Синология.Ру

Тематический раздел


Ядро шестидесяти четырех гексаграмм и вплетенные гексаграммы И цзин

 
Гексаграммы суть своеобразные графические объекты древнейшего и высокоразвитого «учения о символах и числах» (сян шу чжи сюе). Символы шестидесяти четырех гексаграмм содержаться в каноническом тексте И цзина и благодаря своим особенностям используются в качестве универсальных графических моделей традиционной китайской науки, встречаясь в различных прикладных дисциплинах (см. [2, c. 36 – 93; 11]).
 
В апокрифическом руководстве «Числа превращений дикой сливы мэйхуа» (XII в.), примыкающем к каноническим комментариям Ши и, определены три категории гексаграмм (гуа). Бэнь гуа – «коренные» гексаграммы, ху гуа – «вплетенные», и бянь гуа – «производные» (см. [5, 63–98; 8; 9, c. 56–69]). Каждая из указанных категорий гуа имеет собственные особенности, определяющие те хронотопологические установки, которые и являются ключом к трактованию «Канона перемен». Среди трех названных, наиболее загадочное и прямо скажем таинственное значение, приобретают вплетенные гексаграммы.
 
Ху гуа образуются на основе четырех центральных черт коренных гексаграмм, они выражают скрытые (начальной и верхней чертами) качества и тонкую внутреннюю природу бэнь гуа. Особые внутренние качества шестидесяти четырех гексаграмм проявляются посредством построения вплетенных гексаграмм, которые дополняют и модифицируют значение бэнь гуа. При этом, вторая, третья и четвертая черты бэнь гуа формируют нижнюю триграмму вплетенной гексаграммы (вторая черта образует начальную черту, третья – вторую,  и четвертая – третью черту ху гуа), а третья, четвертая и пятая черты формируют верхнюю триграмму (третья черта – четвертую черту, четвертая – пятую и пятая линия – шестую, т.е. верхнюю черту), завершая построение вплетенной гуа (см. [5, c. 64–65;  8, c. 26; 9, c. 57–60; 10 c. 18–19]).
 
Вплетенная гексаграмма практически всегда является совершенно новой гексаграммой, имеющей свое собственное, отличное от коренной гуа строение и символическое содержание шести черт. Исключение составляют две гексаграммы – Цянь и Кунь, когда ху гуа полностью совпадает с бэнь гуа [5, с. 64].
 
Таким образом, внутри каждой гексаграммы вне зависимости от нашего осознания этого факта скрыто присутствует совершенно иная фигура (гуа), обладающая всеми признаками и характерными для гексаграмм параметрами. Ху гуа, также как и бэнь гуа имеет собственное имя, порядковый номер и соотноситься с каноническим текстом И цзин. Отличие от коренной и производной фигур проявляется в способе интерпретации, самой гексаграммы в целом, составляющих ее триграмм и отдельных черт.
 
Совершенно очевидно, что без глубокого осознания значений вплетенной гексаграммы, в той или иной ситуационной модели появляется некоторые неучтенные, но реально существующие факторы. Учитывая особое значение рассматриваемой нами категории гексаграмм, нами был предпринят углубленный анализ процесса их формирования. Это позволило выявить ряд изложенных далее закономерностей.
 
При построении ху гуа на основе центральных черт шестидесяти четырех гексаграмм формируются всего шестнадцать гуа. В соответствии с последовательностью гексаграмм, приписываемой императору Фу Си, шестнадцать гексаграмм выглядят следующим образом: № 1 Цянь, № 2 Гуай, № 11 Куй, № 12 Гуй мэй, № 21 Цзя жэнь, № 22 Цзи цзи, № 31 И, № 32 Фу, № 33 Гоу, № 34 Да го, № 43 Вэй цзи, № 44 Цзе, № 53 Цзянь, № 54 Цзянь, № 63 Бо и № 64 Кунь.
 
