Синология.Ру

Тематический раздел


Чжан Цзэ-дуань

張擇端, Чжан Чжэн-дао 張正道. 1085?, область Дунъу 東武 (совр. уезд Чжучэн 諸城, пров. Шаньдун). Художник, один из ведущих мастеров бытового жанра эпохи Северная Сун (Бэй Сун 北宋, 960-1127).
 
О жизни Чжан Цзэ-дуаня известно лишь, что он в юности приехал в столицу (г. Бяньлян 卞梁, на месте совр. г. Кайфэн, пров. Хэнань), получил профессиональное живописное образование и в годы правления императора Хуй-цзуна 徽宗 (Чжао Цзи, 1100-1025) был принят в штат Академии живописи (Хуа-юань  畫院). Как сложилась судьба Чжан Цзэ-дуаня после гибели империи Северная Сун (1127 г.), точно не известно, хотя в старых китайских сочинениях и современной научной литературе существует версия, что он благополучно добрался до столицы новой империи (Южная Сун, Нань Сун 南宋, 1127-1279) – г. Линьаня 臨安 (на месте совр. г. Ханчжоу, пров. Чжэцзян), вновь стал художником-академистом и (ориентировочно к 1140-м гг.) дослужился до высокого поста дай-чжао  待詔 («ожидающий императорских указаний»). Тем не менее, жизнь и творчество этого художника традиционно соотносятся с эпохой Северная Сун. В каталогах дворцовых собраний династий Мин (1368-1644) и Цин (1644-1911) называется несколько его утраченных впоследствии картин - судя по названиям - пейзажей, например, «Весна в горах», «Гора Уи», «Тайчжэн в весеннем купании». В историю китайского искусства Чжан Цзэ-дуань вошел благодаря единственному произведению - «Цинмин шан хэ ту» 清明上河 («[Праздник] Цинмин на реке»), сохранившемуся в нескольких копиях, из которых наиболее близким к оригиналу признается свиток (24,8х528 см, шелк, тушь) из пекинского Музея Гугун. Эта картина посвящена весеннему Празднику Чистого света (Цинмин 清明), справлявшемуся в один из дней с 4-го по 6-е апреля, когда было принято поминать предков и приводить в порядок семейные могилы. На ней изображено празднование Цинмин в столице империи Северная Сун, расположенной на берегах реки Бяньхэ卞河, поэтому отечественные искусствоведы нередко интерпретируют название «Цинмин шан хэ ту» как «День поминовение предков на реке Бяньхэ».
 
Свиток начинается с показа пейзажей в предместьях столицы, отмеченных признаками наступающей весны. По мере приближения живописного повествования к центру города, художественное пространство все более насыщается изображениями людей и построек: воспроизводятся городские стены, ворота, башни, кварталы, пересеченные улицами, улочками и переулками, застроенные всевозможными зданиями, и мостами через реку, которые служат местом действия множества разворачивающихся на глазах  зрителя сценок праздничной столичной жизни. Толпы нарядно одетых горожан растекаются по улицам; бродячие торговцы снуют среди прохожих; покупатели толкутся в лавке; караван верблюдов невозмутимо шествует по главной улице; лодки, плывущие по реке, заполнены любителями речного катания; зеваки, рассматривают их, теснясь на мосту. Всего на свитке изображено более 550 человек, около 55 животных, свыше 20 лодок и 20 паланкинов и телег. Для каждого типа изображений художник находит особую живописную и графическую характеристику: в архитектурных элементах и телегах преобладают ровные, прямые линии, фигуры людей и животных исполнены тонкими, извилистыми мазками. Художественная целостность свитка обеспечивается единством темы, которому подчинены все сюжетные линии полотна, а также общностью настроения и стилистической манеры живописца.
 
