Синология.Ру

Тематический раздел


Кучера С.

Историография древней истории Китая

§ 2. Историческая мысль Китая в III—X вв.

В основе исторического творчества данного периода, как, впрочем, и по­следующего времени до XX столетия, лежал, скрепленный огромным авто­ритетом Конфуция, пиетет к древности, развитый и конкретизированный трудами Сыма Цяня, Дун Чжун-шу, Сюй Шэня и вообще ханьских книж­ников. Но ко всему этому добавился один новый и очень важный элемент. Им была система государственных экзаменов, ставшая, после ее введе­ния в 587 г. и до ее отмены в 1905 г., самым коротким и быстрым, хотя отнюдь не легким путем к чиновничьей карьере, а значит, к власти, зажиточности и почету. Конкретные требования к кандидатам в какой-то мере отличались в разные эпохи, но их конфуцианская направленность, а значит, и преклонение перед древностью, ее мудростью и моральным со­вершенством, оставались неизменными. Высшие, столичные экзамены, которые часто проходили под личным наблюдением самого императора, проводились обычно раз в три года, число успешно выдержавших их не достигало тысячи, и тем не менее влияние экзаменационной системы на умонастроения образованных слоев общества и ориентацию их интере­сов трудно переоценить. Думается, что без нее Китай значительно быст­рее освободился бы от бремени историзма и традиционности, что, впро­чем, не обязательно привело бы его к расцвету и прогрессу.

Одним из примеров плодотворности указанного периода (т. е. III-Х вв.) было составление тринадцати из двадцати четырех династийных историй, в том числе таких многотомных трудов, как «Хоу-Хань шу», «Сань-го чжи» («Записи о трех государствах») Чэнь Шоу (233-297), «Цзинь шу» («Ис­тория династии Цзинь») Фан Сюань-лина (579—648), «Сун шу» («Исто­рия династии Сун») Шэнь Юэ (441—513), «Вэй шу» («История династии Вэй») Вэй Шоу (ок. 506-572), «Нань ши» («История Южных династий») и «Бэй ши» («История Северных династий») Ли Янь-шоу (? — ок. 676/ 679), «Суй шу» («История династии Суй») Вэй Чжэна (VII в.) и др.

Сановник и крупный историк рассматриваемого времени Ду Ю (735-812) своим большим трудом «Тун дянь» («Всеобщий свод знаний»), резуль­татом 35-летнего упорного труда, положил начало новому жанру, получившему название «чжэн шу». Оно буквально означает «политическая литература», однако в применении к «Тун дяню» его лучше обозначить понятием «историческая энциклопедия».

Предвестником данной разновидности можно считать «Тан лю дянь» («Установления династии Тан по шести ведомствам»), ранее приписы­вавшихся императору Сюань-цзуну (712-756), но в действительности составленных группой чиновников во главе с Чжан Цзю-лином (673-740). В книге затрагиваются шесть основных тем — отсюда ее название. Их прямой перевод на русский весьма затруднителен, ибо в силу специфики китайского языка и номенклатуры двух-трехзнаковые термины требуют пространных пояснений. Поэтому укажем лишь, что эти темы охватыва­ли такие сюжеты, как: сановники, имевшие почетные титулы, но не вы­полнявшие конкретных функций; основные органы государственной власти; высшие чиновники центрального правительства; группа учреж­дений, ведавших школами и образованием, казенным и дворцовым ремес­лом, строительством официальных зданий, производством оружия, ир­ригацией, водным транспортом и т. д.; и армия. В их рамках описываются служебные обязанности, ранги, жалованье и прочие детали жизни и дея­тельности чиновников, принадлежавших к указанным шести ветвям государственной структуры. Позднее, при обсуждении проблем устройства страны, нередко ссылались на данное произведение, содержащее немало интересных материалов по политическим и экономическим вопросам танского периода.

Что же касается труда Ду Ю, то он не является ни простым продолже­нием, ни развитием «Тан лю дяня». Это было произведение принципиаль­но новое по структуре, объему и другим характеристикам. Наименования восьми разделов «Всеобщего свода»: народное хозяйство, экзаменацион­ная система, чиновничество, правила поведения, музыка, армия и судебно-карательная власть, административное деление (география) и охрана границ, хотя ни в оригинале, ни тем более в русском переводе не отража­ют всего богатства источника, все же достаточно полно показывают раз­нообразие и объем информации, собранной в «Тун дяне». Этим и обосно­вывается выделение его в качестве родоначальника новой разновидно­сти китайской научной литературы.

