Синология.Ру

Тематический раздел


Янь-ди

炎帝 Бог пламени. Янь-диЯнь-диВ древнекитайской мифологии бог солнца, повелитель юга, пламени, бог лета. В нек-рых текстах Янь-ди назван единоутробным братом Хуан-ди, с к-рым они поделили пополам Поднебесную. Согласно «Го юй» («Речи царств», IV в. до н.э.), Янь-ди и Хуан-ди — дети мифического правителя Шао-дяня, правившие под знаком разных стихий и имеющие разные родовые фамилии (фамилия Янь-ди — Цзян гипотетически связывается с западными, возможно, скотоводческими племенами). Как предполагает китайский исследователь Ли Цзун-тун (Тайвань), Янь-ди и Хуан-ди — мифические прародители двух фратрий. В древних сочинениях упоминается и миф о жестокой битве Янь-ди и Хуан-ди, победителем в к-рой вышел Хуан-ди (можно предположить, что в основе мифа лежит представление о борьбе огня и земли, связанное с подсечно-огневым земледелием). Сохранился также сюжет, к-рый приписывает богу огня и начало земледелия. Согласно преданиям, при Янь-ди появилась красная птица с девятью колосками злаков в клюве, к-рая роняла зернышки на землю, а Янь-ди подбирал их и сажал в землю: вкусивший выросшие злаки становился бессмертным. Образ Янь-ди рано контаминировался с образом божества земледелия Шэнь-нуна, и мифы о них крайне трудно поддаются разграничению. Янь-ди правил южными землями совместно со своим потомком — богом огня Чжу-жуном. Помощником Янь-ди считался Чжу-мин (Красный свет), к-рый управлял летней погодой.
 
Литература:
Юань Кэ. Мифы древнего Китая. М., 1987, указ.; Ма Шу-тянь. Чжунго миньцзянь чжушэнь (Китайские народные божества). Пекин, 1997, с. 23–28; Чжун Цзун-сянь. Янь-ди Шэнь-нун синьян (Верования, [связанные с] Янь-ди и Шэнь-нуном). Пекин, 1994.
 
Автор: Рифтин Б.Л.

Источники:
Позднеева Л.Д. Атеисты, материалисты, диалектики древнего Китая. М., 1967, с. 64, 177, 205, 180, 341, 358-359, 362-363 (Предок Огня); Шицзин (Книга песен и гимнов) / Пер. А.А.Штукина. М., 1987, с. 195, 330; Го юй (Речи царств) / Пер. В.С.Таскина. М., 1987, указ.; Древнекитайская философия.  Эпоха Хань. М., 1990, указ.; Гань Бао. Записки о поисках духов (Соу шэнь цзи) / Пер. Л.Н.Меньшикова. СПб., 1994, с. 30-31; Чжуан-цзы. Ле-цзы / Пер. В.В.Малявина. М., 1995, с. 312; Сыма Цянь. Исторические записки (Ши цзи). Т. I / Пер. Р.В.Вяткина, В.С.Таскина.  М., 2001, указ. Т. IV / Пер. Р.В.Вяткина. М., 1986, указ.; Люйши чуньцю (Вёсны и осени господина Люя) / Пер. Г.А.Ткаченко. М., 2001, указ.; Философы из Хуайнани (Хуайнаньцзы) / Пер. Л.Е.Померанцевой. М., 2004, с. 53 (Владыка Пламени).
 
Литература:
Биррел А. Китайские мифы. М., 2005, указ. (Ян Ди – Пламя); Юань Кэ. Чжунго шэньхуа чуаньшо цыдянь (Словарь китайских мифов и легенд). Шанхай, 1985, с. 251.

Сост. библ.: Кобзев А.И.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 770.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Император и его армия
Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.