Синология.Ру

Тематический раздел


Экспедиция коммодора М. Перри в Тихий океан и начало американского проникновения на остров Тайвань в 50-х гг. ХІХ в.

 
АННОТАЦИЯ: В статье исследуется политика США в отношении Тайваня в 50-е годы ХIХ в. Опираясь на опубликованные источники, автор показывает процесс изучения острова во время экспедиции коммодора М. Перри в Японию в 1852–1854 гг. и приходит к выводу, что американцы стремились как к экономическому освоению Формозы, так и к политическому господству на этой территории.
 
********************************
Окончание Первой опиумной войны (1839–1842) и подписание Нанкинского договора между Цинской империей и Великобританией позволило последней предпринять решительные шаги на пути к углублению экспансии в дальневосточный регион. Прежде всего, для британской торговли были открыты пять китайских городов — Гуанчжоу (Кантон), Сямэнь (Амой), Фучжоу, Нинбо и Шанхай. Под власть Великобритании переходил остров Гонконг, что ещё больше усиливало её позиции на Дальнем Востоке.
 
Не желая отставать от конкурентов, правящие круги США во главе с президентом Джоном Тайлером (1841–1845) добивались получения таких же условий для ведения коммерческой деятельности в Китае. Для этого в 1844 году в Пекин было направлена американская дипломатическая миссия во главе с Калебом Кушингом (1800–1879).
 
3 июля 1844 г. был подписан договор в городе Ванся, согласно которому США добились от Китая привилегий, аналогичных британским.
 
Вместе с тем, Кушингу не удалось добиться от цинского правительства прав на захват острова у берегов Китая. Без него, по мнению части американской политической элиты, США не могли в полной мере проводить экспансию на Дальнем Востоке, поэтому в 50-е годы XIX в. ведущие политические и военные деятели США выступали за скорейший захват острова в китайских морях. И именно Тайвань в этот период стал одним из главных объектов внешней политики США.
 
О возможности американской колонизации Формозы говорил ещё К. Кушинг, однако первым политическим деятелем США, последовательно ратовавшим за присоединение острова, был коммодор Мэтью Колбрайт Перри (1794–1858). В 1852 г. он был назначен командующим эскадрой, которая должна была добиться открытия Японии для иностранной торговли.
 
24 ноября 1852 г. его эскадра из 10 кораблей («Миссисипи», «Саскуэханна», «Повхатан», «Македониан», «Сапплай», «Саратога», «Вандалия», «Лексингтон», «Саутгемптон», «Плимут») покинула Норфолк и направилась к берегам Японии через Атлантический и Индийский океаны. Это была уже четвёртая попытка Вашингтона добиться от японского руководства открытия страны, но и на этот раз, после многочисленных и безрезультативных попыток, американцам не удалось наладить дипломатические отношения со Страной восходящего солнца. Поэтому Перри решил действовать силой. В результате 31 марта 1854 г. в Каганаве (Йокогама) под прицелом палубной артиллерии «чёрных» кораблей американской эскадры был подписан японо-американский договор «о мире и дружбе». Согласно данному соглашению, японцы были вынуждены открыть порты Симода и Хакодате. Американцы получали право, в случае необходимости, заходить и в другие порты, а также режим наибольшего благоприятствования и разрешение торговать на территории Японии.
 
Но, «открыв» Японию, Перри реализовал далеко не все цели своей миссии. Не менее важной задачей, которая была поставлена перед ним американским правительством, было исследование и, возможно захват островов в китайских морях. Поэтому Перри перед экспедицией тщательно изучил всю информацию об этом регионе и включил в маршрут экспедиции острова Тайвань, Рюкю, Бонин и Окинаву.
 
Коммодор и сам был последовательным сторонником завоевания одного из островов Тихого океана. Так, в своей депеше министру ВМФ США от 14 декабря 1852 г. он писал: «Следует отметить, что Великобритания уже находится в важных пунктах в Восточной Индии и китайских морях. Это, прежде всего, Сингапур и Гонконг... К счастью, много островов Тихого океана ещё остаются свободными, и поэтому весьма важно для Соединённых Штатов, не теряя времени, принять активные меры к обеспечению достаточного количества портов... для дальнейшего успеха нашей торговли в этом регионе [4, v. 2, р. 119].
 
Не имея возможности исследовать каждый остров, который встречался на его пути, коммодор в конце мая 1854 г. решил направить к берегам Тайваня два корабля «Македониан» и «Сапплай» под командованием своего помощника Д. Эббота.
 
30 мая 1854 г. он направил телеграмму Министру ВМФ США Джеймсу Даббину (1853–1857), в которой отметил: «Согласно инструкциям от 26 октября 1852 года, 16 мая и 11 июня 1853 года, предписывающим мне узнать о судьбе наших соотечественников, затерявшихся в этих морях, или находящихся в плену на Формозе, или на японских островах, я направляю „Македониан“ в сопровождении грузового корабля на Формозу для проведения расследования, а также для разведки угольных запасов этого острова» [3, р. 152].
 
