Синология.Ру

Тематический раздел


Кучера С.

История, культура и право древнего Китая

Предисловие

Один из виднейших знатоков китайской истории, главный научный сотрудник Отдела Китая ИВ РАН доктор исторических наук, профессор Станислав Роберт Кучера (Stanisław Robert Kuczera) родился 5 мая 1928 года в Польше, во Львове. В 1947 году, после окончания лицея, он поступил в Институт востоковедения Варшавского университета (Instytut Orientalistyczny Uniwersytetu Warszawskiego), который закончил в 1952 году, защитив под руководством крупного польского востоковеда Витольда Яблонски (Witold Jabłoński) работу «Основы даоской философии» и получив степень магистра философии в области востоковедных наук. С 1951 по начало 1953 года работал в Варшавском университете в качестве ассистента.

В феврале 1953 года С. Кучера был направлен для обучения в аспирантуре в Китай, в Пекинский университет, где в 1960 году, единственный среди иностранных студентов, защитил под руководством члена-корреспондента Академии наук КНР Чжан Чжэн-лана диссертацию на китайском языке на тему «Классовая структура древнекитайского общества на основе материалов „Чжоу ли“», причём защита вызвала огромный интерес китайских учёных. С марта 1958 по октябрь 1959 года работал преподавателем, потом руководителем кафедры польского языка и культуры Пекинского института иностранных языков.

Вернувшись в декабре 1960 года в Варшаву, С. Кучера некоторое время был стипендиатом Министерства высшего образования ПНР, с апреля 1961 работал в Польском институте международных отношений (Polski Instytut Spraw Międzynarodowych) в качестве адъюнкта.

В августе 1966 года он переехал в Москву, а с апреля 1967 года, по приглашению академика Н. И. Конрада, начал работать в Институте народов Азии АН СССР (позже переименованном в Институт востоковедения). В 1981 году защитил докторскую диссертацию на тему «Китайская археология 1965–1974 гг.: палеолит — эпоха Инь. Находки и проблемы». С 1988 по 2002 год занимал по совместительству должность профессора кафедры древнего мира Исторического факультета МГУ, преподавал в Российском Государственном Гуманитарном Университете.

С. Кучера является членом Российского археологического общества, Европейской ассоциации китаеведения (European Association for Chinese Studies). В 1993 году он был избран членом Народной Академии России, 2 апреля 1998 года стал академиком РАЕН.

Он принимал участие в ряде крупнейших международных научных мероприятий: XXII–XXV, XXVII, XXVIII Международных конгрессах синологических исследований, XXIX, XXX и XXXVII Конгрессах востоковедов, XIV Тихоокеанском научном конгрессе, Международном конгрессе Международной ассоциации по изучению культур Центральной Азии, Международном симпозиуме по проблемам культуры Ся в Калифорнийском университете (Лос-Анджелес).

В 1988 и 1989 годах во время поездок в Пекин им было сделано два научных доклада в Пекинском университете и Китайском народном университете. В мае 1993 года С. Кучера прочёл курс из четырёх лекций для аспирантов Высшей школы социальных наук (Ecole des Hautes Etudes en Sciences Sociales) в Париже, затем — два научных доклада в Китайской Республике на Тайване.

С октября 1995 по март 1996 года он был приглашён для научных исследований в Academia Sinica (Чжун-ян янь-цзю юань 中央研究院, Тайвань), и за это время сделал шесть докладов. В марте 1996 года он выступил с лекцией в Сингапурском университете. Значительное количество докладов было прочитано им в разное время в научных учреждениях Польши.

Станислав Кучера представляет собой редкий тип блестящего европейского учёного-эрудита, который всегда внимательно следит за происходящим в мировой науке. Принадлежащие его перу разделы в книге «Историография истории Древнего Востока. Иран, Средняя Азия, Индия, Китай» (СПб., 2002) являются лучшим в русскоязычной литературе очерком истории мирового китаеведения во всей его полноте и многогранности. Замечательным образом С. Кучере удаётся сочетать в своём научном творчестве лучшие традиции западной, российской и китайской классической синологии, сохраняя и приумножая их. Его исследования отличаются строгостью логических построений, неизменным вниманием к деталям и ясным изложением мысли.

Научные интересы С. Кучеры отличаются почти невероятной для современной науки широтой охвата, он является автором девяти монографий (в том числе четырёх в соавторстве), более чем 300 статей и рецензий.

Его труды по китайской археологии, особенно «Китайская археология: 1965–1974. Палеолит — эпоха Инь» (М., 1977) являются наиболее полными источниками информации в данной области на русском языке, работы по китайскому палеолиту, прежде всего «Древнейшая и древняя история Китая» (М., 1996) по глубине проникновения в тему не имеют себе равных в мировой историографии.

