Синология.Ру

Тематический раздел


Эпиграфика Великого города Шан: распределение находок гадательных костей

 
 
На берегах реки Хуань-хэ в предместьях города Аньян (на севере современной пров. Хэнань, см. приведенную ниже карту[1]) располагается крупный археологический комплекс. Письменные источники, эпиграфика и археологические данные свидетельствуют, что в XIV–XI вв. до н.э. здесь находилась столица правителей дома Шан, в надписях на гадательных костях именуемая Великим городом Шан (Да и Шан 大邑商). Начиная с 1928 г. по сей день на этой территории 2 раза в год проводятся организованные археологические раскопки[2], и уже более 80 лет комплекс близ Аньяна остается объектом пристального внимания исследователей истории Китая во всем мире. Именно здесь были обнаружены уникальные архивы с надписями на гадательных костях (цзягувэнь 甲骨文) – древнейшие массовые эпиграфические источники Китая.
 
Карта местности ИньКарта местности ИньОбщее количество гадательных костей с надписями с трудом поддается точному подсчету. Согласно Ху Хоусюаню, по всему миру насчитывается около 150 000 фрагментов и более 216 000 прорисовок гадательных костей с надписями [5, с. 404, 416]. В крупнейшем издании этих эпиграфических памятников Цзягувэнь хэцзи 甲骨文合集 («Собрание надписей на гадательных костях») в 13 томах, изданном с 1978 по 1982 годы под редакцией Го Можо и Ху Хоусюаня, было опубликовано 41 956 гадательных костей с надписями и их фрагментов [13]. В продолжение этого издания было опубликовано Цзягувэнь хэцзи бубянь 甲骨文合集補編 («Дополнение к собранию надписей на гадательных костях») в 7 томах, количество опубликованных в этом издании костей и фрагментов составляет 13 450 штук [14]. Итого, в двух вышеуказанных изданиях опубликовано 55 406 фрагментов гадательных костей с надписями[3]. Таким образом, не будет преувеличением сказать, что имеющееся на настоящий день в распоряжении исследователей количество надписей на гадательных костях представляет собой гигантский по численности источник эпиграфических данных.
 
Информация о расположении гадательных костей в археологических слоях и распределении этих артефактов на территории Великого города Шан и его округи является одним из основных источников, используемых исследователями для реконструкции распространения и роли письменности в обществе, ритуалов, частью которых являлись гадания, и многих других сторон жизни шанцев. Соотнесение археологических и эпиграфических сведений имеет важнейшее значение для построения относительной и абсолютной хронологии Шан, выявления связи свидетельств письменных памятников с археологическими материалами. Для изучения гадательных костей, их роли в ритуальной жизни населения столицы и окрестностей, а также исследования многих других аспектов культуры династии Шан необходимо решить вопрос о статусе гадательных костей с надписями и без них, который эти кости получали после завершения ритуала гадания при дворе правителя, а также о той роли, которую скапулимантия играла для рядового населения столицы и окрестностей. В данном исследовании ставится задача изучения статистических данных о находках гадательных костей в районе Аньяна.
 
Распределение находок гадательных костей в округе столицы династии Шан
 
Организованные археологические раскопки под Аньяном предоставили в распоряжение ученых громадный объем данных. Публикации многочисленных археологических отчетах дают материал для выявления закономерностей в распределении гадательных костей в пределах Великого города Шан и его окрестностей (см. табл. 1, 2). В качестве основного статистического источника в данном исследовании используется таблица распределения находок гадательных костей на данной территории в 1950–1991 гг. [4, с. 52]. Этот период характеризуется крупномасштабными проектами археологического исследования округи Великого города Шан, в процессе реализации которых, как правило, прилагались усилия по фиксации находок (не всегда, впрочем, достаточные).
 

 Таблица 1. Статистика находок гадательных костей в 1950–91 гг.  (по: [4, с. 52])
  Гадательные кости без надписей (лопатки и пластроны) Гадательные лопатки с надписями (лопатки и пластроны) Всего
 
В пределах Сяотуньского городища 6333 (5277+1056) 6253 (5596+657) 12586
82,6% 99,8% 90,3%
За пределами Сяотуньского городища 1332 (698+634) 13 (7+6) 1345
17,3% 0,2% 9,6%
  7665 6266 13931
 
Что касается репрезентативности данной выборки, то в абсолютном исчислении 41 год – около половины периода организованных археологических раскопок на данной территории (1928–2013). Следует, однако, принять во внимание ряд обстоятельств:
 
1. В 1937–49 гг. организованные археологические раскопки не велись.
2. В 1928–37 гг. далеко не всегда производилась фиксация данных о месте и обстоятельствах обнаружения гадательных костей с надписями [2, с. 130], а находки гадательных костей без надписей зачастую не считали необходимым подсчитывать.
 
