Синология.Ру

Тематический раздел


Чжан Цянь

Чжан Цзы-вэнь, Бо-ван-хоу (маркиз Широкого кругозора / Подающий большие надежды). Уроженец Чэнгу обл. Ханьчжун (совр. Чэнгу пров. Шэньси), ум. 114/113 до н.э. Первый кит. землепроходец, «пробивший дыру» (цзо кун 凿空) и «открывший путь в иноземные страны» (кай вай го дао), высокопоставленный сановник, военный, дипломат, и путешественник, описанный Сыма Цянем в «Ши цзи» («Исторические записки», цз. 20, 59, 109-111, 123) и Бань Гу в «Хань шу» (цз. 61). В 139/138 до н.э. имп. Хань У-ди (правл. 141-87; см. Лю Чэ) снарядил посольство для заключения союза с оттесненным на запад тюркским племенем юэчжи (да-юэчжи – «большие юэчжи») против нападавших с северо-запада сюнну (гуннов), в 167-165 до н.э. разгромивших юэчжи и сделавших из головы их правителя чашу. Чжан Цянь вызвался его возглавить, чтобы получить чин начальника внешней караульной службы дворцовой охраны (лан), и вместе с рабом из «северных варваров» (ху, т.е. сюнну или юэчжи), возможно переводчиком, Гань-фу 甘父 и свитой в сто с лишним человек отбыл в «западный край» (си юй ). Предприятие, по-видимому, также предполагало разведку, установление торговых связей и даже поиск западного рая как источника бессмертия (сянь [1]; см. также Сянь-сюэ), к которому стремился мистически настроенный Хань У-ди. Чжан Цянь начал путешествие из г. Лунси (севернее совр. г. Ланьчжоу пров. Ганьсу) и попал в плен к сюнну, где находился ок. 10 лет, женился на «северной варварке» (ху) и завел детей. Под давлением ханьских войск, одержавших в 127 до н.э. решительную победу и захвативших исконные земли сюнну, те кочевали на запад и пользовавшийся большой свободой Чжан Цянь сбежал с женой и спутниками. Через «неск. десятков дней» прибыл в Давань (Фергана), где узнал, что юэчжи находятся еще дальше на юго-западе, в 133-129 до н.э. расположившись на землях Дася (Бактрия) южнее р. Гуйшуй (Амударья или, согласно Л.А. Боровковой, Сырдарья), население которого превышало миллион человек. Сначала был отправлен правителем Давани на север к племени канцзюй, затем добрался до юэчжи и, пробыв у них более года, убедился в их нежелании возвращаться на восток и воевать. На обратном пути через «южные горы» и земли цянов (тангутов) второй раз попал в плен к сюнну, но, через год, воспользовавшись смертью их правителя (шаньюй) и смутой, вновь бежал с женой и Гань-фу. По возвращении в 126 до н.э из 13-летнего путешествия в столицу Чанъань (совр. Сиань) удостоился чина старшего дворцового советника (тай-чжун да-фу 太中大夫) и описал увиденное в докладе императору («Ши цзи», цз. 123), призвав распространить кит. влияние на 10000 ли в пределах «четырех морей». В частности, сообщил о личном посещении четырех государств (Давань, Большое Юэчжи, Дася и Канцзюй) и получении сведений о других - ближних и дальних (Усунь, Ганьми/Ханьми/Юйми – Керия, Юйтянь – Хотан, Лигань – Рим, Яньцай - Сутэ, Лоулань – Чарклык, Гуши и др.), об обнаружении там кит. товаров (бамбуковых посохов и холстов), вывезенных из юго-зап. р-нов (совр. пров. Сычуань) через Шэньду (Индия), где «сражаются сидя на слонах». Рассказал, что в лежащей от Хань за 10000 ли Давани до 70 городов и много хороших лошадей, в т.ч. особо интересовавших императора (возможно, для сверхъестественных странствий) «небесных скакунов» (тянь ма) с «кровавым потом» (хань сюэ); в Аньси (Парфия), где сотни городов, делают серебряные монеты с лицом действующего правителя и «пишут на коже/пергаменте горизонтальными строками (пан син 旁行)», а в Тяньчжи (Малая Азия) процветает магия (хуань ) и, по слухам, находятся атрибуты загробного мира - его богиня, обладательница эликсира бессмертия Владычица Запада (Си-ван-му) и река Ослабляющей/мертвой воды (Жошуй). По итогам этих донесений Хань У-ди отправил за границу четыре группы посланников-шпионов, которые, однако, через одну-две тыс. ли были остановлены туземцами.
 
