Синология.Ру

Тематический раздел


Чун-ван

虫王 Царь насекомых. В поздней китайской народной мифологии божество – повелитель вредных насекомых, гадов, земноводных, червей. Изображается иногда в виде пожилого, иногда в виде молодого сановника с вазой в руках, в к-рой он держит насекомых и гадов. На лубочных картинах (нянь хуа) Чун-ван изображается также с жезлом исполнения желаний (жу-и) в руках. Считалось, что у Чун-вана есть два спутника, изображения к-рых также помещались в храмах Чун-вана. Образ его контаминировался с Лю Мэнь-цзян-цзюнем. Существует множество текстов, согласно к-рым под Чун-ваном понимались различные деятели XI–XIV вв. по фамилии Лю, будто бы имевшие заслуги в борьбе с саранчой. Начало культа Чун-вана связано с жертвоприношением Ба-чжа, совершавшимся в древности ежегодно по завершению сельскохозяйственных работ.
 
Литература:
Алин В.Н. Верования и суеверные обычаи китайцев, связанные с вредителями сельского хозяйства // Религиозный мир Китая, 2005. Вып. 2. М., 2006, с. 209–216; Ма Шу-тянь. Чжунго миньцзянь чжу шэнь (Китайские народные божества). Пекин, 1997, с. 312–317.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 731.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ
Дух даосизма и гуманитарная (жэнь-вэнь) этика



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.