на территории Китая, являются две небольшие подвески[4], обнаруженные в 1955 г. на стоянке Дачэншань в г. Таншань (пров. Хэбэй) в 160 км к востоку от Пекина. Они отнесены археологами к культуре Луншань Хэбэя, близкой по характерным чертам и возрасту к шаньдунскому (2500–2000 гг. до н. э.) и хэнаньскому (2600–2000 гг. до н. э.) вариантам данной неолитической[5]  культуры, и датируются последними столетиями III тысячелетия до н. э. (см. [30, с. 34; 72, с. 3]). Подвески почти прямоугольные, без орнамента, но с отверстием в верхней части, вероятно для шнурка, с помощью которого они носились в качестве украшения. Более крупная из них имеет следующие размеры: длина 5,9, ширина 4,2, толщина 0,2 см, вторая немного меньше. В отчёте не уточнена техника их изготовления, но выдвинуто предположение, что их красно-жёлтый цвет указывает на присутствие примеси олова (см. [30, с. 33; 58, с. 35]). Менее чем через год после отчёта была опубликована статья, где высказывались: 1) сомнения в правильности приведённой аффиляции и датировки, 2) пред­положение об их возможном изготовлении методом холодной ковки, а также 3) пожелание проведения разного рода анализов для определения их состава (см. [9, с. 22]). Последние, очевидно, были осуществлены, ибо в печати появились данные, свидетельствующие о том, что подвески были изготовлены из практически чистой меди: её содержание в одной из них составляет 99,33 %, в другой — 97,97 % (см. [31, с. 37; 57, с. 47]). Однако при этом не уточняется технология, поэтому остаётся неясным, кованые они или литые. Можно лишь отметить, что и о них, и о других сходных находках, о которых речь пойдёт ниже, китайские специалисты пишут в контексте, внушающем мысли об исключительном или хотя бы доминирующем использовании литья (см., например, [11, с. 751–752; 36, с. 834; 25; 24; 35; 12; 1; 55]).

Дальнейшие поиски раннего металла тоже ведут нас к культуре Луншань — её шаньдунскому варианту. В ходе двух сезонов раскопок, осенью 1974 и весной 1975 г., было расчищено 1500 кв. м памятника Саньлихэ (общая площадь 50 тыс. кв. м), расположенного на юго-западе полуострова Шаньдун[6], в 35 км к северо-западу от Циндао. Работавшие там археологи установили наличие двух культурных слоёв. Нижний они отнесли к культуре Давэнькоу (4300–2500 гг. до н. э.; Шаньдун и север Цзянсу; на её основе вырос шаньдунский вариант Луншаня; подробнее см., например, [63, с. 48–51; 59, с. 296–298]), верхний — к шаньдунскому Луншаню, но, учтя значительные отличия между ними, предложили именовать их «культура первого периода Саньлихэ» и «культура второго периода Саньлихэ». Среди артефактов последнего оказались два медных «шилообразных» предмета (см. [37, с. 262, 266]). В дальнейших публикациях была подтверждена их луншаньская атрибуция и изготовление методом литья (см. [16, с. 61; 28, с. 48]).

Сенсацией, с нашей точки зрения, стали результаты металлографического анализа. Оказалось, что «шила» отлиты не из чистой меди или бронзы, а из сплава, в котором имеется 23 % цинка и небольшие примеси олова, свинца, серы, железа и кремня. Иначе говоря, они сделаны из латуни, причём из так называемой сложной латуни, где кроме двух основных (меди и цинка) имеются и другие компоненты (1–5 %; см. [34, с. 640]). Если такой состав — результат сознательного процесса, то саньлихэское открытие можно считать свидетельством очень раннего производства латуни в пределах всей ойкумены, ибо по данным из других регионов земного шара этот металл появился значительно позже, уже в римское время (см. [10, с. 55]; ср. [там же, с. 137, 148]). Китайские учёные не стали, однако, делать столь заманчивого вывода, а предложили два других объяснения. Некоторые сочли, что изделия значительно более поздние и лишь случайно оказались в луншаньском контексте. Эта точка зрения, кстати сказать, не умаляющая научную значимость саньлихэской находки, насколько нам известно, не получила подтверждения, поэтому предпочтительнее выглядит вторая, а именно: в ходе обычного процесса отливки медных изделий была использована руда, состоящая из парагенетических минералов с богатым содержанием кроме окиси меди, также и окиси цинка[7], редуцированных во время нагрева и в итоге превратившихся в сплав этих основных компонентов, т. е. в латунь. Как бы то ни было, саньлихэские «шила», несомненно, дополняют наши познания в области истории китайской металлургии и заслуживают внимания.

Весьма ценное открытие было сделано в центре Шаньдунского полуострова, в 55–60 км к югу от порта Пэнлай (на северном побережье Шаньдуна) и в 135 км к северо-востоку от Саньлихэ (см. [3, с. 435]). Здесь, в уезде Цися на луншаньской стоянке Янцзяцзюань был найден фрагмент медного шила, а также медный шлак и куски малахита — гидроксилкарбоната меди (4[Сu СО (ОН)]), очень распространённой руды, в которой содержание С и О доходит почти до 72 % её веса. Она повсеместно служила первостепенным сырьём для выплавки данного металла и изготовления изделий из него. С нашей точки зрения, есть основания считать, что в Янцзяцюани обнаружено нечто вроде медеплавильной мастерской, работавшей на местном сырье. Иначе говоря, здешнее шило — не случайный предмет или привозное изделие, а продукт местного производства, Янцзяцюань же — памятник локального центра раннего металла.

Приведённые материалы, хотя и не очень многочисленные, всё же достаточно определённо показывают, что в недрах Шаньдунского Луншаня в III тысячелетии до н. э. начинают появляться первые ростки плавки руд с целью получения металла, из которого затем отливались небольшие изделия. Кроме того, у нас есть некоторые основания полагать, что в данном районе могло иметь место опережающее знакомство с металлом как таковым. В китайских публикациях сообщается, что в некоторых могилах, относящихся к позднему периоду культуры Давэнькоу (её общие хронологические границы: 4300–2500 гг. до н. э.; поздний период — 2800–2500 гг. до н. э.), генетической предшественницы Луншаня в Шаньдуне, и на севере Цзянсу[8] обнаружена ярь-медянка (см. [57, с. 43]), основная уксуснокислая соль меди [Cu(OH) (СН СООО) Cu], кристаллическое ядовитое вещество зелёного цвета. К сожалению, при этом не приводятся какие-либо детали, которые позволили бы говорить о её назначении. Поскольку, однако, преемственность Луншаня по отношению к Давэнькоу не вызывает существенных сомнений, то кажется достаточно естественной мысль о восприятии носителями первой культуры каких-то изначальных сведений о металле от создателей второй. Если это так, то вырисовываются контуры исторического процесса постепенного накопления знаний и навыков, приведших к возникновению зачатков медеплавильного и меделитейного дела на протяжении большей части III тысячелетия до н. э., или хотя бы его второй половины. Оно зарождалось на востоке Китая, на территории нынешней пров. Шаньдун и некоторых соседних районов, в рамках неолитических культур Давэнькоу и Луншань, причём причастность к указанному явлению первой из них представляется пока сугубо гипотетической, второй же — более или менее доказанной конкретными находками.