В начале июня 1854 г. началась подготовка данной экспедиции. 18 июня Перри составил подробную инструкцию Эбботу, в которой осветил основные цели и задачи путешествия. В ней говорилось: «Сэр, когда позволят погодные условия, Вы, вместе с судном „Сапплай“ под командованием лейтенанта К. Синклера, отправитесь в порт Килунг (Цзилун. — А.Н.) на острове Формоза. Целью Вашего визита на этот остров является выполнение инструкции Морского министерства, которая предусматривает расследование судьбы американцев, захваченных на Формозе, или на японских островах» [4, v. 2, р. 137]».
 
Перри рекомендовал Эбботу проверить возможности для закупок тайваньского угля, а также будущей организации его промышленной добычи: «Вместе с расследованием судьбы соотечественников Вы должны подробно исследовать угольные ископаемые Формозы, способы организации поставок угля, объёмы угольного производства, а также стоимость добычи и загрузки» [4, v. 2, р. 138]. В инструкции давались указания по закупке партии тайваньского угля. Если цена будет составлять от 15 до 20 долларов за тонну, то необходимо было закупить 50–100 тонн. Если же цена будет ниже, то — 300 тонн, которые должны были быть загружены в трюм «Сапплая» [4, v. 2, р. 138]. Для проведения научных исследований в экипаж был включён капеллан Г. Джонс.
 
Также Перри отмечал, что «эта инструкция не ограничивает Ваших действий исключительно портом Килунг на Формозе. Если Вы сочтёте необходимым и безопасным, то можете исследовать и другие порты острова. Любая информация является желанной» [4, v. 2, р. 138].
 
Утром 26 июня Эббот отправился к северо-восточным берегам Тайваня. 11 июля «Македониан» прибыл в Килунг. Во время морского перехода «Сапплай» отстал от флагмана и достиг места назначения только через 10 дней.
 
О ходе экспедиции на Тайвань и её главных результатах можно узнать из рапортов на имя Перри, написанных Эбботом и капелланом Джонсом, который, как отмечалось выше, занимался научными исследованиями, связанными с добычей тайваньского угля. Рапорты американского капитана в значительной мере посвящены расследованию судьбы американских граждан, в то время как Джонс сосредоточил свое внимание на изучении угольных ресурсов Тайваня.
 
В депеше Перри от 26 августа 1854 г. Эббот сообщал, что его миссия по расследованию судьбы соотечественников потерпела неудачу вследствие нежелания местных властей сотрудничать с американцами: «Мне не удалось провести разведку, которая позволила бы узнать о судьбе тех, кто потерпел кораблекрушение у берегов Формозы. Я также пытался узнать о кораблекрушениях американских, английских и европейских судов в различных частях острова у местных мандаринов. Но они заявили, что никогда не слышали о кораблях, погибших у острова. Я всё же покинул Килунг, когда один из мандаринов рассказал, что 6 или 7 лет назад в 40–50-ти милях от города, в западной части острова погиб корабль, на борту которого было много чернокожих. Также он рассказал мне, что белые члены команды спаслись, достигнув на шлюпке соседнего острова, а все чёрные погибли» [4, v. 2, р. 143]. Однако, по мнению капитана, вся эта история была сфабрикована китайскими властями для того, чтобы заманить американцев на западное побережье Тайваня, где они были вынуждены предоставить китайцам помощь в расправе над «мятежниками». Вероятно, речь шла о тайпинах, восстание которых продолжалось в Китае (1850–1864).
 
Несмотря на провал гуманитарной миссии, которая, возможно, и не играла определяющей роли, Эббот высоко оценивал результаты экспедиции. Прежде всего, американцам удалось детально ознакомиться с угольной отраслью. В депеше Перри от 22 июля он писал: «Наша миссия здесь была достаточно успешной, если не учитывать неудачу с получением информации о судьбе соотечественников. Беспрестанные поиски угля преподобным Джонсом позволили найти 8 или даже 10 шахт...» [4, v. 2, р. 142].
 
Позже, в рапорте от 26 августа Эббот также отметил: «Есть серьёзные основания полагать, что угля много и в других частях острова, где его можно добывать значительно больше, чем в Килунге. Шахты, которые мы видели, были бы очень ценными, если передать их американским горным компаниям. Они расположены так, что уголь было бы нетрудно доставлять путём строительства короткой железной дороги. Это не должно стоить дорого. Примерно в трёх милях от Килунга, в непосредственной близости от шахт есть небольшая гавань, защищённая от северо-восточных ветров. Железная дорога могла бы проходить от шахт до этой гавани» [4, v. 2, р. 145].
 
