Синология.Ру

Тематический раздел


Шинуазри

франц. chinoiserie («китайщина»); кит. термин чжунго-фэн 中國風 (букв. «китайское поветрие/просвещение» / «китайский стиль/дух»). Стиль, сложившийся в искусстве XVII-XVIII вв., в основе которого лежит многокомпонентный сплав черт, отразивший увлечение Запада Китаем и другими «экзотическими» культурами (японской, индийской, ближневосточной); название стиля, однако, свидетельствует о преобладании в нем китайского компонента, а также о том, что формирование шинуазри происходило во Франции, после чего стиль распространился в другие западные страны. В широком смысле понятие шинуазри означает китайское «присутствие» в культуре.  Представляет собой частный случай западных концепций Востока в ориентализме (кит. дунфан-сюэ 東方學, букв. «восточная доктрина»).
 
Внимание к Китаю представителей альтернативной западной (европейско-средиземноморской) цивилизации, проявившись в древности, вероятно, совпало по времени с открытием Великого Шелкового пути. Знакомство Европы с Китаем началось в XIII-XIV вв. с сообщений западных путешественников, купцов и миссионеров, а глубокое влияние китайской культуры на европейскую относится к XVIII веку. Эпоха великих географических открытий, положив начало периоду борьбы за господство над морями и право эксплуатировать новые рынки, побудила Европу в XVII - XVIII вв. отнестись к Китаю как торговому партнеру и объекту миссионерской деятельности. Торговля способствовала обогащению сторон, в результате чего некоторые европейские страны (Англия и Голландия) стали процветающими буржуазными государствами, а цинский двор по роскоши и расточительности жизни не имел себе равных на Дальнем Востоке в течение большей части XVIII века. Однако следствия установленных контактов далеко вышли за рамки сугубо практических интересов.
 
При произошедшей в XVII-XVIII вв. «встрече» двух принципиально отличных друг от друга мировых культур – западной и китайской, Китай находился на этапе распада мифологической картины мира, поддерживаемой существованием ритуала. В Европе же с периода Ренессанса (XIV-XVI вв.) предпринимались интеллектуальные усилия с целью возрождения греко-римской мифологии - общей для западных народов культурной основы, и они получили новый импульс в эпоху абсолютизма, когда казавшаяся анахронизмом культура Китая явила пример безграничных возможностей утверждения монархической идеи в образах традиционной мифологии.
 
Своеобразие китайской культуры наложило на духовную жизнь Запада отпечаток, отчетливо различимый в философских и литературных сочинениях французских просветителей: Ш.-Л. Монтескье (1689-1755), Д. Дидро (1713-1784) и Вольтера (М.-Ф. Аруэ, 1694-1778). Под влиянием миссионеров-иезуитов западная культурная элита создала утопическую картину идеального Китая, императоры которого не только оставались первыми жрецами и земледельцами в своем государстве, но также покровительствовали искусствам и перенимали знания европейских наук у миссионеров-иезуитов. Тем самым Поднебесная империя оказалась умозрительно противопоставлена Западу как миру утраченной мудрости. 
 
Увлечение Китаем в Европе прошло через ряд этапов (от коллекционерства привозных произведений и копирования их - до стилизаций в русле господствующих направлений западного искусства) и с конца XVII в. оформилось в стиль шинуазри. Продуктами «китайского стиля» явились новые виды европейского искусства, в частности, лаки и фарфор, усвоенные так прочно, что сам факт заимствований был позабыт. К приобретениям китайского искусства XVII – XVIII вв., почерпнутым из европейского источника, относятся технологии масляной живописи и гравюры на меди (офорта),  производства живописных эмалей на металле (хуа фалан) и механических часов (чжунбяо).
 
Шинуазри XVII-XVIII вв., образовав сплав с несколькими сменявшими друг друга европейскими стилями (барокко, рококо, классицизмом), обозначил первую последовательную попытку Запада и Востока найти общий художественный язык и  способствовал включению подлинных китайских произведений в европейскую художественную систему (что в частности проявилось в организации жилых интерьеров и  ансамбле костюма). Этот опыт, наиболее продуктивно примененный художниками рококо XVIII в., позднее использовался мастерами модерна (кон. 1880-х – 1914) и ар деко (1920-е). Поворот, произошедший в мире на рубеже XXI в. и обозначивший сохранение национальных художественных школ, как будто готовых уже бесследно исчезнуть в стихии «интернационального» искусства, подтвердил насущный интерес западной публики к «китайскому стилю», причем не только в его традиционных, но и в «экзотических» формах, навязанных художественной индустрией.
 