Учитывая вышесказанное, представляется вполне логичным, что статистика находок гадательных костей в 1950–91 гг. является репрезентативной, тем более что тенденции, проявляющиеся в представленных данных, характерны и для более раннего, и более позднего периодов (1928–37 и 1991–2013 гг. соответственно).
 
Таблица 2. Распределение находок ГК в окрестностях Великого города Шан (по: [4, с. 52])
 
Место находки Год Гадательные лопатки без надписей Гадательные лопатки с надписями Гадательные пластроны без надписей Гадательные пластроны с надписями Гадательные кости с надписями Всего
В пределах Сяотуньского городища
В центре дер. Сяотунь 1986   8       8
1989   294     294 294
В окрестностях дер. Сяотунь 1967–77   10   4 14 14
К юго-востоку от дер. Сяотунь 1955 9 1     1 10
К северо-западу от дер. Сяотунь 1976–85 6         6
1985       2 2 2
К западу от дер. Сяотунь 1971 11 10       21
1972   3   1 4 4
1958–59 187   47 1 1 235
К югу от дер. Сяотунь 1973 Около 5000 5260 0 75 5335 10335
К востоку от дер. Хуаюаньчжуан 1991 20 5 984 574 579 1583
К югу от дер. Хуаюаньчжуан 1986–87 11   3     14
К югу от дер. Хуаюаньчжуан 1991 33 5 22   5 60
В пределах Сяотуньского городища 195191 5277 5596 1056 657 6253 12586
За пределами Сяотуньского городища
Сыпаньмо 1950 1          
Кладбище Западного сектора 1969–71 1         1
К северо-востоку от Байцзяфэнь 1958 49   40     89
К западу от Байцзяфэнь 1960 5   2     7
Сяоминтунь 1958–61 14   6     20
Бэйсиньчжуан 1959 2         2
Мэйюаньчжуан 1958 1     1 1  
Чжанцзяфэнь 1958 64   26     90
  1990 29   1     30
К югу от дер. Цицзячжуан 1957 1          
К северу от рассадника 1958–61 342 1 95 1 2 439
1962–64   2     2 2
1974       1 1 1
1985   1     1 1
1982–84 50   400     450
К югу от дер. Сюэцзячжуан 1957 39     1 1 40
Хоуган 1971   1     1 1
1991 2   4     6
Дасыкун цунь 1958–61 82 2 15   2 99
1953 15   45 2 2 62
1986 1         1
За пределами Сяотуньского городища 195091 698 7 634 6 13 1345
Итого: 195091 5975 5604 1690 662 6266 13931

Археологические раскопки  в 1950–91 гг. охватили более 200 000 кв.м.[4] на территории в 24 кв. км. Данные о находках гадательных костей демонстрируют несколько важных тенденций (см. табл. 1, 2):
 
1. 82,6% (6333) гадательных костей без надписей и 99,8% (6253) гадательных костей с надписями было обнаружено в пределах Сяотуньского городища, которое занимает 3% (700 000 кв. м) от обследованной территории (24 кв. км). Таким образом, на обширных территориях вне данного городища было найдено всего 13 (0,2%) фрагментов с надписями и 1332 (17,3%) – без надписей.
2. В пределах Сяотуньского городища 97% гадательных костей без надписей (12212) и более 99% гадательных костей с надписями (6208) от общего числа найденных на Сяотуньском городище в 1950–91 гг. обнаружено в пределах 3 участков из более чем 10 исследованных (см. табл. 2):
а. К югу от дер. Сяотунь, где в 1973 году было найдено более 10335 гадательных костей, из них 5335 с надписями (соответственно 82% и 85% от общего числа фрагментов, найденных на Сяотуньском городище) [10, с. 46];
б. В центре дер. Сяотунь, где в 1989 году было найдено 294 фрагмента с надписями[5] (4,7% от общего числа фрагментов с надписями, найденных на Сяотуньском городище);
в. К востоку от дер. Хуаюаньчжуан, где в 1991 году было найдено 1583 гадательных кости, из них 579 – с надписями (соответственно 12,5% и 9,3% от общего числа фрагментов, найденных на Сяотуньском городище) [11, с. 489].
 