Другой крупный сановник, историк, член нескольких комиссий по со­ставлению официальных исторических произведений Лю Чжи-цзи (661-721) стал основоположником еще одного нового направления — историографии. В своих теоретических построениях он выдвинул концепцию, что историка должны характеризовать три достоинства: использование ис­точников, знание принципов исторической науки и обладание истори­ческими познаниями — последнее он считал важнейшим. Писать надо беспристрастно, без прикрас и не покрывая зло, поэтому автору необхо­дима историческая мораль — прямота, твердая воля и смелость по отно­шению к власть имущим. Сам он, видимо, располагал этими достоинства­ми, что и позволило ему создать первый в Китае историографический труд «Ши тун» («Проникновение в историю»), в котором детально рассмотре­на и критически оценена предшествовавшая Лю Чжи-цзи историческая литература. Его подход к научному исследованию и указанная книга слу­жили образцом для последующих поколений ученых.

Зрелость раннесредневековой исторической науки проявилась и в се­рьезном внимании к проблемам народностей, находившихся на периферии или за пределами собственно китайского мира. К ним обращались уже ханьские историки и их предшественники, но лишь маргинально, попутно с за­нятиями собственной историей и в связи с ней. Специальные же работы монографического плана, посвященные исключительно или в доминиру­ющей степени иноземцам (национальным меньшинствам — по определе­нию исследователей КНР), начали появляться только в указанный период. Первым из них было «Хуа-ян го чжи» («Описание государств, располо­женных к югу от гор Хуашань») Чан Цзюя (IV в.). Уроженец Сычуаки, занимавший к тому же пост советника правителя расположенного там государства Чэн-Хань, Чан Цзюй хорошо знал этот район, что и было им использовано при написании его труда. Кроме того, как бы предвосхи­щая мысли Лю Чжи-цзи, он тщательно изучил доступный ему материал, благодаря чему «Хуа-ян го чжи» является не только самой ранней, но и очень важной и надежной историей народностей Сычуани (государств Ба и Шу) с глубокой древности до 347 г. н. э. Эта работа, будучи ценным источником, неоднократно использовалась китайскими авторами, напри­мер Фань Е при составлении «Хоу-Хань шу».

К данной категории книг можно отнести и «Шилю го чунь-цю» («Хро­ника Шестнадцати государств») Цуй Хуна (? — ок. 525/527). Понятием «Шилю го» в китайской историографии определяется 135-летний (304-439) период, когда на севере и юго-западе Китая сменяли друг друга недол­говечные государственные образования, большинство правителей кото­рых было не-ханьского происхождения: сюнну, сяньби, ди, цян и др. Од­ним из них было уже знакомое нам Чэн-Хань, существовавшее на востоке Сычуани и соседних районах Юньнани и Гуйчжоу в 304-347 гг., населен­ное в основном народностью бади и управляемое семьей Ли. Истории этих государств и посвящена «Хроника» Цуй Хуна, частное, не утвержденное императором произведение.

В китайской историографии существенное место занимают труды, которые условно можно бы назвать «географическими», условно потому, что в них содержится и немало сведений о разных других областях чело­веческого бытия. Возникновение традиции составлять такие произведе­ния, возможно, было обусловлено частыми переселениями шан-иньцев и чжоусцев, связанными, среди прочего, с разливами Хуанхэ. Не исклю­чено, что определенную роль сыграли мирные контакты и военные столк­новения с не-китайскими племенами и народностями, а позже, при Цинь-Хань (221 г. до н. э. — 220 г. н. э.), — и большой размер территории госу­дарства. Самым ранним текстом такого рода была глава «Юй гун» («Дань, подносимая Великому Юю») из «Шан шу», особо почитаемой книги кон­фуцианского канона. В древности эта традиция получила продолжение в «Шань-хай цзине» («Книга гор и морей»), произведении, посвященном в той же степени географии (в ее народном оформлении), сколь и мифо­логии, а также истории, культуре, обычаям и т. д., а затем в соответству­ющих разделах чжэн ши, и «Шуи цзине» («Книга о реках»), появившемся где-то в I—III вв. н. э. и утраченном еще в первом тысячелетии нашей эры. Следовательно, из сохранившихся работ этого жанра самой ранней и са­мой полной следует считать «Шуи цзин чжу» («Комментарии к "Книге о реках"») Ли Дао-юаня (466/472-527). Скромное название не должно вводить в заблуждение. На самом деле Ли Дао-юань написал совершенно самостоятельное произведение, во много раз превосходящее по объему «Шуи цзин». Использовав более 430 книг, значительное количество стел и народных преданий (многие из этих источников уже исчезли бесслед­но) и взяв «Шуи цзин» лишь в качестве основы, Ли описал 1252 реки (в «Шуи цзине» их было всего 137), а также районы, через которые они протекали, т. е. горы, низины, города, заставы, памятники старины, куль­товые объекты, а нередко и связанные с ними исторические личности, события, мифы, легенды и т. п. Автор руководствовался стержневой иде­ей «следовать воде, чтобы показать землю, взойти на землю, чтобы сбе­речь древность». «Шуи цзин чжу» — бесспорно, новое слово в географи­ческой литературе Китая, обладающее при этом высокой исторической и литературной ценностью.