Джонс оставил более подробные сведения о ходе американской экспедиции. По его сообщению, «Македониан» подошла к северо-восточным берегам Тайваня в понедельник, 10 июля. На следующий день, воспользовавшись услугами китайского лоцмана, судно вошло в гавань Килунга. Высадившись на берег, Джонс приступил к поиску угля и шахт. В тот же день он познакомился с местными торговцами, которые были готовы продать несколько тонн угля. В двух милях к востоку от города он нашёл шахту. Довольные успехом, участники вылазки вернулись на корабль.
 
Однако на следующий день, 12 июля, члены экспедиции столкнулись с трудностями. Китайские коммерсанты отказались продавать уголь американцам. По мнению Джонса, это было связано с тем, что местные власти запретили им вести дела с пришельцами. После визита Эббота и Джонса к местному мандарину по имени Ле Чун-оу, проблему удалось решить, однако местные власти и в дальнейшем пытались препятствовать американцам.
 
13 июля Джонс вместе с четырьмя моряками приступил к исследованию шахт, найденных ранее. С помощью только молотка и долота ему удалось набрать столько угля, сколько могла взять с собой его команда. Единственной преградой, которая, по мнению Джонса, могла бы помешать добыче угля, была глинистая (а значит, достаточно мягкая) крыша шахты. Однако эту проблему он собирался ликвидировать с помощью дополнительных деревянных подпорок. Найденный уголь без труда был доставлен в Килунг на туземной пироге [4, v. 2, р. 156].
 
В это время продолжались тяжёлые переговоры с местными властями о покупке угля. Американцам вроде бы удавалось найти продавца, но вмешательство китайского префекта опять не позволило Эбботу реализовать свои планы. Не отказываясь на словах от сотрудничества, китайцы саботировали любые попытки закупить необходимое количество угля, чем вызывали раздражение у руководства экспедиции. Джонс в своём рапорте от 22 июля 1854 г. писал: «Местные мандарины достаточно дружно и благосклонно относились к нам. Однако их панический страх перед начальством препятствовал получению необходимой нам информации. К этому можно добавить постоянное желание главного чиновника обмануть нас. Все наши исследования усложнялись в связи с постоянными попытками местных жителей ввести нас в заблуждение или скрыть необходимые факты» [4, v. 2, р. 146].
 
15 июля Эббот и Джонс снова посетили резиденцию префекта. Целью визита было вручение подарков. Также американцы пытались добиться от чиновника согласия на разведку угольных ископаемых на восточном побережье Тайваня в 100 милях от Килунга. Ле Чун-оу, однако, не позволил начать экспедицию, объясняя это тем, что территория, интересующая американцев, была «дикой» и заселена каннибалами.
 
Не добившись ничего от китайских властей, Эббот решил действовать самостоятельно. На следующий день он познакомился с двумя местными жителями, которые за хорошую плату согласились тайно показать американцам залежи угля на восточном побережье. Утром 17 июля небольшая экспедиция во главе с Джонсом отправилась на запрещенную территорию. Проплыв всего три мили, они увидели залежи угля к большой радости капеллана. Выяснилось, что и в этом вопросе мандарины обманывали его, говоря, что ближайшие запасы угля находятся на расстоянии 100 миль. Проведённая разведка на берегу показала, что уголь здесь был «прекрасного качества» [4, v. 2, р. 158].
 
Следующий день (вторник, 18 июля) был посвящён попыткам закупить уголь в Килунге. Однако торговцы снова и снова отказывались иметь дело с американцами, мотивируя тем, что для продажи своего товара им требуется письменное согласие от чиновников. Когда Джонс обратился к одному из них, тот ответил, что не может выдать его, поскольку печать осталась у коллеги, которого нет в городе. Тогда американцы пытались уговорить его дать устное согласие, однако мандарин не согласился, заявив, что за это его накажут.
 
Только в пятницу, 21 июля американцам удалось уговорить Ле Чун-оу. Он установил цену в 20 долларов за тонну, однако Джонсу удалось сбить её до 16-ти долларов. Закупленный уголь был загружен на «Сапплай», который в тот день наконец прибыл в Килунг.
 
Через 2 дня «Македониан» покинул Тайвань, отправившись на Филиппины [4, V. 2, р. 162]. Несмотря на все трудности, экспедиция закончилась удачно.
 
Оба доклада — Эббота и Джонса — легли на стол Перри. Без сомнения, они сыграли определённую роль при формировании взглядов коммодора относительно необходимости захвата Тайваня и создания там американской военно-морской и коммерческой базы. Некоторые западные историки считали, что он не имел агрессивных намерений в отношении Формозы и главной причиной отправки на остров экспедиции Эббота была нехватка угля на обратный путь. Так, американский ученый Дж. Шрёдер считает, что Перри был недоволен ценой в 30 долларов за тонну в японском порту Симода и именно поэтому отдал свой приказ Эбботу, надеясь купить на Формозе за 15 долларов [5, р. 243]. Каких-то других, далеко идущих планов относительно Тайваня коммодор не вынашивал.
 