В пользу такой концепции, как нам кажется, говорит и дальнейший ход истории, отражённый в культуре Юэши, впервые обнаруженной ещё в 1960 г. (см. [40]). Она была выделена в самостоятельную археологическую культуру скорее всего в 1984 или 1985 г. (см. [49, с. 601]), после раскопок нескольких памятников, проведённых в основном в 1979–1981 гг. (см. [48; 41; 73; 49; 47]). До этого её реликты включались в Луншань, что было результатом укоренившегося с 1920‑х годов прочного представления о Шаньдуне как ареале исключительно Луншаня, ибо в то время другие неолитические культуры ещё не были обнаружены.

Культура Юэши представляет большой интерес для исследователя древнекитайской истории, однако рамки настоящей статьи заставляют нас ограничиться указанием лишь нескольких моментов, непосредственно связанных с нашей темой. Во-первых, её ареал — Шаньдун, север Цзянсу, южные районы Хэбэя и Ляолина — почти точно совпадает с территорией распространения шаньдунского Луншаня. Во-вторых, хотя в рамках Юэши можно выделить пять вариантов, она в целом имеет свои корни в шаньдунском Луншане, является его наследницей. В-третьих, эта культура заполнила определённую лакуну в цепи исторического развития данного района в период неолита–бронзы. Оно обрело полноту и непрерывность и в аспекте археологически-культурной последовательности и в плане хронологии. Стратиграфия нескольких многослойных памятников показала расположение Юэши между Луншанем и шанской[9] культурой верхнего слоя Эрлигана[10]. Девять очень хороших (стандартное отклонение в пределах 70–100 лет) радиокарбонных дат, основанных на анализе древесного угля, собранного на пяти памятниках (в том числе пять образцов — в Чжаогэ­чжуане и один — в Дунъюэши) намечают пределы 1600–1420 гг. до н. э., что после калибровки даёт (округлённо) 1900–1670 гг. до н. э. (см. [4, с. 474; 51, с. 168]). Такая датировка соответствует другим данным и подтверждает место Юэши на временнóй шкале: это непосредственное продолжение шаньдунского Луншаня на его же территории и на базе его достижений, а также, возможно, предшественница культуры Шан с её великолепной бронзой, развитой письменностью и другими признаками цивилизации.

Бронза как раз и является тем элементом, который нас интересует здесь прежде всего. Во время раскопок нескольких памятников Иньцзячэна, Чжаогэчжуана и Хэнцзячжуана были найдены мелкие металлические предметы: ножи, шила, наконечники стрел, — их количество в отчётах не указано и подробные характеристики отсутствуют, но известно, что целое шило (остроконечник?), обнаруженное в Чжаогэчжуане имеет длину 6 см и диаметр 0,5 см (см. [41, с. 472, 470, рис. 22.18; 73; 51, с. 168]). Лабораторные исследования, публикация о которых нам, к сожалению, недоступна, показали, что они изготовлены из бронзы, в связи с чем Юэши определяется как шаньдунская культура ранней бронзы. Если учесть явно ограниченное количество находок и их небольшие размеры, то такая оценка вполне обоснованна. В то же время необходимо отметить, что названные предметы находились в разных концах Шаньдуна и относятся к трём из пяти вариантов, выделяемых в Юэши, т. е. являются представительными для данной культуры в целом, поэтому её принадлежность к бронзовому веку вряд ли может быть подвергнута сомнению.

Представленный выше материал приводит нас к заключению, что в течение III и первой половины II тысячелетия до н. э на востоке Северного Китая, главным образом на территории современной пров. Шаньдун, шёл процесс формирования очага раннего производства металла и металлических изделий — одного из важнейших компонентов древнекитайской цивилизации[11]. Он проходил в недрах культур Давэнькоу, Луншань и Юэши, создатели которых медленно, но неуклонно накапливали необходимые знания, навыки и опыт.

Имеющиеся материалы позволяют поставить вопрос об их этнической принадлежности. Хуасяские[12] хронисты всегда уделяли значительное внимание иноэтническим коллективам, как соседним, так и более отдалённым. Уже в надписях на гадательных костях, самом раннем памятнике китайской письменности (период Шан-Инь, XIV/XII–XII/XI вв. до н. э.; см. [63, с. 84]), несмотря на их особый характер, лаконичный стиль и краткость каждой записи, упоминается более 1000 названий разных племён, с которыми шанцы поддерживали те или иные контакты (см. [46, с. 249–332; 39, с. 134–159]) В последующее, чжоуское время (XII/XI–III вв. до н. э.), когда появились письменные книжные источники, соответствующий материал стал обильнее по количеству и богаче по содержанию. Сказанное относится и к коренным жителям Шаньдуна. Из многочисленных инскрипций на гадательных костях и бронзовых сосудах, а также пассажей из письменных источников явствует, что во II–I тысячелетиях до н. э. их именовали «и»[13] (см. [46, с. 284–285; 39, с. 145; 8, с. 697; 23, гл. 13б, с. 493/7а]). В «Ли цзи», одном из важнейших источников по культуре древнего Китая, имеется интересный материал, указывающий на отличия и от хуася: «Восточные [племена] называются и. [Они] носят распущенные волосы и татуируют [своё] тело. Некоторые [из этих племён] едят сырую (букв.— не подвергшуюся воздействию огня.— С. К.) пищу» [15, т. 20, цз. 12, с. 584]; подробнее об и см. [61, с. 65–66][14].

Таким образом, очевидно, что и воспринимались хуася как инородные племена, обладавшие собственной культурой, обычаями и нравами. Учитывая долговечность этнических устоев, наблюдаемую в разных частях планеты и в самом Китае (например, цян, о которых часто упоминают шан-иньские гадательные надписи, проживают в КНР и сегодня, хотя в другом районе; см. [39, с. 138–139; 6, с. 289–295]), можно предположить, что и в рассматриваемый нами период ареалы Давэнькоу, шаньдунского Луншаня и Юэши были заселены предками и или во всяком случае какими-то не прото-хуасяскими племенами.