Коренные гексаграммы, формирующие ху гуа, образуют шестнадцать групп, по четыре фигуры в каждой. Процесс образования вплетенных на основе сгруппированных коренных гексаграмм выглядит следующим образом: гексаграммы № 1 Цянь, № 2 Гуай, № 33 Гоу и № 34 Да го формируют ху гуа № 1 Цянь; гексаграммы № 3 Да ю, № 4 Да чжуан, № 35 Дин и № 36 Хэнху гуа № 2 Гуай; гексаграммы № 5 Сяо чу, № 6 Сюй, № 37 Сюнь и № 38 Цзинху гуа №11 Куй; гексаграммы № 7 Да чу, № 8 Тай, № 39 Гу и № 40 Шэнху гуа №12 Гуй мэй; гексаграммы № 9 Люй, № 10 Дуй, № 41 Сун и № 42 Куньху гуа № 21 Цзя жэнь; гексаграммы № 11 Куй, №12 Гуй мэй, № 43 Вэй цзи и № 44 Цзеху гуа № 22 Цзи цзи; гексаграммы № 13 Чжун фу, № 14 Цзе, № 45 Хуань и № 46 Каньху гуа № 31 И; гексаграммы № 15 Сунь, № 16 Линь, № 47 Мэн и № 48 Шиху гуа № 32 Фу; гексаграммы № 17 Тун жэнь, № 18 Гэ, № 49 Дунь и № 50 Сяньху гуа № 33 Гоу; гексаграммы № 19 Ли, № 20 Фэн, № 51 Люй и №52 Сяо гоху гуа № 34 Да го; гексаграммы № 21 Цзя жэнь, № 22 Цзи цзи, № 53 Цзянь и № 54 Цзяньху гуа № 43 Вэй цзи; гексаграммы № 23 Би, № 24 Мин и, № 55 Гэнь и № 56 Цяньху гуа № 44 Цзе; гексаграммы № 25 У ван, № 26 Суй, № 57 Пи и № 58 Цуйху гуа № 53 Цзянь; гексаграммы № 27 Ши хо, № 28 Чжэнь, № 59 Цзинь и № 60 Юйху гуа № 54 Цзянь; гексаграммы № 29 И, № 30 Чжунь, № 61 Гуань и № 62 Биху гуа № 63 Бо; гексаграммы  № 31 И, № 32 Фу, № 63 Бо и № 64 Кунь формируют ху гуа № 64 Кунь.
 
Рассматривая процесс формирования отдельных вплетенных гексаграмм, следует отметить две гексаммы № 22 Цзи цзи и № 43 Вэй цзи. Построение ху гуа на основе центральных черт данных гексаграмм обнаруживает интересную закономерность: бэнь гуа № 22 Цзи цзи формирует ху гуа № 43 Вэй цзи, а бэнь гуа  № 43 Вэй цзиху гуа № 22 Цзи цзи. Эти две гексаграммы преобразуются, как бы воспроизводя друг друга. При этом, если продолжать процесс последовательно построения ху гуа на основе четырех центральных черт предыдущей гексаграммы, то формируется бесконечная последовательность взаимопревращения двух гексаграмм: бэнь гуа Цзи цзиху гуа Вэй цзи, бэнь гуа Вэй цзиху гуа Цзи цзи, бэнь гуа Цзи цзиху гуа Вэй цзи и т. д.
 
Концепцию последовательного формирования вплетенных гексаграмм также применяет М. Шима, интерпретируя ее особым образом в некоторой степени отличающимся от наших представлений о процессе последовательного формирования вплетенных гексаграмм «…если продолжать создавать новые «скрытые» гексаграммы из «ядерных» триграмм в пределах каждой предшествующей гексаграммы, то все они в конце концов станут либо Кунь, либо Цянь. Другими словами все они сворачиваются до инь или ян. Что предполагает, что корень всех болезней в дисбалансе инь и ян, которые в человеческом организме первично проявляются как ци и кровь» (10, с. 18-19).
 
В методологическом аспекте исследований вплетенных гексаграмм М. Сектер (9, с. 58) предлагает анализировать следующие элементы: коренную гексаграмму, «ядро» коренной гексаграммы, нижнюю «ядерную» триграмму, верхнюю «ядерную» триграмму и собственно вплетенную («ядерную») гексаграмму.
 
Пожалуй, один из главных структурных элементов – «ядро», сокрытое начальной и верхней чертами. Считается, что четыре центральных черты коренных гексаграмм являются основой формирующей ху гуа, таким образом, ядро не рассматривалось отдельно от вплетенных гексаграмм [5, c. 64 – 65;  8; 9, c. 57 – 60; 10 c.18 – 19].
 
