Синология.Ру

Тематический раздел


Чжун Ю

鍾繇, Чжун Юань-чан 元常. Ок. 151 – Инчуань, Чаншэ (совр. уезд Чансюй, пров.Хэнань) – 230.
 
Даты жизни Чжун Ю позволяют причислять его как к плеяде мастеров династии Хань, так и к периоду Троецарствия. Вместе с Чжан Чжи 張芝 и мастерами IV в. Ван Си-чжи 王羲之 и Ван Сянь-чжи 王獻之китайские авторы считают Чжун Ю одним из «четырех корифеев» (сы сянь 四賢), стоявших у истоков авторской традиции в каллиграфии. Чжун Ю принадлежал к аристократическому роду и занимал высокие посты при вэйском дворе, самым активным образом участвуя в бурных политических событиях того времени. Его учителем в каллиграфии считается Лю Дэ-шэн 劉德升 (II в.). Чжун Ю называют «родоначальником уставного письма» (чжэншу чжи цзу 正書之祖). При этом он был равно выдающимся мастером почерков лишу и синшу. Его творческие достижения стали результатом необычайно упорного труда. Согласно преданию, этап обучения каллиграфа занял три десятилетия. С особым тщанием он штудировал произведения Цай Юна 蔡邕. Чжун Ю приписывают авторство трех служебных записок, написанных уставом и сохранившихся в копиях. Согласно традиции, копии были сделаны в IV в. самим прославленным мастером следующей эпохи Ван Си-чжи. В наши дни эти произведения известны по оттискам, включенным в фундаментальную каллиграфическую антологию XVIII в. Сань си тан фа те 三希堂法帖 (Собрание прописей из «Зала трех раритетов» императора Цянь-луна). Хотя атрибуция трех памятников небесспорна, они являются наиболее ранними образцами устава периода Троецарствия. Их копировали поколение за поколением каллиграфы разных династий. В творчестве Чжун Ю новации ханьских корифеев обрели завершенность, открывавшую перед традицией новые перспективы развития. Стиль Чжун Ю, соединявший в себе строгую норму с вдохновенной спонтанностью, предварил поиск индивидуальной выразительности каллиграфической пластики следующей эпохи династии Цзинь. Его новации, связанные с совершенствованием устава, были поняты и восприняты ведущими мастерами IV в. Композиции иероглифов Чжун Ю отличала абсолютная естественность, его знаки «походили на парящие в небесах облака и лебедей, на стаю гусей, резвящихся на море».
 
Оригинал Сюань-ши бяо 宣示表 находился в собственности дяди Ван Си-чжи известного каллиграфа Ван Дао 王導 (276–339), который подарил этот шедевр племяннику, заметив в нем неординарные способности. Юный Ван Си-чжи неоднократно копировал это произведение Чжун Ю, выполненное почерком мелкоформатного устава. Поколение спустя оригинал Сюань-ши бяо был положен в погребение одного из наследников Ван Си-чжи, так что при династии Тан его изучали только по копиям Ван Си-чжи. Стиль Чжун Ю отличал выразительный баланс силы и невесомости пластики черт, что соответствовало собственным творческим исканиям Ван Си-чжи. Даже с учетом копийного характера имеющегося воспроизведения памятника очевидны его высокий художественный уровень и то огромное влияние, которое стиль Чжун Ю оказал на творчество мастеров Южных династий IV–VI вв. В уставе Чжун Ю горизонтали перестали прогибаться волной, в чем выражалась преемственность с протоуставом ли-шу. Соотношение внутреннего и внешнего пространства знаков стало сбалансированным и равноправным.
 
Произведение Хэ Цзе бяо 贺捷表 219 г. оценивается как наиболее показательное для стиля Чжун Ю. В удлиненных формах горизонталей и откидных черт еще ощущается связь с почерком ли-шу. Расстановка столбцов просторная, в расположении знаков отсутствует однообразие. Композиция знаков естественная, несмотря на общую регулярность. Пластика движения кисти разнообразна: есть то ускорение, то замедление, а в остановках ощущается внутренняя динамика. Существует большое число ксилографических версий памятника периода династий Сун и Мин, но их качество значительно уступает оттиску Сюань-ши бяо. Оригинал Чжи Цзи-чжэнь бяо 廌季真表 при династии Тан хранился в Императорском собрании. До наших дней памятник, по всей вероятности, дошел в реплике мастеров династии Тан, которая перегравировывалась при династиях Юань и Мин.
 
Чжун Ю написал тракт «Рассуждения об энергопотоках кисти» (Би ши лунь 笔勢論), из которого не сохранились даже фрагменты. Сохранилась небольшая подборка высказываний Чжун Юя «Методы работы кистью» (Юн би фа 用笔法).
 
Источники:
Хань Вэй Лючао шухуа лунь (Антология сочинений по каллиграфии и живописи периода династий Хань, Вэй, Лючао) / Под ред. Пань Юнь-гао. 2-е изд. Чанша, 2004.
 
Литература:
Белозёрова В. Г. Искусство китайской каллиграфии. М., 2007; Чжу Жэнь-фу. Чжунго гудай шуфа ши (История китайской каллиграфии). Пекин, 1992; Шэнь Инь-мо. Лунь шу цун гао (Сборник статей о каллиграфии) /Сост. Ма Го-цюань. Сянган, 1981; Завадская Е.В. Мудрое вдохновение Ми Фу. М., 1983.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. М.Л. Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. — М.: Вост. лит., 2006–. Т. 6 (дополнительный). Искусство / ред. М.Л. Титаренко и др. — 2010. — 1031 с. С. 837.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ
Дух даосизма и гуманитарная (жэнь-вэнь) этика



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.