С. Кучера является крупнейшим в России специалистом по иньской и чжоуской эпиграфике, им переведено и прокомментировано значительное количество сложнейших инскрипций. Ряд его глубоких исследований по социальной и политической жизни эпохи Чжоу затрагивают крайне сложные и малоизученные вопросы функционирования повседневной и ритуальной жизни чжоуского двора.

Ярко и органично С. Кучера выступает в ипостаси переводчика, для его работ в этой области характерна не только скрупулёзность лингвиста, старающегося адекватно передать на русском языке смысл и структуру древнекитайского текста (что крайне трудно, учитывая принципиально разную природу двух языков), но и стилистическая изысканность филолога. При этом его переводы — это образец не только точного, но и безупречно прокомментированного, по-настоящему научного перевода, который с точки зрения понимания исторической реальности даёт больше, чем иные аналитические исследования. Перу С. Кучеры, помимо уже упоминавшихся переводов эпиграфических памятников, принадлежат переводы больших фрагментов «Шан шу», «Гуань-цзы», «Ле-цзы»[1]. Написанный им раздел в книге «История Древнего Востока. Тексты и документы» (М., 2002) представляет собой уникальное собрание снабжённых скрупулёзным комментарием текстов, создававшихся на всём протяжении истории древнего Китая — от шанских гадательных костей до труда Сыма Цяня.

Важную роль в жизни С. Кучеры как учёного сыграл уникальный по ценности древнекитайский трактат «Чжоу ли» («Установления [династии] Чжоу»): он был основным источником кандидатской диссертации, защищённой им в Китае; истории создания «Чжоу ли» была посвящена первая научная статья С. Кучеры на русском языке[2]; долгие годы шла работа по подготовке комментированного перевода памятника (единственная попытка такого рода была предпринята во Франции в 1851 году), первая часть которого уже вышла из печати[3].

К этому необходимо добавить, что им написано множество статей по историческим, культурным и правовым проблемам древнего и средневекового Китая (некоторые из них представлены в данном томе). Разброс тем велик, но в каждой области работы С. Кучеры по праву считаются основой основ, они входят во все научные и учебные библиографии.

Несмотря на занятость, С. Кучера всегда находит время и силы для передачи своих знаний ученикам, его преподавательский дар ни в чём не уступает его огромному дару учёного. Написанные им разделы в университетских учебниках[4] удачно сочетают доступность и высочайший научный уровень изложения материала. Этим же отличаются лекции С. Кучеры, всегда строго логически выстроенные и необыкновенно информативные, учащие студента самостоятельно анализировать материал и делать выводы. При этом надо отметить, что С. Кучера, несмотря на долгий опыт преподавательской деятельности, который у многих вызывает склонность к определённому автоматизму в изложении исторического материала, каждый раз тщательно готовится к лекции, стараясь найти новые данные или ещё более наглядные примеры. Не будет преувеличением сказать, что каждая его лекция — это яркий научный доклад, тщательно подготовленный и прочитанный без всяких скидок на возраст или квалификацию слушателей, но при этом в высшей степени доступно и увлекательно. Он был научным руководителем у 15 аспирантов, из которых двое стали докторами наук и пятеро — кандидатами.

Все знающие С. Кучеру ценят его великолепное чувство юмора, отзывчивость, редкую порядочность, принципиальность и интеллигентность. Трудно найти другого человека, который с такой полнотой воплощал бы в себе всё лучшее, что может быть в учёном, учителе и друге.

Для удобства читателя материал расположен в трёх разделах — «История», «Культура», «Право», хотя всякий синолог знает, как тесно переплетены и плотно взаимодействуют компоненты гуманитарного знания в китайской культуре. Библиография размещена постатейно, а индекс имён — в конце тома.

 

С. В. Дмитриев





  1. См.: Древнекитайская философия. Т. 1–2. М., 1973.
  2. См.: К вопросу о датировке и достоверности «Чжоу ли» // Вестник древней истории, 1961, № 3, с. 111–120.
  3. См.: Установления династии Чжоу («Чжоу ли»). Вступительная статья, перевод с китайского, комментарии и приложения С. Кучеры. М., 2010.
  4. См.: История Древнего Востока. Тексты и документы». М., 2002; Историография истории Древнего Востока. Иран, Средняя Азия, Индия, Китай. СПб., 2002; История Древнего Востока. М., 2007.
 [Вверх ↑]
[Оглавление]
 
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Император и его армия
Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.