Выделив четыре модели ядра, М. Сектер определил шестнадцать вплетенных гексаграмм («любую вплетенную гексаграмму можно идентифицировать по одной из четырех «ядерных» схем, добавляя одну иньскую или янскую черту к верхушке и основанию…» [9, с. 59]) и далее установил взаимосвязь каждой вплетенной гексаграммы с четырьмя коренными. Приведенное ниже исследование структуры гексаграмм выполнено с учетом данных положений.
 
В связи с тем, что гексаграммы составлены из двух типов черт, можно выделить всего шестнадцать типов ядер, состоящих из второй, третьей, четвертой и пятой черт. Мы предлагаем выделять шестнадцать моделей ядра и рассматривать их в двух аспектах, в связи с процессом формирования вплетенных гексаграмм и отдельно, как особые структурные элементы – тетраграммы.
 
Структура ядра гексаграмм устанавливается при помощи сопоставления с тетраграммами «Канона Великой тайны» (Тай сюань цзин). «Канон Великой Тайны» Ян Сюна (53 г. до н.э. – 18 г. н.э.) содержит восемьдесят одну тетраграмму, при этом шестнадцать из них состоят из двух типов черт № 1 Чжун, № 2 Чжоу, № 4 Сянь, № 5 Шао, № 10 Сянь, № 11 Ча, № 13 Цзэн, № 14 Жуй, № 28 Гэн, № 29 Дуань, № 31 Чжуан, № 32 Чжун, № 37 Цзуй, № 38 Шэн, № 40 Фа и № 41 Ин (см. [3, c. 62–132]). Указанные тетраграммы применяются далее для идентификации ядра шестидесяти четырех гексаграмм. Кроме того, шестнадцать моделей ядра именуются в соответствии с тетраграммами.
 
Ядро гексаграмм № 1 Цянь, № 2 Гуай, № 33 Гоу и № 34 Да го представлено непрерывными чертами и идентично тетраграмме № 1 Чжун. Ядро гексаграмм № 17 Тун жэнь, № 18 Гэ, № 49 Дунь и № 50 Сянь представлено прерывистой линией/чертой, занимающей вторую позицию и тремя непрерывными чертами, занимающими третью, четвертую и пятую позиции – идентично тетраграмме № 2 Чжоу. Ядро гексаграмм № 9 Люй, № 10 Дуй, № 41 Сун и № 42 Кунь составлено непрерывными  чертами во второй, четвертой, пятой позициях и прерывистой линией/чертой в третьей позиции – идентично тетраграмме № 4 Сянь. Ядро гексаграмм № 25 У ван, № 26 Суй, № 57 Пи и № 58 Цуй представлено прерывистыми чертами во второй, третьей позициях и непрерывными чертами в четвертой, пятой позициях – идентично тетраграмме № 5 Шао. Ядро гексаграмм № 5 Сяо чу, № 6 Сюй, № 37 Сюнь и № 38 Цзин составлено непрерывными  чертами во второй, третьей, пятой позициях и прерывистой линией/чертой, занимающей четвертую позицию – идентично тетраграмме №10 Сянь. Ядро гексаграмм № 21 Цзя жэнь, № 22 Цзи цзи, № 53 Цзянь и № 54 Цзянь представлено прерывистыми чертами во второй, четвертой позициях и непрерывными чертами в третьей, пятой позициях – идентично тетраграмме № 11 Ча. Ядро гексаграмм № 13 Чжун фу, № 14 Цзе, № 45 Хуань и № 46 Кань представлено непрерывными (янскими) чертами во второй, пятой позициях и прерывистыми чертами в третьей, четвертой позициях – идентично тетраграмме №13 Цзэн. Ядро гексаграмм № 29 И, № 30 Чжунь, № 61 Гуань и № 62 Би составлено прерывистыми  чертами во второй, третьей, четвертой позициях и непрерывной линией/чертой в пятой позиции – идентично тетраграмме №14 Жуй. Ядро гексаграмм № 3 Да ю, № 4 Да чжуан, № 35 Дин и № 36 Хэн представлено непрерывными  чертами во второй, третьей, четвертой позициях и прерывистой  линией/чертой в пятой позиции – идентично тетраграмме № 28 Гэн. Ядро гексаграмм № 19 Ли, № 20 Фэн, № 51 Люй и №52 Сяо го составлено прерывистыми чертами во второй, пятой позициях и непрерывными чертами в третьей, четвертой позициях – идентично тетраграмме № 29 Дуань. Ядро гексаграмм № 11 Куй, №12 Гуй мэй, № 43 Вэй цзи и № 44 Цзе представлено непрерывными чертами во второй, четвертой позициях и прерывистыми чертами в третьей, пятой позициях – идентично тетраграмме № 31 Чжуан. Ядро гексаграмм № 27 Ши хо, № 28 Чжэнь, № 59 Цзинь и № 60 Юй составлено прерывистыми чертами во второй, третьей, пятой позициях и непрерывной линией/чертой в четвертой позиции – идентично тетраграмме № 32 Чжун. Ядро гексаграмм № 7 Да чу, № 8 Тай, № 39 Гу и № 40 Шэн представлено непрерывными чертами во второй, третьей позициях и прерывистыми чертами в четвертой, пятой позициях – идентично тетраграмме № 37 Цзуй. Ядро гексаграмм № 23 Би, № 24 Мин и, № 55 Гэнь и № 56 Цянь представлено прерывистыми чертами во второй, четвертой, пятой позициях и непрерывной линией/чертой в третьей позиции – идентично тетраграмме № 38 Шэн. Ядро гексаграмм № 15 Сунь, № 16 Линь, № 47 Мэн и № 48 Ши составлено непрерывной линией/чертой во второй позиции и прерывистыми чертами в третьей, четвертой, пятой позициях – идентично тетраграмме № 40 Фа. Ядро гексаграмм № 31 И, № 32 Фу, № 63 Бо и № 64 Кунь представлено прерывистыми чертами и идентично тетраграмме № 41 Ин.
 
