Синология.Ру

Тематический раздел


Юэ-ся лао-жэнь

月下老人 Подлунный старец — в поздней китайской мифологии божество бракосочетаний. Согласно поверью, зафиксированному в VIII в., Юэ-ся лао-жэнь — старец с мешком, в к-ром хранятся красные нити (красный цвет — цвет огня, рожденного молнией, освещающей брачный союз Неба и Земли, отсюда свадебный цвет). Юэ-ся лао-жэньЮэ-ся лао-жэньЭтими нитями он связывает ноги тех, кому суждено стать супругами, узнавая предопределение небес из книги бракосочетаний, к-рую он изучает при свете луны. Начало культа этого божества связано с преданием о том, что в эпоху Тан (VII-X вв.) некий человек по имени Вэй Гу встретил старца, при лунном свете листающего какую-то книгу. На вопрос о ней старец ответил, что это книга супружества в Поднебесной. Тогда Вэй Гу спросил,  что за красные нити у старца в мешке. Оказалось, ими связывают ноги будущих супругов, независимо от их положения и местонахождения в данный момент. Тогда Вэй Гу поинтересовался, где его будущая жена. Старик ответил, что это дочка старухи Чэнь, к-рая торгует овощами. Вэй Гу захотел посмотреть на нее, и старик привел его на базар, где он увидел слепую старуху с трехлетней девочкой на руках. Вэй Гу решил убить девочку, но посланный им слуга только ранил ее. Прошло 14 лет, и правитель области, увидев, что Вэй Гу очень способный, решил отдать ему в жены свою красивую племянницу. Когда Вэй Гу поинтересовался, откуда у нее шрам в междубровии, она рассказала, что родители ее умерли и ее воспитала кормилица, к-рая торговала овощами, а однажды какой-то человек ударил ее ножом. И Вэй Гу понял, что воле Неба нельзя противиться. С тех пор будто бы началось почитание Юэ-ся лао-жэня. В нек-рых местах Китая существуют храмы Подлунного старца. Напр., в Ханчжоу на оз. Сиху в его храме в первый день Нового года по лунному календарю мужчины и женщины поклоняются Юэ-ся лао-жэню, прося о счастливой женитьбе.
 
Литература:
Инь Вэй, Инь Пэй-жань. Чжунго миньцзянь су шэнь (Китайские народные божества). Куньмин, 2003, с. 158–159.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ
Дух даосизма и гуманитарная (жэнь-вэнь) этика



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.