В пределах первого и третьего участков гадательные кости с надписями располагались в одной (Н3)[6] или нескольких ямах (см. приложение 1); при отсутствии публикации материалов по раскопкам в центре дер. Сяотунь в 1989 году, изучение расположения гадательных костей на этом участке в настоящее время невозможно. Таким образом, по результатам раскопок 1950-91 годов очевидна предельная концентрация гадательных костей с надписями в нескольких ямах в пределах Сяотуньского городища.
 
Анализ распределения гадательных костей
 
При анализе находок гадательных костей на территории округи Великого города Шан представляется целесообразным разделить сведения о гадательных костях без надписей, и о гадательных костях с надписями.
 
Гадательные кости без надписей обнаруживаются практически везде, хотя на территории небольшого Сяотуньского городища находок гораздо больше, чем на окружающей территории (17,3% вне и 82,6% в пределах упомянутого городища). Тем не менее, абсолютные цифры находок гадательных костей без надписей вне Сяотуньского городища – более 1300, а также стойкая тенденция не подсчитывать данный вид артефактов и зачастую лишь вскользь указывать их наличие[7] позволяет предположить, что находки гадательных костей без надписей гораздо более широко распространены  на данной территории, чем это можно предположить на основании приведенной статистики.
 
Что касается гадательных костей с надписями, то 99,8% их находок в 1950–91 гг. было сделано на территории Сяотуньского городища. В пределах данного городища не менее 94%[8] гадательных костей с надписями было обнаружено в немногочисленных ямах[9] (Н3 в 1991 г. к востоку от дер. Хуаюаньчжуан; относительно раскопок 1973 году на участке югу от дер. Сяотунь, см. Приложение).
 
Тенденция к концентрации находок гадательных костей с надписями в отдельных ямах на территории Сяотуньского городища отчетливо проявилась еще по результатам раскопок 1928–37 гг. Находки гадательных костей на территории и близ дер. Сяотунь в 1928–37 гг. составили 28 575 единиц [4, с. 51, 53]; из них 17 094 (59,8%) были обнаружены в яме YH127 [7, с. 148–150]. Даже не исследуя остальные материалы по этому периоду, очевидно, что около 60% находок гадательных костей с надписями этого крайне плодотворного десятилетия раскопок было обнаружено в одной яме, что полностью соответствует тенденции, выявленной автором на материалах 1950–91 гг.
 
Данные 1990-х – начала 2000-х гг. также не привнесли кардинальных изменений в нарисованную выше картину. Обнаружение городища к северу от р. Хуань-хэ значительно изменило археологический ландшафт и поставило ряд вопросов о функционировании двух городских поселений на данной территории в древности [1, с. 105]; однако, что касается эпиграфики, новых находок на втором городище сделано не было. При раскопоках жилого района городища к северу от р. Хуань-хэ общей площадью 680 кв.м. было найдено 107 фрагментов гадательных костей без надписей[10] [12, с. 333–337].
 
Таким образом, на основании статистических данных по результатам археологических работ в течение 41 года, а также более раннего и более позднего периодов, отчетливо проявляется тенденция к концентрации находок гадательных костей с надписями (не менее 94% от общего числа находок) в ряде ям в пределах Сяотуньского городища.
 
Вышеуказанные заключения дают возможность выдвинуть ряд гипотез о статусе гадательных костей с надписями и без них после завершения ритуала гадания при дворе правителя, а также о роли скапуломантии среди рядового населения столицы и окрестностей.
 
Распространение гадательных костей без надписей (более 1300) за пределами Сяотуньского городи при единичных находках гадательных костей с надписями (13), имеющих непосредственное отношение ко двору правителя, на взгляд автора работы, являются свидетельством широкого распространения скапуломантии среди столичного шанского населения. Вполне можно предположить, что гадательные кости без надписей могли не иметь отношения к мантическим практикам при дворе правителя, а единичные находки гадательных костей с надписями являлись случайными[11]; однако эти вопросы ждут более детального исследования.
 