В подтверждение обоснованности этого суждения укажем на наличие у носителей культуры Давэнькоу, и в меньшей мере — Луншань, обычая экстракции зубов, чаще всего — пары верхних латеральных резцов, у молодых людей обоих полов (см. [52, с. 81]). При этом соответствующий давэнькоуский материал является самым ранним: удаление зубов практиковалось уже на начальном этапе существования этой культуры (около 4500 г. до н. э. ), т. е. данное явление распространилось вдоль морского побережья на юг, вплоть до Тайваня и в глубь континента на юго-запад до Хубэя и даже Юньнани и Сычуани, а также проникло в Японию (см. [2, 29; 19]). Однако оно не затронуло колыбели хуасяского этноса и китайской цивилизации — современной пров. Хэнань, домена Яншао и хэнаньского Луншаня (см. [29, с. 73–74]). Очевидно, что два района: Шаньдун и Хэнань являлись местом проживания разных этносов и средой разных культурно-исторических явлений и процессов.

Связи шаньдунского центра с другими районами, где тоже обнаружены следы производства палеометалла, пока не совсем ясны, однако нет оснований постулировать их взаимную обособленность. Между ареалами указанных выше и других соседних культур отсутствовали непреодолимые преграды, расстояния были небольшими, обмен информацией и предметами других производств происходил достаточно интенсивно, так что металл вряд ли являлся исключением. Скорее всего и в этой сфере имел место разносторонний обмен, просто нам о нём пока мало известно. В особенности это касается отношений с ближайшим западным соседом — нынешней пров. Хэнань, где в III тысячелетии до н. э. тоже существовала культура Луншань, а затем сложились бронзовые культуры Эрлитоу (конец III — первые века II тысячелетия до н. э.) и Шан (см. примеч. 9 и 10). Расстояния от этих памятников до шаньдунского центра составляют 200–350 км, что примерно соответствует взаимной отдалённости граничных памятников, например, культуры Юэши.

На территории Хэнани и близлежащих областей в III тысячелетии до н. э. на смену хорошо известной мировой археологии средненеолитической культуре Яншао (5000–3000 гг. до н. э.; см., например, [54; 63, с. 24–30; 59, с. 292–294]), через переходную культуру Мяодигоу II (2900–2800 гг. до н. э.; см. [20; 26; 53]), пришёл хэнаньский вариант Луншаня (2600–2000 гг. до н. э.; см. [26а; 63, с. 32–34; 59, с. 294–295]). С ним связано и зарождение металлургии в нуклеарной зоне китайской цивилизации. Самые ранние памятники относятся к Яншао: на двух стоянках — Баньпо и Цзянчжай (обе расположены в центре южной части пров. Шэньси, вблизи Сиани, и датируются V тысячелетием до н. э.) — были найдены два куска сплава меди и цинка (цзянчжайский имеет очень сложный состав: 65 % меди, 25 % цинка, 6 % свинца, 2 % олова и 2% других примесей), т. е. латуни. Однако, как отмечает Чжан Гуан-чжи, сообщая о них со ссылкой на недоступную нам статью Ань Чжи-миня, их «происхождение неясно» (см. [69, с. 143, примеч. 68]). В то же время можно отметить, что в общем плане яншао­сцы, видимо, были действительно знакомы с металлом как таковым, ибо в том же Цзянчжае археологи нашли несколько кусков окисла марганца[15], использовавшегося в качестве красителя (см. [7, с. 231]) Таким образом, мы можем предположить, что на Центральной равнине[16] этап Яншао сопоставим с этапом Давэнькоу в восточном районе раннего металла.

В 350–400 км к востоку от названных яншаоских местонахождений, на средне- и позднелуншаньском (XXV–XX вв. до н. э.) памятнике Ванчэнган (уезд Дэнфэн пров. Хэнань)[17] во время раскопок 1977–1981 гг. был найден фрагмент (6,5×5,7× 0,2 см) бронзового сосуда. Металл представляет собой сплав меди, свинца и олова (см. [32, с. 13, илл. 1.1; 69, с. 274–275]), и весьма маловероятно, что этот состав случаен. К тому же находка относится к четвёртому, т. е. позднему, из пяти периодов, на которые разделяется луншаньский горизонт Ванчэнгана, довольно близкому по времени первому периоду Эрлитоу — культуры эпохи бронзы, о которой речь пойдёт ниже. Иначе говоря, возникновение в то время и в данной части Хэнани зачатков бронзолитейного дела представляется вполне реальным.

Замечательное открытие было сделано на памятнике Мэйшань (в центре Хэнани, приблизительно в 40 км к югу от Дэнфэна), возраст которого XXIII–XX вв. до н. э. В реконструкции исторических процессов, происходивших в колыбели китайской цивилизации, он занимает важное место, так как три его периода отражают постепенное развитие хэнаньского Луншаня в ранний, а затем средний этап Эрлитоу. Для нас же особый интерес представляют фрагменты тиглей для плавки меди и медный шлак (см. [18; 4, с. 16; 27, с. 1; 26а, с. 192; 17, с. 47–48]). Они обнаружены в двух зольных ямах в слое, соответствующем второму периоду Мэйшани, т. е. первому периоду Эрлитоу. Во-первых, это прямое свидетельство производства металлических изделий в данном месте, к тому же наличие обломков изложниц в двух ямах указывает на масштабность производства. Во-вторых, здесь, по-видимому, можно констатировать передачу информации и навыков эрлитоуским мастерам их луншаньскими предшественниками. Она не зафиксирована в самих металлических изделиях, которых пока обнаружено очень мало, но поскольку её можно проследить на других артефактах, в особенности на таком прекрасном диагностирующем материале, как керамика, то нет основания предполагать, что металл составлял исключение.

Луншаньцы имели некоторое представление и о металлах, о чем свидетельствуют, например, могилы, обнаруженные в Таосы уезда Сянфэнь на юге Шаньси. Здесь в крупных и средних погребениях, отличающихся иногда довольно богатым сопроводительным инвентарём, тело покойника в разных местах посыпано порошком киновари — сульфита ртути (см. [42, с. 34–35]). Мы не склонны преувеличивать значение этого факта, однако в ходе дальнейших работ (в 1983 г.) тут было сделано весьма важное открытие — обнаружен медный предмет, длиною 5,2–6,3, шириною 2,1–2,7, высотою 2,65 см, похожий на небольшой колокольчик. Он отлит почти из чистой меди — анализ показал, что её содержание составляет 97,86 %, свинца — 1,54 %, цинка — 0,16 %, остальные 0,44 % приходятся на мышьяк, серебро и другие несущественные примеси (см. [43; 13]). Таким образом, Таосы начинает занимать значимое место в истории древнекитайской металлургии, и дальнейшие раскопки, возможно, уже проведённые, но нам не известные, могут принести любопытный материал.