Затем шесть лет старшим командиром (сяо-вэй 校尉) Чжан Цянь воевал против сюнну. 14.5.123 до н.э. получил титул Бо-ван-хоу 博望, а на следующий год стал одним из «девяти министров» (цзю цин 九卿) – начальником охраны имп. дворца (вэй вэй 卫尉). В 121 до н.э., опоздав к сражению, заслужил отсечение головы, но откупился и превратился в простолюдина. К 119 до н.э. в результате победы империи Хань над сюнну в 15-летней войне освободился проход на запад. Поэтому за доклад о междоусобной борьбе сюнну с усунями Чжан Цянь был снова призван ко двору, удостоен чина дворцового стража (чжун-лан-цзян 中郎将) и с тремя сотнями воинов, шестью сотнями лошадей, десятками тысяч коров и овец, несметным количеством золота и шелка отправлен послом в страну кочевников Усунь, образовавшуюся в 161-160 до н.э. в долине р. Или. В 117 до н.э. встретил там хороший прием, но, не добившись договора о союзе против сюнну, стал рассылать гонцов в Давань, Канцзюй, Большое Юэчжи, Дася, Аньси, Шэньду и др. соседние гос-ва. Возвращаясь на родину с посольством Усуни, продолжил поиск пути к бессмертию, пытался найти волшебную гору Куньлунь и пробрался к истокам Хуанхэ в Юйтяни (Хотан) на юге от Яньцзэ (Соленое озеро – Лобнор). В 115 до н.э. прибыл в Китай, назначен «великим дипломатом» (да син 大行) и причислен к «девяти министрам». В 114 до н.э. по имп. указу расследовал недостойное поведение Чаншаньского удельного князя Бо-вана , на что тот ответил физическим насилием. Чжан Цянь был сильным человеком, внушал доверие (синь [2]) и вызывал любовь «варваров» (мань и). Пройдя горным Коридором Хэси (Хэси-цзоулан, пров. Ганьсу) и южными склонами Тянь-Шаня, достигнув Алтая и Сырдарьи, он способствовал привозу в Китай ранее не известной фауны и флоры (страусиных яиц, винограда, люцерны), расширению и уточнению географических представлений, в частности, выяснению, что к западу от Алтая реки текут на запад и развенчанию основанной на «древних картах и книгах» (гу ту шу), официально утвержденной Хань У-ди веры в проистекание Хуанхэ с Куньлуня. Его путешествия и посольские миссии привели к установлению регулярных, в т.ч. дипломатических (до десяти посольств в год), связей с «западным краем» и проторению Великого Шелкового пути в Среднюю Азию и Европу, открыв новую эру в отношениях Китая с окружающим миром. В русской синологии достижения Чжан Цяня (Чжан Кяня) впервые представил Н.Я. Бичурин, опубликовавший в 1851 перевод цз. 123 «Ши цзи» с его биографией («Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена», ч. 3, отд. 1), а наиболее полно исследовала Л.А. Боровкова (2001).
 
Источники:
Хань шу (Кн. [об эпохе] Хань). Пекин, 1983, кн. 9, цз. 61, с. 2687–2698; Ши цзи (Ист. записки). Шанхай, 2006, цз. 59, 109-111, 123, с. 420, 423, 686-714, 780–789; Бичурин Н.Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. Т. 2. М., Л., 1950, с. 147-191; Кюнер Н.В. Китайские известия о народах Южной Сибири, Центр. Азии и Дальнего Востока. М., 1961; Сыма Цянь. Исторические записки (Ши цзи). Т. 3 / Пер. Р.В. Вяткина. М., 1984, с. 656-657; он же. Исторические записки (Ши цзи). Т. 8 / Пер. Р.В. Вяткина, А.М. Карапетьянца. М., 2002, с. 317, 344-345; он же. Ши цзи (Историческиезаписки). Избранное / Пер. Р.В. Вяткина. Т. 2. М., 2006, с. 472-473; Hirt F. The Story of Chang K'ien, China Pioneer in Western Asia // JAOS. 1917. Vol. 37; The History of the Former Han Dynasty of Pan Ku / Tr. by H. Dubs. Vol. 2. Baltimore, 1944.
 
Литература:
Боровкова Л.А. Запад Центральной Азии во II в. до н.э. – VII в. н.э. М., 1989, с. 18-25; она же. Царства «западного края» во II – I веках до н.э. М., 2001, с. 90-123, указ.; Ван Чэн-цзу. Чжунго дилисюэ ши (История китайской географии). Пекин, 1988, с. 44-45; Кувахара. Тё Кэн-но энсэй (Дальний поход Чжан Цяня) // Дзоку ситэки кэнкю. 1916, февр.; Лю Хоу-шэн. Чжан Цянь чжуань цзи (Записки о жизнеописании Чжан Цяня). Шанхай, 1958; Фан Хао. Чжун-си цзяотун ши (История взаимосвязей Китая с Западом). Т. 1. Тайбэй, 1974; Хуан Бао-ши. Чжунго лидай синжэнь као (Исследование о путешественниках в истории Китая). Тайбэй, 1955, с. 159-161; Ян Цзянь-синь. Чжан Цянь тун си юй (Проникновение Чжан Цяня в западный край) // Синьцзян дасюэ сюэбао. Шэ кэ (Вестник Синьцзянского университета. Общественные науки). 1981, № 1; Зайчиков В.Т. Путешественники древнего Китая и географические исследования в Китайской Народной Республике. М., 1955; Chang Ch’un-shu. Military Aspects of Han Wu-ti’s Nortern and Northwestern Campaigns // HJAS. 1966. Vol. 26; Herrmann A. An Historical Atlas of China. Chicago, 1966, р. 10-11.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. М.Л. Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. — М. : Вост. лит., 2006–. Т. 5. Наука, техническая и военная мысль, здравоохранение и образование / ред. М.Л. Титаренко и др. — 2009. — 1055 с. С. 934-936.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Император и его армия
Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.