Синология.Ру

Тематический раздел


Гуань-инь

觀音, Гуань-иньГуань-иньВнемлющий зову/звукам, Гуань-ши-инь — Внемлющий зову мира, реже Гуань-цзы-цзай. Кит. перевод санскр. имени Авалокитешвара (кор. Кваным, Квансеым; япон. Каннон). Один из гл. бодхисаттв в буд. мифологии махаяны (да шэн) и ваджраяны, олицетворение сострадания. Значение и происхождение имени «Авалокитешвара» не вполне ясны. Сложное слово avalokita-īśvara переводят по-разному: «бог, который смотрит вниз»; «господь, который увидит»; «господь, которого увидели»; «бог взгляда» и т.п. Тибет. перевод имени «Авалокитешвара» — «зрящий глаз», монгольский — «взирающий очами». Вполне возможно, что первоначальной формой имени «Авалокитешвара» было avalokitasvara («наблюдающий за звуками»), именно такая форма встречается в найденных в Центр. Азии древних рукописях. Это предположение подтверждают и ранние кит. переводы буд. сутр, где Авалокитешвара имеет название Гуань-инь («наблюдающий за звуками») или Гуань-ши-инь («наблюдающий за звуками мира»), которое сохранилось несмотря на предпринимавшиеся с нач. VI в. попытки заменить его на Гуань-цзы-цзай («наблюдающий суверен»), что можно считать прямым переводом санскр. Авалокитешвара. К кит. имени Гуань-ши-инь восходит другое монг. название Хоншим (Хонгшим, Хомшим)-бодхисаттва, употребимое наряду с правильной санскр. формой и ее монголизированными вариантами: Арья-Боло, Арья-Була и пр. (преимущественно в нар. мифологии: шаманских гимнах, преданиях и др.). Образ Авалокитешвары возник в последних веках до н.э. В «Сукха-вативьюха-сутре», описывающей созданный буддой Амитабхой (см. Амито-фо) рай сукхавати, Авалокитешвара выступает как эманация Амитабхи. В «Саддхармапундарике» и в «Самадхираджа-сутре» Авалокитешвара играет роль универсального спасителя. Он может принимать разные формы (в общей сложности 32) для того, чтобы спасать страдающих, крики и стоны которых он слышит. Авалокитешвара может выступать как индуистский бог (Брахма, Ганеша, Вишну, Шива и т.д.), как будда, как любое существо, и вступать в любую сферу сансары (в т.ч. и в ад). В более поздней «Карандавьюха-сутре» культ Авалокитешвары достиг апогея. Авалокитешвара здесь почитается гораздо больше будд, ему присваиваются даже некоторые черты бога-создателя. Возникший в Индии культ Авалокитешвары получил особенно широкое развитие в Китае и в др. странах Дальнего Востока (ср. япон. Каннон). Начиная с VII–VIII вв. отмечается перемена пола Авалокитешвары; наряду с мужским образом Авалокитешвары возник и женский, позже он вытесняет мужскую ипостась. В ваджраяне Авалокитешвара принимает различные образы и названия. Его изображают то похожим на инд. принца (Синханада Авалокитешвара), то держащим цветок лотоса (Падмапани), то четырехруким (Шадакшари Авалокитешвара), то имеющим 11 ликов и 1000 рук (Экадашамукха Авалокитешвара) и т.д. Связь Авалокитешвары с Амитабхой подчеркивается и здесь, но наряду с тем, что Авалокитешвара обитает в сукхавати, он имеет и собственный рай на снежных горах — Потала (кит. Путошань). Авалокитешвару ваджраяны почитают в тибет. буддизме, где его земными проявлениями считают главу школы кагьюпа Кармапа и главу школы гелукпа — далай-ламу.
 
Литература:
Bhattacharyya B. The Indian Buddhist iconography. Calcutta, 1958; Dауal H. The Bodhisattva doctrine in Buddhist sanskrit literature. Delhi, 1975; Encyclopaedia of Buddhism. Ceylon. 1967, vol. 2, fasc. 3; Mallmann M.Тh. de. Introduction à l’étude d’Avalokitecvara. P., 1967.
 
Автор: Мялль Л.Э.
 