Следующий этап представляет бронзовая культура Эрлитоу, охватывающая центр и запад Хэнани, а также юг Шаньси. Её радиокарбонный возраст 2005–1245, т. е. после калибровки XXIV–XV вв. до н. э. (см. [65, с. 24–27; 63, с. 105–109; 59, с. 307–310]). На разных её памятниках, а их известно уже более ста, в том числе и представляющих ранний этап её становления (например, Дунсяфэн в уезде Сясянь, на юго-западе пров. Шаньси) были найдены каменные и керамические формы для отливки изделий, медный шлак и различные бронзовые предметы: свёрла, шила, ножи, наконечники стрел, рыболовный крючок, тесло, очень красивое украшение в форме звериной морды, колокольчик и другие, в отчётах не поименованные изделия (см. [27, с. 1; 45, с. 37–38 и рис. 5.1; 44, с. 584]). Довольно большое количество и значительное разнообразие находок показывают, что Эрлитоу отражает отнюдь не самый ранний этап становления бронзолитейного дела в центральном ареале китайской цивилизации. Между уже известными бронзовыми поделками луншаньцев и бронзой Эрлитоу существуют ещё лакуны, которые постепенно будут заполняться новыми открытиями. Они наличествуют также между Эрлитоу и развитой бронзовой культурой периода Шан-Инь, несмотря на доказанную их генетическую связь.

Подводя итоги проблем изучения ранней металлургии в среднем течении Хуанхэ, укажем несколько моментов.

Во-первых, доступный нам материал довольно скуп и разрознен. На его основе пока нельзя нарисовать полной картины процесса зарождения древнекитайского бронзолитейного дела, а ряд вопросов остаётся без ответа.

Во-вторых, очевидно, что ситуация меняется к лучшему и контуры проблемы становятся всё отчётливее.

В-третьих, и здесь, как и в Шаньдуне, возникновение металлургии происходило в недрах культуры Луншань, на протяжении III тысячелетия до н. э.

В-четвёртых, оно протекало на месте и на локальной основе, вероятно, в контакте с ближними соседями, но без заметного отдалённого (Южная Сибирь, Западная Азия и т. д.) внешнего воздействия, возможность которого, впрочем, не следует априори целиком отбрасывать.

В указанное время формировался ещё один, западный, очаг раннего металла на территории Ганьсу, Цинхая и Нинся, т. е. в верхнем течении Хуанхэ и дальше на северо-запад. Однако рамки настоящей статьи не позволяют уделить ему внимание[18]. К тому же он обособлен географически от рассмотренных двух центров и его связь с ними довольно гипотетична, поэтому в настоящей публикации мы ограничимся лишь упоминанием о нём[19].

Итак, очевидно, что III тысячелетие до н. э. являлось ключевым для становления китайской металлургии. Именно тогда в разных частях страны появились её зачатки в виде производства мелких медных изделий. Всё начиналось в рамках культуры Луншань: её шаньдунского варианта — на востоке, хэнаньского — в центре. В других районах Китая металлургия создавалась носителями приблизительно синхронных, но иных культур, ибо ареал Луншаня так далеко не простирался. Находки, обнаруженные в последние десятилетия, указывают на самостоятельное, местное изобретение необходимой техники и технологии, но возможность межкультурных контактов, особенно в пределах бассейна Хуанхэ, да и с более отдалёнными очагами палеометалла не исключается. Необходимо, однако, отметить, что хотя для решения проблемы генезиса древнекитайской металлургии получен ценный материал, всё же его недостаточно для полной и обоснованной реконструкции всех её элементов. Думается, что китайская археология, по своим достижениям и масштабам проводимых раскопок занимающая бесспорно одно из первых мест в мире, несомненно, дополнит эту тему новыми открытиями.

Литература

1.

Ван Цзинь, Хэ Цзя-фань, Ян Вэнь-чжун. Чжунго тунгунъе (Халькоиндустрия в Китае) // Чжунго да байкэцюаньшу. Куан-е (Большая китайская энциклопедия. Горное дело и металлургия). Пекин–Шанхай, 1984, с. 849.

2.

Ватанабе Макото. Нихон-но басси фу сю то сюхэн тиики-то но канкэй (Обычай экстракции зубов в Японии и его связь с соседними районами) // Кокогаку дзянару, 1967, № 10, с. 17–21.

3.

Гао Гуан-жэнь. Шаньдун Луншань вэньхуа (Культура Шаньдунского Луншаня) // Чжунго да байкэцюаньшу Каогусюэ (Большая китайская энциклопедия. Археологическая наука). Пекин–Шанхай, 1986, с. 433–436.

4.

Гао Тянь-линь, Мэн Фан-жэнь. Ши лунь Хэнань Луншань вэйхуа «Ваньвань лэйсин» (Предварительное суждение о «ваньваньском типе» культуры хэнаньский Луншань) // Чжунъань вэньу, 1983, № 2, с. 15–21.

5.

Го Дао-шунь. Силяохэ лююй цинтун вэньхуа янцзю ды синь цзиньчжань (Новый прогресс в исследованиях бронзовых культур бассейна р. Силяохэ) // Чжунго каогу сюэхуэй дисыцы няньхуэй лунвэнъ цзи. 1983 (Сборник докладов, представленных на четвертую годичную конференцию Китайского археологического общества в 1983 г.). Пекин, 1985, с. 185–195

6.

Гоцзя минь-вэй миньцзу вэньти учжун цуншу бяньцзи вэйюаньхуэй «Чжунго шаошу миньцзу бяньсе цзу (Государственный комитет по делам национальных меньшинств: Группа по составению тома «Национальные меньшинства Китая» редакционной коллегии пяти сборников по национальным вопросам). Чжунго шаошу миньцзу (Национальные меньшинства Китая). Пекин, 1984.

7.

Гун Ци-мин. Цзянчжай ичжи (Стоянка Цзянчжай) // Чжунго да байкэцюаньшу. Каогусюэ (Большая китайская энциклопедия. Археологическая наука). Пекин–Шанхай, 1986, с. 230–231.

8.

Жуй Гэн, Чжан Чжэнь-линь, Ма Го-цюань. Цзиньвэнь бянь (Конкордация знаков инскрипций на бронзовых изделиях). Пекин, 1985.

9.

Кан Цзе. Гуаньюй Таншань Дачэншань ичжи вэньхуа синчжи ды таолунь (Обсуждение характера культуры стоянки Дачэншань в г. Таншань пров Хэбэй) // Каогу, 1960, № 6, с. 21–23.

10.

Кандалэ (ConradW.). Кэсюэ фасянь юй фамин цыдянь (Wer-Was-Wann. Entdeckungen und Erfindungen in Naturwissenschaft und Technik). Шанхай, 1987.

11.