Все вышеизложенное позволяет видеть сокрытое начальной и верхней чертами ядро и группировать гексаграммы на основе общего строения ядра, не прибегая к построению и анализу ху гуа. Возможно и дальнейшее формирование вплетенных гексаграмм, при котором образуются ху гуа «второго порядка» № 1 Цянь, № 22 Цзи цзи, № 43 Вэй цзи и № 64 Кунь. Далее эти четыре гексаграммы формируют «ху гуа третьего порядка» преобразуясь особым образом, указанным выше. В данном построении мы выделяем шестнадцать главных подгрупп, содержащих по четыре гексаграммы в каждой.
 
Общее строение ядра имеет огромное значение в процессе формирования вплетённых гексаграмм. На основе шестнадцати тетраграмм, представляющих четыре центральные черты коренных гексаграмм, образуются шестнадцать вплетенных гексаграмм. При этом четыре гексаграммы одной из главных подгрупп формируют четыре аналогичные вплетенные гексаграммы.
 
Ядро гексаграмм подгруппы № 1 Чжун формирует ху гуа № 1 Цянь, ядро гексаграмм подгруппы № 2 Чжоу образует ху гуа № 33 Гоу, ядро гексаграмм подгруппы № 4 Сяньху гуа № 21 Цзя жэнь, ядро гексаграмм подгруппы № 5 Шаоху гуа № 53 Цзянь, ядро гексаграмм подгруппы № 10 Сяньху гуа № 11 Куй, ядро гексаграмм подгруппы № 11 Чаху гуа № 43 Вэй цзи, ядро гексаграмм подгруппы № 13 Цзэнху гуа № 31 И, ядро гексаграмм подгруппы № 14 Жуйху гуа № 63 Бо, ядро гексаграмм подгруппы № 28 Гэнху гуа № 2 Гуай,  ядро гексаграмм подгруппы № 29 Дуаньху гуа № 34 Да го,  ядро гексаграмм подгруппы № 31 Чжуанху гуа № 22 Цзи цзи, ядро гексаграмм подгруппы № 32 Чжунху гуа № 54 Цзянь,  ядро гексаграмм подгруппы № 37 Цзуйху гуа № 12 Гуй мэй, ядро гексаграмм подгруппы № 38 Шэнху гуа № 44 Цзе, ядро гексаграмм подгруппы № 40 Фаху гуа № 24 Фу и ядро гексаграмм подгруппы № 41 Инху гуа № 64 Кунь. Наглядно это можно видеть на нижеследующей схеме, представляющей формирование вплетенных гексаграмм на основе ядра гексаграмм шестнадцати подгрупп.