Любопытной разновидностью данного типа историографической ли­тературы можно считать «Лоян галань цзи» («Записки о буддийских мо­настырях Лояна») Ян Сюань-чжи (VI в.). Как и в случае с «Шуи цзин чжу», содержание произведения намного богаче заглавия. Ян действительно описал буддийские храмы Лояна и его окрестностей, но затронул также вопросы политики, экономики, обычаев, географии и другие. В частности, им уделено значительное внимание мятежу вождя северного племе­ни сюжун Эрчжу Жуна (493-530) и путешествию в Западный край (со­временные Синьцзян, Средняя Азия, Северо-Западная Индия) в первой четверти VI в. Сун Юня и буддийского монаха Хуэй-шэна. Миссия, це­лью которой являлось приобретение буддийских писаний, оказалась ус­пешной, и Хуэй-шэн привез в Китай 170 священных книг, а кроме того, оба посланника описали свою поездку. К сожалению, их произведения пропали, и лишь в «Лоян галань цзи» сохранились некоторые фрагменты. Таким образом, данный труд является ценным источником о междуна­родных связях Китая в период Северной династии Вэй (420-534).

В рассматриваемое время появилась еще одна важная разновидность географо-исторической литературы, получившая наименование фан чжи (дифан чжи — описание местности, краеведческая литература; само слово­сочетание появляется уже в трудах примерно IV в. до н. э.) и ставшая важнейшим источником для изучения истории отдельных районов: горо­дов, уездов, провинций и т. п. Китайские ученые видят ее истоки в таких упоминавшихся выше произведениях, как «Юй гун» и «Шань-хай цзин». Думается, однако, что правильнее связывать ее возникновение с именами ученых первых веков нашей эры: Ин Шао (II в.), Вэй Чжао (Вэй Яо; 204-273), Гу Е-вана (519-581) и др. В их, увы, уже утерянных, произведени­ях «Шисань чжоу цзи» («Записи о тринадцати округах»), «Сань-у цзюнь-го чжи» («Описание района Сань-у») и «Юйди чжи» («Описание земли») отразились те качества, которые впоследствии определили характер фан чжи и позволили зачислить последние в разряд комплексных, географо-исторических трудов. Фан чжи делятся на две основные категории: об­щегосударственные и локальные, но и той и другой присуща широта тематического охвата: география, история, обычаи, образование, экономи­ка, персоналии, легенды и др. Одним из самых крупных и известных творений данного жанра является «Ко-ди чжи» («Описание всего госу­дарства»), приписываемое Ли Таю (618—652), но в действительности, скорее всего, принадлежавшее кисти нескольких лиц, в том числе Сяо Дэ-яня (558-654). Благодаря большому объему (550 цзюаней) собранного в нем материала оно весьма часто цитировалось в период Тан-Сун (VII— XIII вв.). Позже, прежде всего в результате многочисленных войн с насту­павшими с севера кочевниками, закончившихся завоеванием всего Ки­тая монголами и воцарением династии Юань (1270-1368), значительные части этого огромного труда пропали, и ныне оно существует лишь во фрагментах.