Кэ Цзюнь. Ецзинь ши (История металлургии) // Чжунго да байкэцюаньшу. Куан-е (Большая китайская энциклопедия. Горное дело и металлургия). Пекин–Шанхай, 1984, с. 751–759.

12.

Ли Бай-цюань. Чжунго хуанцзинь хэ байцзинь гунъе (Золотая и серебряная индустрия в Китае) // Чжунго да байкэцюаньшу. Куан-е (Большая китайская энциклопедия. Горное дело и металлургия). Пекин–Шанхай, 1984, с. 836–837.

13.

Ли Минь-шэн и др. Шаньси Сянфэнь Таосы ичжи чуту тунци чэнфэнь баогао (Доклад о компонентах медного изделия, обнаруженного на памятнике Таосы в уезде Сянфэнь пров. Шаньси) // Каогу, 1984, № 12, с. 1071, 1068.

14.

Ли Сюнь. Ецзиньсюэ (Металлургия) // Чжунго да байкэцюаньшу. Куан-е (Большая китайская энциклопедия. Горное дело и металлургия). Пекин–Шанхай, 1984, с. 760–765.

15.

Ли цзи чжэн-и («Записки об обрядах» с истолкованием их истинного смысла). Сер. «Шисань цзин чжу-шу» (Тринадцать канонических книг с комментариями). Т. 19–26. Пекин–Шанхай, 1957.

16.

Ли Цзя-фан, Гао Гуань-жэнь. Дяньсин Луншань вэньхуа ды лайюань, фачжань цзи шэхуэй синчжи шу тань (Предварительное сообщение о происхождении, развитии и характере общества классической культуры Луншань) // Вэньу, 1979, № 11, с. 56–62.

17.

Ли Ян-сун. Цун Хэнань Луншань вэньхуа ды цзиге лэйсин тань Ся вэньхуа ды жогань вэньти (О некоторых вопросах культуры Ся с точки зрения нескольких типов культуры хэнаньской Луншани) // Чжунго каогу сюэхуэй диицы няньхуэй луньвэнь цзи. 1979 (Сборник докладов, представленных на первую годичную конференцию Китайского археологического общества в 1979 г.). Пекин, 1980, с. 32–49.

17а.

Ло Чжу-фэн (гл. ред.). Ханьюй да цыдянь (Большой словарь слов китайского языка) Т. 1–12. Шанхай, 1986–1993.

18.

Лоян боутуань (Лоянский музей): Фан Сяо-лань. Хэнань Линьчжу Мэйшань ичжи дяоча юй ши цзюэ (Разведка и контрольные раскопки памятника Мэйшань в уезде Линьчжу пров. Хэнань) // Каогу, 1975, № 5, с. 285–294.

19.

Лянь Чжао-мэй. Тайвань шицянь шидай бачи сису чжи яньцзю. A study on the Tooth-Extraction Practices in Prehistoric Taiwan // Голи Тайвань дасюэ вэнь-ши-чжэ сюэбао (The Bulletin of the College of Liberal Arts. National Taiwan University). 1987, № 35, с. 227/1–254/28.

20.

Мяодигоу юй Саньлицяо Хуанхэ шуйку каогу баогао чжи эр (Мяодигоу и Саньлицяо Второй доклад об археологических исследованиях водохранилища на Хуанхэ). Пекин, 1959.

21.

Пэй Вэнь-чжун, Ань Чжи-минь. Шицянь каогусюэ (Доисторическая археология) // Чжунго да байкэцюаньшу. Каогусюэ (Большая китайская энциклопедия. Археологическая наука). Пекин–Шанхай, 1986, с. 476–478.

22.

Синь Чжунго ды каогу фасянь хэ янцзю (Археологические открытия и исследования в Новом Китае) // Каогусюэ чжуанькань. Цзянчжун дишици хао (Специальные археологические издания. Серия 1. № 17). Пекин, 1984.

23.

Сюй Шэнь, Дуань Юй-цай (комм.). Шо-вэнь цзе-цзы чжу (Толковый словарь иероглифов с комментарием). Шанхай, 1986.

24.

Ся Сян-жун, Ли Чжун-цзюнь, Ван Гэнь-юань. Чжунго гудай куанъе (Обработка руд металлов в древнем Китае) // Чжунго да байкэцюаньшу. Куан-е (Большая китайская энциклопедия. Горное дело и металлургия). Пекин–Шанхай, 1984, с. 830–832.

25.

Ся Сян-жун, Ли Чжун-цзюнь, Ван Гэнь-юань. Чжунго гудай куанъе фачжань ши (История развития горного дела в Китае). Пекин, 1980.

26.

Тун Чжу-чэнь. Мяодигоу эрци вэньхуа (Культура Мяодигоу II) // Чжунго да байкэцюаньшу. Каогусюэ (Большая китайская энциклопедия. Археологическая наука). Пекин–Шанхай, 1986, с. 329–330.

26а.

Тун Чжу-чэнь. Хэнань Луншань вэньхуа (Культура Хэнаньский Луншань) // Чжунго да байкэцюаньшу. Каогусюэ (Большая китайская энциклопедия. Археологическая наука). Пекин–Шанхай, 1986, с. 191–193.

27.

Тун Чжу-чэнь. Эрлитоу вэньхуа хэ Шан Чжоу шидай цзинь шуци дайти ши-гу-банци ды гочэн (Культура Эрлитоу и процесс замены в период Шан–Чжоу каменных, костяных и раковинных орудий металлическими) // Чжунъюань вэньу, 1983, № 2, с. 1–14.

28.

У Жэнь. Шаньдун дицюй шицянь вэньхуа фачжань сюйле цзи сянгуань вэньти (Последовательность развития доисторических культур на территории Шаньдуна и связанные с этим вопросы) // Вэньу, 1982, № 10, с. 44–56.

29.

Хань Кан-синь, Пань Ци-фэн. Вого бая фэнсу ды юаньлю цзи ци пи (Происхождение обычая экстракции зубов в нашей стране и его значение) // Каогу, 1981, № 1, с. 69–76.

30.

Хэбэй шэн вэньу гуаньли вэйюаньхуэй (Хэбэйский провинциальный комитет по охране и изучению памятников материальной культуры): Чэнь Хуэй, Тан Юнь-мин, Сунь Дэ-хай. Хэбэй Таншаньши Дачэншань ичжи фацзюэ баогао (Отчёт о раскопках стоянки Дачэншань в г. Таншань пров. Хэбэй) // Каогу сюэбао, 1959, № 3, с. 17–34.

31.