Концентрация гадательных костей с надписями[12] в нескольких ямах на территории Сяотуньского городища свидетельствует о неординарном статусе данного вида артефактов после завершения мантических практик. В случае стихийного процесса утилизации отслуживших гадательных костей, их находки не имели бы столь отчетливой концентрации, а были бы распределены гораздо более равномерно по окружающим ямам. Очевидно, единовременному захоронению нескольких сотен или тысяч гадательных костей должен был предшествовать этап сохранения их в специальных помещениях, что наводит на мысли об архивах.
 
Материалы для данной статьи были собраны при финансовой поддержке гранта Фонда Цзян Цзинго.
 
Литература
  1. Кузнецова-Фетисова М.Е. Реконструкция отдельных сторон функционирования столицы Инь (дин. Шан, XVI–XI вв. до н.э.) // Общество и государство в Китае: XLII научная конференция: Ч. 1 . М., 2012. С. 89–107.
  2. Keightley D. Sources of Shang History. The Oracle-Bone Inscriptions of Bronze Age China. Berkeley, Los Angeles, London, 1985.
  3. Ху Хоусюань 胡厚宣, Ху Чжэнь-юй 胡振宇. Инь Шан ши 殷商史 (История Инь-Шан). Шанхай, 2003.
  4. Чжунго шэхуй кэсюэюань каогу яньцзюсо 中国社会科学院考古研究所 (Институт Археологии Академии Общественных Наук КНР). Аньян Сяотунь 安阳小屯 (Деревня Сяотунь близ Аньяна). Пекин, 2004.
  5. Чжунго шэхуй кэсюэюань каогу яньцзюсо 中国社会科学院考古研究所 (Институт Археологии Академии Общественных Наук КНР). Иньсюй дэ фасянь юй яньцзю 殷墟的发现与研究 (Обнаружение и исследование Иньсюя). Пекин, 1994.
  6. Чжунго шэхуй кэсюэюань каогу яньцзюсо 中国社会科学院考古研究所 (Институт Археологии Академии Общественных Наук КНР). Сяотунь наньди цзягу 小屯南地甲骨 (Гадательные кости к югу от деревни Сяотунь). В 3 тт. Пекин, 1980–1984。
  7. Чжунго шэхуй кэсюэюань каогу яньцзюсо Аньян гунцзо дуй 中国社会科学院 考古研究所安阳工作队 (Аньянский рабочий отряд Института Археологии Академии Общественных Наук КНР). 1973 нянь Аньян Сяотунь наньди фацзюэ цзяньбао 1973年安阳小屯南地发掘简报 (Краткий отчет о раскопках к югу от деревни Сяотунь близ Аньяна в 1973 году) // Каогу 考古 (Археология), 1975, № 1. С. 27–46.
  8. Чжунго шэхуй кэсюэюань каогу яньцзюсо Аньян гунцзо дуй 中国社会科学院 考古研究所安阳工作队 (Аньянский рабочий отряд Института Археологии Академии Общественных Наук КНР). 1973 нянь Сяотунь наньди фацзюэ баогао 1973年小屯南地发掘报告 (Отчет о раскопках к югу от деревни Сяотунь в 1973 году) // Каогусюэ цзикань 考古学集刊 (Сборник статей по археологии Китая).  Пекин,1995, № 9. С. 45–137.
  9. Чжунго шэхуй кэсюэюань каогу яньцзюсо Аньян гунцзо дуй 中国社会科学院 考古研究所安阳工作队 (Аньянский рабочий отряд Института Археологии Академии Общественных Наук КНР).  1991 нянь Аньян Хуаюаньчжуан дунди, наньди фацзюэ цзяньбао 1991年安阳花园庄东地、南地发掘简报Краткий отчет о раскопках к востоку и югу от деревни Хуаюаньчжуан близ Аньяна в 1991 году) // Каогу 考古 (Археология), 1993, № 6. С. 488–499.
  10. Чжунго шэхуй кэсюэюань каогу яньцзюсо Аньян гунцзо дуй 中国社会科学院 考古研究所安阳工作队 (Аньянский рабочий отряд Института Археологии Академии Общественных Наук КНР). 1998 нянь ~ 1999 нянь Аньян Хуаньбэй Шан чэн Хуаюаньчжуан дун ди фацзюэ баогао 1998年~1999年安阳洹北商城花园庄东地发掘报告 (Краткий отчёт об археологических раскопках 1998–1999 гг. в восточной части Хуаюаньчжуан к северу от р. Хуань в шанском городе в Аньяне) // Каогусюэ цзикань 考古学集刊 (Сборник статей по археологии Китая). Пекин,2004, № 15. С. 296–358.
  11. Чжунго шэхуэй кэсюэюань лиши яньцзюсо 中国社会科学院历史研究所 (Институт истории Академии Общественных Наук КНР). Цзягувэнь хэцзи 甲骨文合集(Собрание написей на гадательных костях). В 13 т. Пекин, 1978–82.
  12. Чжунго шэхуэй кэсюэюань лиши яньцзюсо  中国社会科学院历史研究所 (Институт истории Академии Общественных Наук КНР). Цзягувэнь хэцзи бубянь甲骨文合集補編 (Дополнение к собранию надписей на гадательных костях). В 4 т. Пекин, 1999.
  13. Li Chi. Anyang. Seattle, 1972.
  14. Лю Имань 刘一曼. Аньян Иньсюй цзягу чуту ди цзи ци сянгуань вэньти 安阳殷墟甲骨出土地及其相关问题 (Места обнаружения гадательных костей на территории Иньсюя под Аньяном и другие связанные с этим вопросы) // Каогу 考古 (Археология), 1997, № 5. С. 51–60.
  15. Ян Сичжан  杨锡璋, Лю Имань 刘一曼. Иньсюй циши нянь дэ чжуяо шоухуо 殷墟考古七十年的主要收获 (Важные достижения археологии Иньсюя за 70 лет) // Каогусюэ цзикань 考古学集刊 (Сборник статей по археологии Китая). Пекин,2004, № 15. С. 18–31.
 