В буддийской мифологии в Китае, Корее и Японии божество, выступающее преимущественно в женском облике, спасающее людей от всевозможных бедствий; подательница детей, родовспомогательница, покровительница женской половины дома. Восходит к Авалокитешваре. Основой для представлений о Гуань-инь является «Саддхама-пундарика-сутра» (см. «Мяо фа лянь хуа цзин»). Из указанных в сутре 32 обликов, к-рые принимает Гуань-инь в зависимости от личности того, к кому Гуань-инь обращается с проповедью, в Китае первоначально были наиболее распространены облики брахмана и воителя — цзинь-гана (изображения из Дуньхуана, VIII–X вв.). Женские обличья также встречаются, но они становятся основными не раньше XIV в. Гуань-инь выступает, часто под именем Гуань-цзы-цзай, как в милостивом, так и в грозном обличье. Наиболее частые варианты изображения Гуань-инь: четырехрукий, восьмирукий и одиннадцатиликий, тысячерукий. Обычные атрибуты: кувшин с веткой ивы, веревка (символ спасения от бед), книга («Праджняпарамита»), четки, посох, трезубец, юбка из тигровой шкуры (символ бесстрашия). У тысячерукого изображения на ладони каждой руки глаз; глазами Гуань-инь видит одновременно всех находящихся в беде в бесчисленных мирах вселенной, руками спасает их. Свободные от атрибутов руки слагаются в мудра (жесты пальцев и рук) бесстрашия и исполнения желаний. Каноном предусмотрены и другие, более сложные изображения Гуань-инь, вплоть до 84000-рукого и 84000-ликого, но практически они не встречаются. В кит. легендах, зафиксированных в повествовательной лит-ре, Гуань-инь выступает как в женском облике «великой печальницы», подательницы детей, покровительницы профессий, связанных с опасностями, спасительницы, так и в грозном обличье — как активный борец со злом. В последнем облике Гуань-инь нередко появляется в паре с Эр-лан-шэнем. В Китае, а также в Корее и Японии Гуань-инь — едва ли не самый популярный в народе буд. святой.
 
Литература:
Гуаньинь чуаньшо (предания о Гуаньинь) / Сост. Чан Шэн. Шицзячжуан, 1995; Dudbridge G. The Legend of Miao-shan / Rev. ed. N.Y., 2004.
 
Автор: Меньшиков Л.Н.
 
Источники:
Ван Янь-сю. Предания об услышанных мольбах (Гань ин чжуань) и др. / Пер. М.Е.Ермакова. СПб., 1998; Сутра о Бесчисленных Значениях. Сутра о Цветке Лотоса Чудесной Дхармы. Сутра о Постижении Деяний и Дхармы Бодхисаттвы Всеобъемлющая Мудрость / Пер. с кит., коммент. и подгот. изд. А.Н. Игнатовича. М., 1998, с. 472 – 473 и др.; Будон Ринчендуб. История буддизма / Пер. с тиб. Е.Е. Обермиллера. Пер. с англ. А.М. Донца. СПб., 1999, с. 215, 270.
 
Литература:
Андросов В.П. Будда Шакьямуни. М., 2001, с. 280 – 281, указ.; Васильев В.П. Буддизм, его догматы, история и литература. Ч. 1. СПб., 1857, указ.;  Жэнь-хуа цзюй-ши (упасака). Гуань-ши-инь пуса чуаньци (Легенды о бодхисаттве Гуань-инь). Пекин. 2006;  Ли Лин. Цзан ми Гуань-инь цзаосян (Иконография Гуань-инь в тибетской ваджраяне). Пекин, 2006; Ли Фу-хуа, Чжан Цзун. Гуань-инь бао-дянь (Сокровищница сведений о Гуань-инь). Пекин, 2006; Чжу Фэн-ао. Путошань Гуань-инь вэньхуа шэнцзи юфан (Паломничество по культурным достопримечательностям пребывания Гуань-инь на горе Путошань). Пекин, 2006.
 
Сост. библ.: Кобзев А.И.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 422-424.

Авторы: ,
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ
Дух даосизма и гуманитарная (жэнь-вэнь) этика



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.