Однако анализ его личных бумаг, а также дорожных заметок не позволяет согласиться с этой точкой зрения. В 1855 г. была издана книга Перри под названием «Хроника экспедиции американской эскадры в Китайские моря и в Японию в 1852, 1853 и 1854 годах под командованием М.К. Перри». Это издание под редакцией историка Ф. Хоукса, состоявшее из воспоминаний самого коммодора и его офицеров, на протяжении достаточно длительного времени оставалось едва ли не единственным источником по истории американской политики на Тихом океане.
 
Именно в этой фундаментальной работе Перри изложил свои взгляды относительно будущего Тайваня: «Установление американского доминирования на Формозе постепенно увеличивало бы социальную и политическую власть США в этой части земного шара, а соответственно и их богатство. Ни одно из европейских правительств не может возражать против этого. Наоборот, их политика должна способствовать американскому доминированию, поскольку оно принесло бы выгоду и их торговле» [4, v. 2, р. 119].
 
Перри очертил и главные выгоды от овладения Тайванем: «Географическое положение Формозы делает её идеальной перевалочной базой и складом для американской торговли, поскольку через остров проходят коммуникации с Китаем, Японией, островами Люцю, Кохинхиной, Камбоджей, Сиамом, Филиппинами и всеми островами, расположенными в этих морях» [4, v. 2, р. 180].
 
Коммодор отметил важность тайваньского угля для развития американского флота на Тихом океане. По возвращении в США он направил на экспертизу образцы этого полезного ископаемого инженерам Дж. Гею и В. Эверетту. Те определили высокое качество тайваньского угля, который не уступал аналогичным образцам из Японии и Англии [4, v. 1, p. 491]. Именно поэтому Перри отметил в своей работе, что «большое значение с точки зрения использования пара в восточной торговле имеет тайваньский уголь. Сегодня большая часть угля, потребляемого многочисленными военными и торговыми кораблями, поступает из Англии при огромной стоимости фрахта» [4, v. 2, р. 180].
 
Таким образом, после завершения экспедиции Перри, в 50-х годах XIX в. в правящих кругах США закрепилась мысль о необходимости захвата острова Тайвань. Это, в свою очередь, должно было усилить американские политические и экономические позиции в тихоокеанском регионе.
 
Именно поэтому вопрос о присоединении Формозы к США стал одним из ключевых после окончания Второй опиумной войны Китая и Великобритании в 1856–1860 годах. Этот аспект будет рассмотрен нами в следующих статьях.
 
Литература
1. Bolton S.K.Famous voyagers and explorers. 1841–1916. N.Y., Boston: T.Y. Crowell & co., [1893]. 554 р.
2. Griffis W.E.Perry, Matthew Calbraith, 1794–1858: a typical American naval officer. Boston: Cupples and Hurd, 1887. 490 p.
3. Messageof the President of the United States, transmitting a report of the Secretary of the Navy, in compliance with a resolution of the Senate of December 6, 1854, calling for correspondence, & c., relative to the naval expedition to Japan (1855). Washington: US Navy Dept., 1855. 208 р.
4. Narrativeof the expedition of an American squadron to the China Seas and Japan: performed in the years 1852, 1853, and 1854, under the command of Commodore M.C. Perry, United States Navy, by order of the government of the United States (1856). In III Volumes. Washington: Beverley Tucker, 1856.
5. Schhoroeder J.Matthew Calbraith Perry: antebellum sailor and diplomat. Annapolis: Naval Institute press, 1943. 334 p.
6. The Japan Expedition,1852–1854: the personal journal of Commodore Matthew C. Perry. Smithsonian Institution press, 1968. 334p.
7. Wiley P. Yankees in the land of the gods: Commodore Perry and the opening of Japan. N.Y.: Viking, 1990. 578 p.
 
A.V. Naboka
 
Commodore M. Perry’s expedition to the Pacific and commencement of American infiltration to Taiwan in 1850s
 
ABSTRACT: The paper deals with the USA policy to Taiwan in the 1850s. The author reveals details of the process of the island investigation by Commodore M. Perry’s expedition to Japan in 1852–1854. The paper proves Americans’ intent to gain economic and political domination on Formosa. 
 
Ст. опубл.: Общество и государство в Китае. Т. XLVII, ч. 1 / Редколл.: А.И. Кобзев и др. – М.: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт востоковедения Российской академии наук (ИВ РАН), 2017. – 742 стр. (Ученые записки ИВ РАН. Отдела Китая. Вып. 22 / Редколл.: А.И.Кобзев и др.). С. 162-169.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Император и его армия
Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.