Синология.Ру

Тематический раздел


Чжу Сы-бэнь

Чжу Бэнь-чу, Чжу Чжэнь-и. Ок. 1273, Линьчуань (совр. Фучжоу пров. Цзянси), – 1337. Знаменитый картограф и даос. священнослужитель. Приобщился к даосизму в обители на «счастливой земле» (фу ди) у священной горы с двумя пиками Лунхушань (Дракона и Тигрицы; уезд Гуйси пров. Цзянси), где официальный находился центр течения «небесных наставников» (тянь ши) чжэнъи-дао («путь правильного/истинного единства»). Прибыл в столицу (Пекин), сопровождая У Цюань-цзе 吴全节 (1269-1346), встречавшегося с основателем дин. Юань Хубилаем, одного из патриархов «таинственного учения» (сюань-цзяо), разновидности «школы Лунху» (лунху-цзун) в чжэнъи-дао. По высочайшему указу отправившись в паломничество по знаменитым горам и великим рекам, «объездил всю Поднебесную» и запечатлел увиденное на картах. Наследуя Чжан Хэну и Пэй Сю, развил трад. картографию на основе большой массы новой географической информации, принесенной монг. объединением Азии, и сведений, полученных в эпохи Тан и Сун. При проверке карт предшественников нашел много ошибок, на исправление которых потребовалось ок. 10 лет. В 1311–1320, используя старые карты, лит. источники и данные собств. путешествия, подготовил с должным масштабом сетки и специальными символами огромную, более чем двухметровую (7 чи) в длину и ширину карту Китая «Юй ди ту» («Изображение земли [под небесным] сводом») из 2 цзюаней (возможно, в силу величины из двух половин). Чжу Сы-бэнь был осторожен в картографировании отдаленных и малоизученных областей, даже исключил из него страны юго-востока региона Юж. морей и северо-запада Монголии, поскольку сам не мог посетить и изучить их, а «те, кто сообщают что-то о них, не говорят ничего определенного, а если и говорят, то им нельзя доверять». Его карта ок. двух столетий существовала только в рукописи или копиях, но в 1541 была пересмотрена Ло Хун-сянем (1504–1564), а затем ок. 1555 напечатана им в виде атласа «Гуан юй ту» («Расширенное Изображение [земли под небесным] сводом»). Ло Хун-сянь, признав карту Чжу Сы-бэня неудобной в использовании, разделил ее на отд. л., что легко позволяла сделать координатная сетка. В новом вар. кроме 2 л. общ. карты имелось 40 осн. детализированных (16 л. разл. внутр. обл., 16 л., описывающих пограничные р-ны, 3 л., картографирующих Желтую реку, 3 – Великий канал, 2 – морские маршруты) и 68 дополнительных детализированных карт, посвященных Корее, Аннаму, Монголии, Центр. Азии и др. регионам. Масштаб был обычно 100 ли [6] для деления, но в отд. случаях (напр., пограничные р-ны и речные долины) больше. На одном из л., озаглав¬ленном «Си нань хай и ту» («Изображение варварских [земель] Юго-зап. морей»), показана юж. оконечность Африки, направленная на юг, что Чжу Сы-бэнь изображал уже в 1315. Однако на европ. и араб. картах XIV в. оконечность Африки направлена на восток, и только в сер. XV в. эта ошибка была устранена.
 
Завершив работу над картой, в 1321 Чжу Сы-бэнь возглавил древний даоский храм Десятитысячелетнего долголетия на Нефритовой высоте (Юй лун вань шоу гун ). Его литературное наследие, включая географические эссе, представлено в «Чжэнь-и чжай 贞一斋 ши вэнь гао 稿» («Предварительное собрание стихов и прозы из кабинета Чжэнь-и»).
 
Источники:
Гу цзинь ту шу цзи чэн (Полное собр. древних и совр. изображений и писаний). Шанхай, 1934; Чжунго лиши диту цзи (Собр. ист. карт Китая) / Сост. Тань Ци-сян и др. Кн. 1–8. Шанхай, 1985; Цзяньмин Чжунго лиши диту цзи (Сжатое собр. ист. карт Китая) / Сост. Тань Ци-сян и др. Пекин, 1996.
 
Литература:
Ван Чэн-цзу. Чжунго дили-сюэ ши (сянь Цинь чжи Мин Дай) (История кит. географической науки (от доциньских [времен] до эпохи Мин). Пекин, 1988, с. 86-87; Ван Юн. Чжунго дили-сюэ ши (История кит. географической науки). Чанша, 1938; Найто Торадзиро. Дили-сюэцзя Чжу Сы-бэнь (Географ Чжу Сы-бэнь) / Пер. Ху Хань // Голи Бэйпин тушугуань гуанькань (Бюллетень Государственной Пекинской б-ки). Пекин, 1932, март–апр.; Чжай Чжун-и. Чжунго гудай дили-сюэцзя цзи люйсин-цзя (Др.-кит. географы и путешественники). Цзинань, 1964; Fuchs W. Die Ausgaben des Ming-Atlasses Kyang-yü-t`u // Ман-Сэн ши ронсю (Сб. работ по истории Маньчжурии и Кореи). Сеул, 1934; Needham J. Science and Civilisation in China. Vol. IV, pt. 3. Cambridge, 1971.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. М.Л. Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. — М. : Вост. лит., 2006–. Т. 5. Наука, техническая и военная мысль, здравоохранение и образование / ред. М.Л. Титаренко и др. — 2009. — 1055 с. С. 946.

Авторы: ,
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ
Дух даосизма и гуманитарная (жэнь-вэнь) этика



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.