Высокий уровень, достигнутый исторической наукой, в том числе си­нологией, в течение последних десятилетий, привел к все более глубоко­му проникновению историков в мелкие события и краткие периоды, что­бы в них находить новый материал для детализированных исследований, ведущих к крупным полотнам. Иначе говоря, очень часто современные научные работы уже нельзя писать кистью маляра, а нужно пользовать­ся кисточкой каллиграфа. Для этих целей незаменимыми оказываются шилу — правдивые записи, своего рода подробные, хронологически по­строенные (по годам, месяцам и даже дням) «протоколы» правления каж­дого отдельного императора. Само выражение «шилу» впервые встреча­ется в биографии Сыма Цяня в «Хань шу», а первым трудом этого жанра были «Лян хуанди шилу» («Правдивые записи об императоре государства Лян») Чжоу Син-сы (?-520), повествующие о лянском монархе У-ди (502-548). К сожалению, они не сохранились до наших дней, поэтому самыми ранними из существующих сейчас и единственными танскими шилу яв­ляются «Шунь-цзун шилу» («Правдивые записи о правлении Шунь-цзуна») известного ученого Хань Юя (768-824). Иронией истории следует считать, что сохранились шилу именно Шунь-цзуна, одного из самых не­значительных императоров великой династии, который вступил на пре­стол больным, лишенным дара речи и скончался, пробыв на нем всего несколько месяцев в 805 г. Между тем именно при Тан установилась под­хваченная последующими династиями практика составления придворны­ми историографами шилу покойного императора по приказу его наследника — практика, сходная с написанием официальной истории конкретной династии ее преемницей.

Среди разновидностей исторических жанров, возникших в раннем Средневековье, необходимо упомянуть и «хуэй яо». Данный термин мож­но перевести как «собрание сведений о важнейших событиях», и действительно, серия работ, в названия которых он входит, представляет собой сборники, посвященные прежде всего политическим и экономическим вопросам, однако излагаемым не в общем плане, а с разбивкой на множе­ство конкретных тем. Благодаря этому ими сравнительно удобно пользо­ваться исследователю, который может сразу обратиться к интересующе­му его в данный момент материалу. Самым ранним произведением этой категории принято считать «Цзю чао хуэй яо» («Собрание важнейших сведений о девяти правителях династии Тан») Су Мяня (?—805), описы­вающее события, происходившие в Китае в период от правления основа­теля династии Тан Гао-цзу (618-626) до царствования Дэ-цзуна (780-805) включительно. В 853 г. по приказу Сюань-цзуна (847-859) Ян Шао-фу (IX в.) к ним было составлено дополнение «Сюй хуэй яо» («Продолжение "Собрания важнейших сведений"»). Затем, уже в сунское время, Ван Пу (919-981) объединил обе книги, расширил их и довел повествование до конца Тан. Его труд в 100 цзюанях, законченный в 961 г., получил наиме­нование «Тан хуэй яо» («Собрание важнейших сведений о династии Тан»). Энциклопедическим характером это сочинение напоминает «Тун дянь» Ду Ю, но оно ограничено рамками одной династии и, следовательно, бо­лее подробно освещает затронутую в нем проблематику, разделенную на 514 тем: генеалогическое древо царствующего дома, этикет, музыка, шко­лы и образование, культы и религия, экзаменационная система, чиновни­чество, государственная администрация, удельные владения, календарь, природные бедствия, пенитенциарная система, народное хозяйство, эки­пажи и одеяния, контакты с другими странами и др. Даже этот краткий перечень показывает богатство содержания «Тан хуэй яо», тем более что это названия крупных разделов, каждый из которых содержит значитель­ное количество конкретных тем. Скажем, налоги, аренда, монополия на соль и железо, виноделие, денежная система, мельницы, водные перевоз­ки — это лишь часть вопросов, описанных в разделе о народном хозяй­стве. Благодаря этому «Тан хуэй яо» является важным источником для изучения истории данной династии. Более того, оно стало моделью для хуэй яо, составленных впоследствии. Изложенный выше материал показывает, сколь важным этапом в исто­рии становления китайской исторической науки был период Хань-Тан, т. е. II в. до н. э. — X в. н. э. Если предшествовавшее ему тысячелетие явля­лось временем ее разбега, выработки первых концепций и подходов, фик­сации и осмысления хода исторического процесса и поисков путей его отражения (гадательные надписи, инскрипции на бронзовых сосудах, первые письменные источники, деятельность Конфуция и т. д.), то после­дующие одиннадцать веков, и особенно их начало — Хань (206 г. до н. э. — 220 г. н. э.) и конец — Тан (618-907), благодаря труду большой плеяды историков, обозначили период ее зрелости. Собственно говоря, почти все основные жанры исторических произведений, их конструкция, теорети­ческие установки, принципы отношения к изучаемому материалу, мно­гие конкретные приемы (комментарии, фаньце и т. п.) появились имен­но в указанную эпоху, став прочным базисом дальнейшего, прежде все­го количественного, развития китайской историографии. Опережая хронологическое изложение, можно сказать, что только столкновение с европейской наукой в XIX и особенно XX вв. вывели ее на новый виток развития.

 [Вверх ↑]
[Оглавление]
 
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Император и его армия
Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.