Синология.Ру

Тематический раздел


Чжао му

昭穆 система ориентации погребений, расположения погребальной утвари и порядка проведения погребальной и поминальной обрядности. Считается, что она начала складываться в рамках гос. религии и царской погребальной обрядности в период Зап. (Раннего) Чжоу (XII/XI–VIII вв. до н.э.) и получила назв. от посмертных титулов 4-го и 5-го царей чжоуской дин.: Чжао-вана (ок. 966 — 947 до н.э.) и Му-вана (947–927 до н.э.). В ее основании лежат семиотические правила царской резиденции и порядок расположения поминальных табличек в храме царских предков (цзун мяо). Резиденция представляла собой архитектурный ансамбль, объединявший дворец и храм. Он занимал прямоугольную в плане площадь и структурировался строго по оси юг--север, на к-рой и располагались все составляющие его строения. За гл. воротами резиденции (Нань-мэнь, «Южные врата») располагался двор (Да-цзянь, «Великое строение»), в сев. части к-рого и находился храм предков (Чжоу-мяо, «Святилище предков [дома] Чжоу»). Дворец (Да-ши, «Великие покои») находился к сев. от святилища. К нему вел проход с двумя воротами (Эр-мэнь, «Вторые врата», и Сань-мэнь, «Третьи врата»), выводившие еще в один двор (Чжун-цзянь, «Срединное строение»).
 
Чжоу-мяо исходно представлял собой либо семь отд. святилищ, либо единый храм с семью алтарями. В любом случае они располагались по единой схеме. В центре помещался алтарь (здание), ориентированный строго на юг и посвященный предку-основателю правящего семейства. Слева от него (т.е. к востоку) располагались три алтаря, посвященные предкам по линии чжао (отцовской): принадлежащим ко второму, четвертому и шестому поколениям. Справа (к западу) — три алтаря предков линии му [5] (сыновней): в третьем, пятом и седьмом поколениях (т.е. отец, дед и прадед). Семейные храмы удельных князей имели такую же семиотич. композицию, но в них допускалось только пять поминальных святилищ или алтарей.
 
При Вост. Чжоу (VIII–III вв. до н.э.) система чжао му превратилась в религ.-обрядовую универсалию, служившую воплощением идейно-этич. принципов сяо ди/сяо ти — «сыновней почтительности и почитания старшего брата». Принцип сяо [1] служил теоретич. обоснованием культа предков, ди [3] стал в фундаментом системы ранговых различий. Правила чжао му четко зафиксированы в трактате «Ван чжи» («Уложение царя», см. Ван чжи), входящем в состав (гл. 5) «Ли цзи» («Книга ритуалов») — одного из конф. канонич. сочинений: «У сына Неба семь храмов предков, три — по отцовской линии чжао, три — по сыновней линии му [5]. Вместе с храмом великого предка (основателя рода) получается семь».
 
Схема чжао му стала распространяться не только на поминальные святилища, включая расположение табличек с именами предков (чжу [1]), и порядок проведения поминальных обрядов (цзан ли), но и на сами погребения, в первую очередь царские усыпальницы (лин цинь).
 
Окончательное оформление система чжао му получила во время правления Зап. (Ранней) Хань (206 до н.э. — 8 н.э.) При первых монархах Хань предпринимались попытки создания собств. религ.-обрядового варианта, в к-ром были задействованы и культ предков, и многие др. древние верования. Одним из результатов этих поисков стало создание масштабного ритуального комплекса, в к-рый были включены столица (г. Чанъань), имп. усыпальницы и святилища (лин цинь). В честь усопших монархов воздвигались не только погребальные ансамбли, но и поминальные святилища и кумирни во мн. городах империи. Через полтора века это привело к возникновению огромного числа ритуальных сооружений, находившихся к тому же в разных р-нах страны (см. Хань У-ди). Для поддержания самих зданий в рабочем состоянии и проведения в них поминальных служб требовалось все больше средств.
 
