Синология.Ру

Тематический раздел


Чэнь Цюань

陈铨, Чэнь Да-шу, Чэнь Тао-хай. 1903, Фушунь пров. Сычуань, — 2.1969, Нанкин. Философ, исследователь нем. филос. мысли, представитель группы Чжаньгоцэ-пай. Выпускник Ун-та Цинхуа, получил степень магистра в США, д-ра — в Германии. Преподавал в Уханьском ун-те, ун-те Цинхуа, Объединенном ун-те Юго-Запада, ун-те Тунцзи. После 1949 преподавал в Нанкинском ун-те.
 
В центре внимания Чэнь Цюаня были идеи Ницше, Шопенгауэра, Шиллера, Гёте. Разделяя волюнтаристские течения в нем. мысли, ставил в основу развития человеч. об-ва «неистребимую волю» и выражающих ее героев. Воля стоит выше разума — она «надформенна» (син эр шан), это «вещь-в-себе», изнач. основа, тогда как разум «подформен» (син эр ся; см. Син [2]), феноменален и дает лишь внеш. оформление вещей. В поклонении герою, воплощающему в себе все лучшее и прекрасное, об-во пробуждается для борьбы и сплачивается — это не имеет ничего общего с корыстным пресмыкательством перед вождями. В древности история Китая строилась вокруг героев, но последующее разложение классов «служилых — сановников» (ши дафу) вместе с безудержной проповедью индивидуализма под лозунгами «науки» и «демократии» научили китайцев либо цинизму, либо поклонению самим себе, что повергло об-во в хаос.
 
Призывал китайцев понять отличие германской культуры от англо-амер., осознать «особые идеи» германского народа, ставящего превыше всего гос-во, способного на антидемократизм в его защите, поклоняющегося героям, воинственного, пунктуального и идеалистичного. Необходимо воспринять идеи «силы» и «гения» — основные для нем. лит-ры периода «бури и натиска». В эпоху борьбы Китая за выживание следует заимствовать идеи Ницше — опираться не на «мораль рабов», а на «мораль господ». Германский «дух Фауста» отмечен неудовлетворенностью окружающим, непрестанной борьбой, он не считается ни с чем, романтичен и крайне эмоционален. Китай же характеризуется успокоенностью, леностью, пассивностью, скованностью чувств. Если в эпоху войны не удастся изменить крестьянский менталитет китайцев, то нация погибнет и самые успешные заимствования зап. материальной культуры, политич. орг-ции и военной подготовки окажутся бесполезными.
 
См. лит-ру к ст. Чжаньгоцэ-пай.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 611-612.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Император и его армия
Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.