Ст. опубл.: Общество и государство в Китае: Т. XLIII, ч. 2 / Редколл.: А.И. Кобзев и др. – М.: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт востоковедения Российской академии наук (ИВ РАН), 2013. – 487 стр. (Ученые записки ИВ РАН. Отдела Китая. Вып. 9 / Редколл.: А.И.Кобзев и др.). С. 6-15.


  1. Карта подготовлена на основе публикации археологического отчета «Деревня Сяотунь близ Аньяна» [6, с. 3].
  2. С перерывами в 1938–49 и 1970-х гг..
  3. По неофициальным подсчетам, общее количество знаков в этих 2 изданиях составляет 693 197 иероглифов.
  4. Точная цифра объема раскопок в 1950–91 гг. не приводится в известной автору литературе. 200 000 кв.м – приблизительная цифра, включающая кладбище Западного сектора (более 66 000 кв. м), царского некрополя (ок. 130 000 кв. м) и ряда других комплексов [7, с. 15–24].
  5. Публикацию результатов данных раскопок найти не удалось. Более того, в ряде позднейших публикаций раскопки 1989 г. и обнаружение гадательных костей не упомянуты [15, с. 29].
  6. В яме Н3 было обнаружено 1583 фрагментов гадательных костей, из них на 574 имелись надписи [11, с. 492–493], это 100% находок на данном участке. В отчете упомянуто о находке гадательных костей без надписей в яме Н9 на том же участке [11, с. 498], однако количество не указано, и в общих цифрах отчета эти данные не упоминаются.
  7. В археологических отчетах зачастую встречаются лишь упоминания о том, что среди других артефактов в процессе раскопок были найдены гадательные кости без надписей, например, см. [11, с. 498].
  8. Поскольку данных об обстоятельствах находки в центре деревни Сяотунь в 1989 г. отсутствуют, 4,7% гадательных костей с надписями, найденные там, присоединяются к случайным находкам.
  9. Это касается лишь находок гадательных костей с надписями в археологических слоях шанского времени, поскольку находки данных артефактов вне культурного контекста позволяют лишь гипотетически реконструировать их изначальное расположение (например, 1820 фрагментов, обнаруженных в 1973 году к югу от деревни Сяотунь в современном слое, засыпке грабительских ям, колодцев, и могилах, относящихся к времени правления династии Суй [9, с. 37]).
  10. Единственная обнаруженная надпись была сделана на изделии из кости.
  11. Это особенно очевидно при сопоставлении с данными о концентрации данного вида артефактов в ямах на территории Сяотуньского городища.
  12. В сопровождении большого количества гадательных костей без надписей.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ
Дух даосизма и гуманитарная (жэнь-вэнь) этика



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.