ГексаграммыГексаграммы В структуре шестнадцати вплетенных гексаграмм следует отдельно рассматривать составляющие их триграммы. Центральные триграммы вплетенной гексаграммы взаимодействуют с триграммами «тело» (ти) и «функция» (юн) коренной гексаграммы в системе цикла у син. Характер взаимодействия (ти – юн) с центральными триграммами определяет усиление или ослабление «тела» и «функции» коренной гексаграммы [5, c. 67 – 76; 8, с. 67 – 77]. В связи с этим, наиболее важным моментом является установление соответствий центральных триграмм и элементов цикла у син.
 
В гексаграмме  № 1 Цянь выделяют верхнюю («центральную») триграмму – Цянь (металл ян) и нижнюю («центральную») триграмму – Цянь (металл ян). Гексаграмма № 2 Гуай составлена верхней («центральной») триграммой Дуй (металл инь) и нижней «центральной» триграммой Цянь (металл ян). Гексаграмма № 11 Куй составлена верхней («центральной») триграммой Ли (огонь инь) и нижней («центральной») триграммой Дуй (металл инь). Гексаграмма № 12 Гуй мэй составлена верхней («центральной») триграммой Чжэнь (дерево ян) и нижней («центральной») триграммой Дуй (металл инь). В гексаграмме № 21 Цзя жэнь выделяют верхнюю («центральную») триграмму – Сюнь (дерево инь) и нижнюю («центральную») триграмму – Ли (огонь инь). Гексаграмма № 22 Цзи цзи составлена верхней («центральной») триграммой Кань (вода ян) и нижней («центральной») триграммой Ли (огонь инь). В гексаграмме № 31 И выделяют верхнюю («центральную») триграмму – Гэнь (почва ян) и нижнюю центральную триграмму – Чжэнь (дерево ян). В гексаграмме № 32 Фу выделяют верхнюю («центральную») триграмму – Кунь (почва инь) и нижнюю («центральную») триграмму – Чжэнь (дерево ян). Гексаграмма № 33 Гоу составлена верхней («центральной») триграммой Цянь (металл ян) и нижней («центральной») триграммой Сюнь (дерево инь). В гексаграмме № 34 Да го выделяют верхнюю («центральную») триграмму – Дуй (металл инь) и нижнюю («центральную») триграмму – Сюнь (дерево инь). Гексаграмма № 43 Вэй цзи составлена верхней («центральной») триграммой Ли (огонь инь) и нижней («центральной») триграммой Кань (вода ян). Гексаграмма № 44 Цзе составлена верхней («центральной») триграммой Чжэнь (дерево ян) и нижней («центральной») триграммой Кань (вода ян). Гексаграмма № 53 Цзянь составлена верхней («центральной») триграммой Сюнь (дерево инь) и нижней («центральной») триграммой Гэнь (почва ян). Гексаграмма № 54 Цзянь составлена верхней («центральной») триграммой Кань (вода ян) и нижней («центральной») триграммой Гэнь (почва ян). В гексаграмме № 63 Бо выделяют верхнюю («центральную») триграмму – Гэнь (почва ян) и нижнюю («центральную») триграмму – Кунь (почва инь). Гексаграмма № 64 Кунь составлена верхней («центральной») триграммой Кунь (почва инь) и нижней («центральной») триграммой Кунь (почва инь).
 
Учитывая, что проведенное в данной работе исследование в основном касается структуры И Цзин и Тай сюан цзин, гексаграммы рассматриваются в последовательности Фу си, как более структурно упорядоченной по сравнению с последовательностью Вэнь-вана. Наличие явной числовой упорядоченности в расположении гексаграмм И цзин, приписываемом Фу Си и в расположении тетраграмм Ян Сюна выявил А.М. Карапетьянц (см. [1, c. 58–72]), показавший систему нарастания или убывания числовых значений гексаграмм и тетраграмм, в то же время числовой упорядоченности в последовательности Вэнь-вана не выявлено.
 