Хэбэй шэн вэньу гуаньличу (Хэбэйское провинциальное управление по охране и изучению памятников материальной культуры): Чжэн Шаоцзун. Хэбэйшэн саньши нянь лай ды каогу гунцзо (Тридцать лет археологических работ в провинции Хэбэй) // Вэньу бяньцзи вэйюаньхуэй (Редакционная коллегия публикаций, посвященных памятникам материальной культуры). «Вэньи каогу гунцзо саньши нянь (Тридцать лет работы в области археологии, охраны и изучения памятников материальной культуры)». Пекин, 1979, с. 35–53.

32.

Хэнань шэн вэньу яньцзюсо, Чжунго лиши боугуань каогу бу (Хэнаньский провинцальный институт материальной культуры. Археологический отдел Китайского исторического музея): Ань Цзи-хуай, Ли Цзин-хуа. Дэнфэн, Ванчэнган ичжи ды фацзюэ (Раскопки памятника Ванчэнган в уезде Дэнфэн пров. Хэнань) // Вэньу, 1983, № 3, с. 8–20.

33.

Хэнань шэн вэньхуа цзюй вэнь у гунцзо дуй (Рабочий отряд по охране и изучению памятников материальной культуры Хэнаньского провинциального управления по делам культуры). Чжэнчжоу Эрлиган (Памятник Эрлиган в Чжэнчжоу, пров. Хэнань) // Вэньу, 1983, № 3, с. 8–20.

34.

Цао Мин-шэн, Чжан Вэй-бинь, Чэнь Цунь-чжун. Тунхэцзинь (Медные сплавы) // Чжунго да байкэцюаньшу Куан-е (Большая китайская энциклопедия. Горное дело и металлургия). Пекин–Шанхай, 1984, с. 639–641.

35.

Цю Лян-хуэй. Чжунго гудай жэчули цзишу (Техника термической обработки металлов в древнем Китае) // Чжунго да байкэцюаньшу. Куан-е (Большая китайская энциклопедия. Горное дело и металлургия). Пекин–Шанхай, 1984, с. 832.

36.

Цю Лян-хуэй, Ли Цзин-хуа. Чжунго гудай ечжу ичжи (Памятники древней плавки металлов в Китае) // Чжунго да байкэцюаньшу. Куан-е (Большая китайская энциклопедия. Горное дело и металлургия). Пекин–Шанхай, 1984, с.834–836.

37.

Чанвэй дицюй ишугуань. Каогу яньцзюсю Шаньдун дуй (Чанвэйский районный музей искусств, Шаньдунская экспедиция Института археологии): У Жу-цзо. Шаньдун Цзяосянь Саньлихэ ичжи фацзюэ цзянь бао (Краткий отчёт о раскопках стоянки Саньлихэ в уезде Цзяосянь пров Шаньдун) // Каогу, 1977, № 4, с. 262–267.

38.

Чжан Цзун-сян (комм.). Юэ цзюэ шу. Фу Цин Цянь Пэй-мин, Юй Юэ чжацзи эр чжун (Записи о гибели царства Юэ. Приложение: Два вида заметок [к данному сочинению] цинских авторов Цянь Пэй-мина и Юй Юэ). Шанхай, 1956.

39.

Чжао Чэн. Цзягувэнь цзяньмин цыдянь Буцы фэньлэй дубэнь (Краткий толковый словарь надписей на гадательных костях. Систематизированная хрестоматия гадательных надписей). Пекин, 1988.

40.

Чжунго кэсэюань Каогу яньцзюсю Шаньдун фацзюэ дуй (Шаньдунская экспедиция Института археологии АН КНР). Шаньдун Пинду Дуньюэшицунь синьшици шидай ичжи юй чжаньго му (Неолитическая стоянка и Чжаньгоская могила в деревне Дуньюэшицунь в уезде Пинду пров Шаньдун) // Каогу, 1962, № 10, с. 509–513.

41.

Чжунго шэхуэй кэсюэюань Каогу яньцзюсо Шаньдун дуй. Яньтай ши вэньу гуаньли вэйюаньхуэй (Шаньдунская экспедиция Института археологии АОН КНР, Яньтайский городской административный комитет по охране и изучению памятников материальной культуры): Чжоу Бэнь-сюн. Шаньдун Myпин Чжаогэчжуан ичжи (Памятник Чжаогэчжуан в уезде Мупин пров. Шаньдун) // Каогу сюэбао, 1986, № 4, с. 447–477.

42.

Чжунго шэхуэй кэсюэюань Каогу яньцзюсо Шаньси гунцзо дуй, Линь фэнь дицюй вэньхуа цзюй (Шаньсиская экспедиция Института археологии АОН КНР, Линьфэйское районное управление культуры): Гао Вэй, Ли Цзянь-минь. 1978–1980 нянь Шаньси Сянфэнь Таосы муди фацзюэ цзянь бао (Краткий отчёт о раскопках в 1978–1980 гг. могильника Таосы в уезде Сянфэнь пров. Шаньси) // Каогу, 1983, № 1, с. 30–42.

43.

Чжунго шэхуэй кэсюэюань Каогу яньцзюсо Шаньси гунцзо дуй, Линь фэнь дицюй вэньхуа цзюй (Шаньсиская экспедиция Института археологии АОН КНР, Линьфэйское районное управление культуры): Чжан Дай-хай. Шаньси Сянфэнь Таосы ичжи шоуцы фасянь тунци (На памятнике Таосы в уезде Сянфэнь пров. Шаньси впервые найдено медное изделие) // Каогу, 1984, № 12, с. 1069–1071.

44.

Чжунго шэхуэй кэсюэюань Каогу яньцзюсо Эрлитоу гунцзо дуй (Эрлитоуская экспедиция института археологии АОН КНР): Чжан Го-чжу. Яньши Эрлитоу ичжи 1980–1981 нянь III цюй фацзюэ цзянь бао (Краткий отчёт о раскопках 1980–1981 гг. III участка памятника Эрлитоу в уезде Яньши пров. Хэнань) // Каогу, 1984, № 7, с. 582–590.

45.

Чжунго шэхуэй кэсюэюань Каогу яньцзюсо Эрлитоу гунцзо дуй (Эрлитоуская экспедиция института археологии АОН КНР): Ян Го-чжун. 1981 нянь Хэнань яньши Эрлитоу муцзан фацзюэ цзянь бао (Краткий отчёт о раскопках 1981 г. эрлитоуских могил в уезде Яньши пров. Хэнань) // Каогу, 1984, № 1, с. 37–40.

46.

Чэнь Мэн-цзя. Инь-сюй буцы цзуншу (Общий свод сведений о гадательных надписях из развалин иньской столицы). Пекин. 1956.

47.

Шаньдун дасюэ лиши ци каогу чжуанье (Археологическая специализация исторического факультета Шаньдунского университета): Луань Фэн-ши, Цуй Да-юн, Юй Хай-гуан. Шаньдун Сышуй Иньцзячэн ичжи дисыцы фацзюэ цзянь бао (Краткий отчёт о четвертом сезоне раскопок памятника Иньцзячэн в уезде Сышуй пров Шаньдун) // Kaoгу, 1987, № 4, с. 289–294, 376.