Остро встала потребность унифицировать гос. ритуальную деятельность как в идейном (разработка единых религ.-обрядовых норм), так и финансовом (сокращение затрат на нее) аспекте. Дискуссии по проблемам религ.-ритуального характера несколько раз состоялись при дворах императоров Юань-ди (48–33 до н.э.) и Чэн-ди (33–7 до н.э.). В них активно обсуждались вопросы о мерах по уходу за усыпальницами имп. предков и о целесообразности проводить посвященные им поминальные службы в местных святилищах и кумирнях. В этих дискуссиях принимали участие мн. видные сановники и ученые конца Хань, в т.ч. Гун Юй (124–44 до н.э.), Вэй Сюань-чэн (I в. до н.э.) и Куан Хэн. Наиболее внятное отражение эти дискуссии нашли в жизнеописании Вэй Сюань-чэна у Бань Гу (32–92) в «Хань шу» («Книга [об эпохе] Хань», цз. 73; обе ст. см. в т. 1).
 
В результате система чжао му была воссоздана, став моделью для имперской погребальной обрядности послед. историч. эпох. Ее суть сводилась к поддержанию должного числа святилищ исходя из родословной клана. В святилищах в честь основателя правящей дин. и тех государей, кому были дарованы посмертные титулы цзу («основатель династии») и цзун [1] («самый почитаемый правитель»), продолжались регулярные службы (при Хань титул цзу мог включаться не только в титул основателя династии, а цзун [1] не обязательно входил в титулы императоров). Храмы и погребальные сооружения всех др. монархов и членов августейшего семейства по прошествии неск. поколений перестраивались и посвящались недавно умершим. Т.о., общее число святилищ (семь для августейшего семейства) оставалось неизменным. При разрушении святилища (или алтаря) определенного предка табличка с его именем помещалась в храм основателя рода. Аналогичные нормативы, вновь опиравшиеся на правила чжао му, сформулированные в «Ли цзи», регламентировали число поминальных сооружений и церемониальной утвари других слоев населения: «У князей (чжу хоу) [должно] быть пять храмов предков: два по отцовской линии чжао и два по сыновней линии му [5]. Вместе с храмом великого предка получается пять. У владетельных особ (да фу) — три храма предка. Один по отцовской линии чжао, один по сыновней линии му[5]. Вместе с храмом великого предка получается три. У служивых (ши [3]) один храм предков. Простолюдины приносят жертвы [своим предкам] в склепе». В ханьском об-ве чжу хоу соответствовали носители пяти аристократич. титулов, да фу — лица, имевшие вельможный титул, ши [3] — чиновники.
 
Системе чжао му подчинялись литургич. церемонии, посвященные не только непосредственно предкам, но и др. персонажам — собственно божествам (в соответствии с их титулами, см. Представления о верховной власти и правителе) и обожествленным историч. лицам. Ярким примером этого служит культ Конфуция (см. Кун сы, Кун-мяо). Т.о., система чжао му позволяет говорить об удивительной устойчивости древних ритуальных традиций и их рудиментов в гос. религии имперского Китая.
 
Источники:
Ли цзи (Книга ритуалов) // Сы бу бэй яо. Т. 17. Шанхай, 1937; Хань шу (Книга [об эпохе] Хань). Цз. 73 / Сост. Бань Гу // Эр ши у ши (25 династийных историй). Т. 1. Шанхай, 1988.
 
Литература:
Bilsky L.S. The State Religion of Ancient China. Taipei, 1975, p. 35–36; Dobson B. Early Archaic Chinese. Toronto, 1962, p. 230–234; Loewe M. The Imperial Tombs of the Former Han Dynasty and their Shrines // id. Divination, Mythology and Monarchy in Han China. Cambridge, 1994.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 717-719.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ
Дух даосизма и гуманитарная (жэнь-вэнь) этика



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.