Литература:
Арапова Т.Б. Китайские расписные эмали XVIII в. с европейскими сюжетами // Научные сообщения ГМИНВ. Вып. 13, М., 1980; Арапова Т.Б., Кудрявцева Т.В. Дальневосточный фарфор в России. XVIII – начало ХХ в. (каталог выставки ГЭ). СПб., 1994;  Джекобсон Д. Китайский стиль (Chinoiserie). М., 2004; Жегал Ми Джа. Воздействие художественной культуры стран Дальнего Востока на европейский модерн (живопись, графика). Автореферат кандидатской диссертации. М., 1999; Искусство Картье. Французское ювелирное искусство  с 1847 по 1960 гг. (каталог выставки ГЭ). С.Пб., 1992; Кобзев А.И. Духовные основы китайской цивилизации // XXXIV НКОГК, М., 2006, с. 129-133; Китайское экспортное искусство из собрания Эрмитажа. Конец XVI - XIX век. СПб., 2003; Ляхова Л.В. Мир Запада и миф Востока. Запад и Восток в тематике раннего мейсенского фарфора (каталог выставки ГЭ). СПб, 2007; Меньшикова М. Л. Китайские экспортные веера. СПб., 2004; Науменкова Н.Н. «Китайщина» и роль дальневосточного искусства в искусстве Франции первой половины  XVIII в. // XIII НКОГК, ч. 2, М., 1982,с. 204; она же. Трактовка китайского костюма в живописи французского рококо // XVII НКОГК, ч. 2, М., 1986, с. 125-131; Неглинская М.А. Европейские миссионеры в Пекине XVII - XVIII вв. – творцы стиля шинуазри в китайском придворном искусстве // Вестник Московского государственного университета культуры и искусства, М., 2005, № 2, с. 64-71; она же. Традиционные китайские украшения и шинуазри (китайщина) в европейских ювелирных украшениях XVIII в. // Научные сообщения ГМВ. Вып. XXII, М., 1996, с. 133-150; она же. Производство расписных эмалей в пекинских придворных мастерских XVIII в. // Восток, М. 2006, № 1, с. 42-52; Николаева Н.С. Япония – Европа. Диалог в искусстве. М., 1996; Сарабьянов Д. В. Модерн. История стиля. М., 2001; Фишман О.Л. Китай в Европе: миф и реальность (XIII - XVIII вв.). СПб, 2003; Юнг К.Г. Йога и Запад. Львов, 1994; Цингун сиян ици (Измерительные проборы западного образца [в собрании] цинского двора). Шанхай, 1999; Цингун чжунбяо чжэньцан (Сокровища собрания стенных и карманных часов цинского двора). Сянган, 1995; Цин дай гун тин шэн хо (Жизнь цинского двора). Сянган, 1985;  Beurdeley C., Beurdeley M. Castiglione. Tokyo, 1972; Beurdeley M. Porcelain de la Compagnie des Indes. Fribourg, 1974; Chang Lin-sheng. Introduction to the Historical Developmen of Ch’ing Dynasty Painted Enamelware // National Palace Museum Bulletin, 1990, vol. XXV, № 4-5; Curtis E.B. Cristian Motifs in Chinese Snuffbottles // Arts of Asia, Jan.-Feb. 1982, p. 83-89; Erdberg E. Chinese Influence on European Garden Structure. Cambridge, 1936; Europa und die Keiser von China. Frankfurt am Main, 1985; Honour H. Chinoiserie. The Vision of Cathay. N.Y./L., 1971; Howard D., Ayers J. China for the West. Vol. 1, L./N.Y., 1978; Impey O. Chinoiserie. L., 1977; Iröns N.J. Export Fans of  the South China Coast // Arts of Asia, Jan.-Feb. 1982, p. 125 - 135; Jörg C.J.A. 16-th Century Chinese Porcelain in a Delft contecst // Oriental Art, 1998. Vol. XLIV, № 2, p.33-35; Le Corbeiller C. Ch’ing trade Porcelain. Patterns of  Exchange. N.Y., 1974; Les Styles Francais. Paris, 1894; Loehr G. Missionary Artists at the Manchu Court // Transactions of Oriental Ceramic Society (TOCS). Vol. 34, 1962-1963, p. 51-67; Medcalf C.J.B. The Apotheosis of Chinoiserie // Oriental Art, 1960. Vol. VI, № 3, p. 107-111; Meier G. Porzellan aus der Meissner Manufaktur. Berlin, 1981; Reichwein A. China and Europe. Intellectual and artistic Contacts in the XVIII-th Century. N.Y., 1925; Ronan Ch.E., Oh B.C. East meet West: the Jesuits in China (1582-1773).Chicago, 1988; Sullivan M. The Meeting of Eastern and Western Art. From the XVI-th Centure to the present day. L., 1973; Wincek H., Lowry G.D., Heller A. Storm across Asia. The Reise and Fall of Empires Genghiskhan and the Mongols. L, 1981; Yang Enlin. Chinese Porzellanmalerei im 17. und 18. Jahrhundert. Leipzig, 1986.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. М.Л. Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. — М.: Вост. лит., 2006–. Т. 6 (дополнительный). Искусство / ред. М.Л. Титаренко и др. — 2010. — 1031 с. С. 857-858.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ
Дух даосизма и гуманитарная (жэнь-вэнь) этика



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.