48.

Шаньдун дасюэ лиши си каогу чжуанье (Археологическая специализация исторического факультета Шаньдунского университета): Цай Фэн-шу, Юй Хай-гуан и др. Шаньдун Сышуй Иньцзячэн диицы ши цзюэ (Первые контрольные раскопки памятника Иньцзячэн в уезде Сышуй пров. Шаньдун) // Каогу, 1980, № 1, с. 11–17, 31.

49.

Шаньдун дасюэ лиши си каогу чжуанье. Цзинин дицюй вэньу кэ. Сышуй сянь вэньхуагуань (Археологическая специализация исторического факультета Шаньдунского университета. Цзининское районное отделение по охране и изучению памятников материальной культуры. Сышуйский уездный дом культуры): Юй Хай-гуан и др. Сышуй Инцзячэн ичжи диэр, саньцы фацзюэ цзянь бао (Краткий отчёт о втором и третьем сезонах раскопок памятника Иньцзячэн в уезде Сышуй пров. Шаньдун) // Каогу, 1985, № 7, с. 595–601, 632.

50.

Шаньдун шэн вэньу гуаньли чу, Цзинань ши боугуань (Шаньдунское провинциальное управление по охране и изучению памятников материальной культуры и Цзинаньский городской музей). Давэнькоу Синьшици шидай муцзан фацзюэ баогао (Давэнькоу. Отчёт о раскопках неолитического могильника). Пекин, 1974.

51.

Шаньдун шэн вэньгу каогу яньцзюсю (Шаньдунский провинциальный институт археологии и памятников материальной культуры): Чжан Сюэ-хай. Цяньцзинь чжун ды ши нянь. 1978–1988 нянь Шаньдуншэн вэньу каогу гунцзо гайшу (Десять лет движения вперёд. Краткий обзор работ в области охраны и изучения памятников материальной культуры и археологии в пров. Шаньдун в 1978–1988 гг.) // Вэньу бяньцзи вэйюаньхуэй (Редакционная коллегия публикаций, посвященных памятникам материальной культуры). Вэньу коагу гунцзо ши нянь 1979–1989 (Десять лет, 1979–1989, работ в области охраны и изучения памятников материальной культуры и археологиии). Пекин, 1990, с. 162–175.

52.

Шао Ван-пин. Давэнькоу вэньхуа (Культура Давэнькоу) // Чжунго да байкэцюаньшу. Каогусюэ (Большая китайская энциклопедия. Археологическая наука). Пекин–Шанхай, 1986, с. 81–83.

53.

Ши Син-бан. Мяодигоу ичжи (Стоянка Мяодигоу) // Чжунго да байкэцюаньшу. Каогусюэ (Большая китайская энциклопедия. Археологическая наука). Пекин–Шанхай, 1986, с. 330–331.

54.

Ши Син-бан. Яншао вэньхуа (Культура Яншао) // Чжунго да байкэцюаньшу. Каогусюэ (Большая китайская энциклопедия. Археологическая наука). Пекин–Шанхай, 1986, с. 595–602.

55.

Ян Вэнь-чжун, Тао Энь-жуй. Чжунго сигунье (Оловянная индустрия в Китае) // Чжунго да байкэцюаньшу. Куан-е (Большая китайская энциклопедия. Горное дело и металлургия). Пекин–Шанхай, 1984, с. 850.

56.

Ян Ху. Ляоси дицюй синьшици — туншибинъюн шилай каогу вэньхуа сюйле юй фэньци (Последовательность и периодизация неолитических археологических культур района Ляоси) // Вэньу, 1994, № 5, с. 37–52.

57.

Янь Вэнь-мин. Луншань вэньхуа хэ Луншань шидай (Культура Луншань и эпоха Луншань) // Вэньу, 1981, № 6, с. 41–48.

58.

Комитет по охране культурных памятников пров Хэбэй. Доклад о раскопках стоянки Дачэншань г. Таншань // Каогу сюэбао, 1959, № 3, с. 34–35.

59.

Кучера С. Археология Китая. Каменный и бронзовый века // Археология зарубежной Азии. М., 1986, с. 252–319.

60.

Кучера С. Древнейшая и древняя история Китая. Древнекаменный век. М., 1996.

61.

Кучера С. Иноплеменные рабы в позднечжоуском Китае // Страны Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии. История, экономика. М., 1970, с. 58–73.

62.

Кучера С. К проблеме генезиса древнекитайского города // Семнадцатая научная конференция «Общество и государство в Китае». Тезисы докладов. Ч. II. М., 1986, с. 11–17.

63.

Кучера С. Китайская археология 1965–1974 гг.: палеолит — эпоха Инь. Находки и проблемы. М., 1977.

64.

Кучера С. Некоторые проблемы истории Китая в свете радиокарбонных датировок // Этническая история народов Восточной и Юго-Восточной Азии в древности и в средние века. М., 1981, с. 47–130.

65.

Кучера С. Проблемы древней истории Китая в археологической науке КНР // Общественные науки в КНР. М., 1986, с. 15–70.

66.

Кучера С. Ранний металл в Китае // Двадцать четвертая научная конференция «Общество и государство в Китае». Тезисы докладов. Ч. I. М., 1993, с. 6–16.

67.

Советская историческая энциклопедия. Т. 1–16. М., 1961–1976.

68.

Blakney R. В. A Course in the Analysis of Chinese Characters. Shanghai, 1935.

69.

Chang Kwang-chih. The Archaeology of Ancient China. Fourth Edition Revised and Enlarged. Taiwan Edition. Taipei, 1989.

70.

Gawlikowska К. Sztuka Mesopotamii. Warsawa, 1975.

71.

Gurney O. R. Hetyci. Warsawa, 1970.

72.

Li Xueqin. The Wonder of Chinese Bronses. Beijing. 1980.

73.

The Institute of Archaeology, CASS and СРАМ, Yantai Municipality. The Excavation of the Site at Zhaogezhuan in Mouping County, Shandong Province // Kaogu Xuebao (Acta Archeologica Sinica), 1986, № 4, с. 478.

74.

Thomsen Ch. J. Ledetraat til nordisk Oldkyndighed. Kobenhavn, 1836.

75.

Watson W. Early Civilisation of China // Library of the Early Civilisations. Ed. by Prof. S. Pignott. London, 1966.

76.

Willetts W. Foundations of Chinese Art from neolithic pottery to modern architecture. London, 1965.