Однако современное расположение гексаграмм в канонической части И цзин, согластно последовательности Вэнь-вана, также принятой в качестве основной в большинстве исследовательских работ, определяет необходимость сопоставления этих последовательностей. Взаимосвязь последовательностей Фу Си и Вэнь-вана, а также мавандуйской рассматривалась А.И. Кобзевым (см.: [2, с. 70–72]), предложенная им схема позволяет представить соотношение всех трех последовательностей гексаграмм по крайней мере в линейном аспекте.
 
Материалы исследования ядра шестидесяти четырех гексаграмм в сокращенном и адаптированном для врачей – рефлексотерапевтов варианте докладывались на семинаре Школы традиционной китайской медицины «Медицина Перемен» Мастера ТКМ, к.м.н. А.И. Фалева (7). На их основе была разработана диагностическая база данных «База данных модифицированных параметров анатомо-физиологических и морфо-функциональных параметров человеческого организма» [4]. Эта база данных позволяет выбрать параметры шести подлежащих коррекции уровней человеческого организма и определить модель лечебного воздействия, реализация которой гармонизирует избранные параметры. Она также позволяет систематизировать полный спектр анатомо-физиологических и морфо-функциональных параметров организма человека посредством выделения четырех групп энергетической иерархии, облегчая дальнейший выбор модели лечебного воздействия.
 
Разработана база данных «База данных оптимизированных моделей хронопунктурного воздействия на биологически активные точки 12 основных меридианов» [6]. Она позволяет выбрать оптимальную модель воздействия на биологически активные точки (БАТ) двенадцати основных меридианов и одновременно с максимальной эффективностью определить показания к применению БАТ. Модели лечебного воздействия на организм человека, построенные в соответствии с результатами  проведенного исследования и полностью выявленной системой группирования гексаграмм, являются универсальными, строго дифференцированными схемами. При применении их в рамках конкретных методов предлагается учитывать клинические показания к выбранному методу лечебного воздействия.
 
Литература
  1. Карапетьянц А. М. Древнекитайская системология и математика // XII научная конференция «Общество и государство в Китае». Ч. I. М., 1981. С. 58 – 72.
  2. Кобзев А. И. Учение о символах и числах в китайской классической философии. М.: Наука. Издательская фирма «Восточная литература», 1993.
  3. Уолтерс, Дерек. «Книга Великой Тайны»: забытое дополнение к «Книге Перемен». Киев-М., 2002.
  4. Фалев А. И., Чибисов Т. П. «База данных модифицированных параметров анатомо-физиологических и морфо-функциональных параметров человеческого организма». Свидетельство об официальной регистрации базы данных № 2004620206. Зарегистрировано в Реестре баз данных 20 августа 2004 г.
  5. Чжоу Цзунхуа. Дао И-Цзина. Киев, 2004.
  6. Чибисов Т. П. «База данных оптимизированных моделей хронопунктурного воздействия на биологически активные точки 12 основных меридианов». Свидетельство об официальной регистрации базы данных № 2004620262. Зарегистрировано в Реестре баз данных 10 ноября 2004 г.
  7. Чибисов Т. П. Семинар Школы традиционной китайской медицины Мастера ТКМ, к. м. н., А. И. Фалева «Медицина Перемен» // Методология «Канона перемен» в традиционной китайской чжэнь-цзю терапии. М., 2004.
  8. Числа превращений дикой сливы мэй-хуа. М., 1993.
  9. Mondo Secter. I Ching clarified: a practical guide. Boston (Mass.), 1993.
  10. Miki Shima. The medical I Ching: Oracle of the Healer Within. Boulder, 2004.
  11. Yang Li. Book of Changes and Traditional Chinese Medicine. Beijing, 1998.
Ст. опубл.: Общество и государство в Китае: XXXLII научная конференция: К 100-летию со дня рождения Л.И.Думана / Ин-т востоковедения; сост. и отв. ред. С.И.Блюмхен. – М.: Вост. лит., 2007. – 352 с. – ISBN 5-02-018544-2 (в обл.). С. 178-185.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Император и его армия
Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.