 



  1. В этой связи нельзя не поразиться, что составители «Советской исторической энциклопедии» проигнорировали столь важный исторический феномен и не поместили в ней соответствующей статьи (см. [67, т. 9, с. 384–385]).
  2. Любопытно отметить, что за восемнадцать веков до этого в Китае малоизвестный китайский учёный Юань Кан (I в. до н. э) в книге «Юэ цзюэ шу» («Записки о гибели царства Юэ») отметил, что в глубокой древности оружие делалось из камня, затем из яшмы (нефрита), ещё позже — из бронзы, а в его время — из железа (см. [36, цз. 11, с. 3а; 21, с. 476]), т. е. сделал наблюдение почти идентичное с концепцией Томсена. Что касается выделения яшмы-нефрита, то оно связано с особым отношением к этому камню китайцев, а не с фактическим наличием такого этапа в истории. Можно также предположить, что разделение орудий на «каменные» и «яшмовые (нефритовые)» является ассоциативным ответом историка на археологическое наличие «оббитых» и «шлифованных» изделий.
  3. Следует иметь в виду, что в связи с критической ситуацией, в которой в течение последних лет находится российская наука, поступление новых материалов, в частности археологических журналов из КНР, почти прекратилось, поэтому нельзя исключить, что были сделаны новые открытия, о которых нам пока неизвестно.
  4. Некоторые авторы, исходя, по-видимому, из их формы, называют их «малые лопатки» (см. [57, с. 47]).
  5. Культура Луншань, ареалом которой являлся обширный регион среднего и нижнего течения Хуанхэ и территории, прилегающие к нему с севера и юга, была открыта ещё в 1928 г. (подробнее см. [63, с. 32–34; 59, с. 294–295, 315–316]) и тогда же обоснованно определена как неолитическая. Эта точка зрения была принята мировой наукой (см., например, [75, с. 37–44; 76, с. 31–32]) и по традиции сохраняется и поныне, хотя, возможно, и надо бы её пересмотреть и считать Луншань если не энеолитической культурой, то хотя бы переходной к хальколиту.
  6. Следует отличать полуостров Шаньдун (около 30 тыс. кв. км) от провинции Шаньдун (более 150 тыс. кв. км), восточным выступом которой он является.
  7. В поддержку этой точки зрения можно указать, что на территории района Чанвэй, где расположен Саньлихэ, а также лежащих к северу и югу от него районов Яньтай и Линьи имеются богатые залежи парагенетических пород меди и цинка, или меди, цинка и свинца (см. [22, с. 102]), т. е. сырьё было легко доступным. Уровень гончарного дела луншаньцев в целом и их умение строить высокотемпературные печи, в которых возможен был процесс редукции — в частности, делали вполне вероятной случайную выплавку сложного сплава — латуни.
  8. Подробнее о культуре Давэнькоу см., например, [63, с. 48–51; 59, с. 296–298].
  9. Шан, или Шан-Инь — это название династии, которая правила Китаем в 1766–1122 гг. до н. э. по традиционной хронологии, или в 1600–1028 гг. до н. э. по хронологии, принятой в КНР. В археологии это наименование используется для определения бронзовой культуры, которая существовала на территории Хэнани и соседних районов приблизительно в XVII–XI вв. до н. э. Подробнее об этом см. [63, с. 91–96, 155–156; 64, с. 76–83, 128–130].
  10. Эрлиган был открыт в 1950 г. Он находится на территории Чжэнчжоу, административного центра Хэнани. Этот памятник представляет средний период культуры Шан и датируется приблизительно 1500 г. до н. э. (см. [63, с. 91–96; 59, с. 306–310; 33]).
  11. Нельзя исключить, что в этом районе примерно в то же время стал возникать ещё один элемент древнекитайской цивилизации, а именно письменность. Дело в том, что на всё растущем количестве давэнькоуских и луншаньских керамических сосудов обнаруживаются пиктограммы, очень похожие на соответствующие иероглифы шан-иньских гадательных надписей, возможно, являющиеся их прототипами (см. [50, с. 117–119; 51, с. 165–167; 63, с. 84–90]).
  12. Начиная с правления династии Хань (206 г. до н. э.– 220 г. н. э.) самоназванием собственно китайцев стало «ханьжэнь» и «ханьцзу», до этого их было несколько, но самым распространённым, пожалуй, являлось «хуася» (см. [17а, т. 6, с. 48, ст. «Ханьжэнь», с. 52, ст. «Ханьцзу», т. 9, с. 398, ст. «Хуажэнь», с. 399. ст. «Хуа-и», с. 403, ст. «Хуася»]). Мы используем название «хуася» для обозначения основного (этнически, лингвистически, культурно и исторически) ствола собственно китайцев и их предков в отличие от всех иных племён, населявших древний Китай.
  13. Данный знак интерпретируется как рисунок человека, присевшего на корточки (см. [39, с. 145]), а в его более поздней, чжоуской версии — как человек, живущий за счёт лука, т. е. охоты, следовательно — дикарь (см. [68, с. 178]). Что касается первого пояснения, то указанная поза могла восприниматься создателями древнего варианта знака «и» как необычная, некультурная и поэтому характеризующая варваров, либо же, и мы склоняемся к такому толкованию, здесь изображён коленопреклонённый или согнувшийся в глубоком поклоне человек, т. е. выражающий покорность. Тем самым шанцы желали подчеркнуть, что исцы им подчиняются, однако, если судить по их же гадательным надписям, это далеко не всегда имело место.
  14. Все перечисленные в «Ли цзи» характерные черты и ярко отличали их от хуася, которые связывали волосы на затылке, татуировку использовали как один из видов наказания преступников, а пищу готовили на огне начиная по крайней мере с лантяньского и пекинского синантропов (см. [60, с. 34–35, 38, 283–285]).
  15. В доступной нам публикации не уточняется, какой именно окисел был найден, поскольку, однако, самым распространённым в земной коре является пиролюзит (MnO), то можно предположить, что нашли именно его.
  16. Сиань находится приблизительно в 135 км западнее границы пров. Хэнань и в пределах 360–470 км от хэнаньских памятников с металлическими изделиями, однако в культурно-археологическом плане эти два района в определённом смысле составляют единое целое.
  17. В Ванчэнгане были, в частности, обнаружены остатки города, одни из древнейших в Китае (см. [62, с. 14–15]).
  18. По этой же причине вне нашего интереса остался северо-восток современной КНР, где в период 2000–1500 и 1000–300 гг. до н. э. существовали бронзовые культуры нижнего и верхнего слоя Сяцзядяни, а до них, в V–III тысячелетиях до н. э., энеолитическая культура Хуншань (см., например, [5; 56]) Сложный комплекс связанных с ними проблем требует отдельного исследования.
  19. Более подробную информацию см. [66, с. 10–14].
 [Вверх ↑]
[Оглавление]
 
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Император и его армия
Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.