Значимость картины Чжан Цзэ-дуаня в истории китайской живописи определяется не только ее высочайшими художественными достоинствами, но и тем, что с ней связана важная веха в эволюции отдельного тематического направления, называемого в современном искусствоведении «архитектурным стилем» - цзяньчжу-хуа  建築畫 («живопись/изображения строений»). Установлено, что его истоки восходят к древнему декоративно-прикладному искусству, (мастера которого иногда вводили изображения построек в декор своих изделий) и к монументальной живописи (рисунки строений часто фигурировали в погребальных и, возможно, дворцовых стенописях). Целостные композиции на основе архитектурного пейзажа начали создаваться, видимо, не позднее эпохи Тан (816-906), в буддийской монументальной живописи, о чем свидетельствуют росписи пещерного монастыря Могао 莫高 (Дуньхуан 敦煌), в которых наряду с небесными дворцовыми ансамблями - обителями буддийских божеств и праведников, воспроизводятся и обычные городские виды. В светской станковой живописи «архитектурный стиль» стал складываться во второй половине X – начале XI вв. Впервые он выделен в качестве самостоятельной жанровой разновидности (пинь ), под термином у-му 屋木 («жилища»), в жанровой классификации, предложенной в трактате Лю Дао-чуня 劉道醇 (X-XI вв.) «Сун-чао мин-хуа пин» 宋朝名畫評 («Оценки прославленных живописцев династии Сун»), созданном в конце Х в. Основоположником «архитектурного стиля» литературные источники называют художника Го Чжун-шу 郭忠恕 (?-977), рассказывая о написанных им картинах с постройками среди деревьев. Единственным материальным свидетельством творчества этого мастера является свиток «Сюэ цзи цзян син ту» 雪霽江行圖 («На реке после прекращения снегопада», 74,1х69,8 см, шелк, тушь. Национальный дворцовый музей, г. Тайбэй). Свиток изображает два плывущих по реке корабля с тонко выписанными величественными надпалубными строениями. Подобные рисунки кораблей, строящихся на верфи в предместье столицы, присутствуют и в картине Чжан Цзэ-дуаня. В северо-сунской академической живописи утвердился панорамный вариант «архитектурного стиля», зачинателем которого и предшественником Чжан Цзэ-дуаня считается художник-академист Янь Вэнь-гуй 燕文貴 (967?-1044), автор утраченного позднее архитектурного пейзажа «Ци си е ши ту» 七夕夜市圖 («Городской рынок в ночь [Праздника] Седьмого дня»).
 
В южно-сунской живописи дополнительно выделилось несколько других вариантов «архитектурного стиля», включавших композиции с божественными чертогами, например, свиток Чжао Бо-цзюя 趙伯駒 (1120-1182) «Сянь шань лоу гэ ту» 仙山樓閣圖 («Башни и палаты в горах бессмертных»), а также изображения единичных строений - дворцов, павильонов, беседок, башен, которые исполнялись в небольших форматах (чаще всего, альбомных листах) и могли содержать черты пейзажа и бытовой живописи. Таковы картины строений на фоне озерного или горного ландшафта, показательным примером которых выступает альбомный лист Ли Суна 李嵩 (XII в.) «Юэ е кань чао» 月夜看潮 («Лунной ночью взирая на озеро», 27,4х43,1 см, шелк, тушь краски. Национальный дворцовый музей, г. Тайбэй),  и изображения жилищ, оживленные бытовыми сценами, чаще всего, с участием женщин - т.н. красавиц (ши-нюй  仕女).
 
Все указанные варианты «архитектурного стиля» продолжили существование в китайском изобразительном искусстве последующих исторических эпох
 
Литература:
Виноградова Н. А. Искусство Китая, Альбом. М., 1988; Кравцова М.Е. История искусства Китая. СПб, 2004; Пострелова Т. А. Академия живописи в Китае в X - ХШ вв. М., 1976; Сун жэнь хуа-цэ (Альбомные листы сунских художников) // Сост. Чжэнь Чжэн-до и др. Пекин, 1957; Фу Си-нянь. Чжунго гудай дэ цзяньчжу-хуа (Древнекитайский «архитектурный стиль») // Вэньу («Культурное наследие», ж. г. Пекин). 1998, №3; Чжуан Цзя-и, Не Чун-чжэн. Чжунго хуйхуа (Китайская живопись). Пекин, 2000; Чжунго и хай (Море китайского искусства). Шанхай, 1994; Чжунго лидай хуйхуа. Гугун боугуань цзан хуацзи (Китайская живопись различных исторических эпох. Коллекция живописных произведений из собрания музея Гугун). Т.3. Пекин, 1982; Чжунго мэйшу да цыдянь (Энциклопедический словарь искусства Китая) / Под ред. Шэнь Жоу-цзяня, Шао Ло-яна. Шанхай, 2002; Чжунго мэйшу цюань цзи. Хуйхуа бянь (Энциклопедия китайского искусства. Живопись). Т. 3. Пекин, 1986; Чжунго хуйхуа цюаньцзи (Полное собрание произведений китайской живописи). Т.1. Ханчжоу. 1997; Lachman Ch. (tr.) Evaluations of Sung Dynasty Painters of Renown: Liu Tao-ch’un’s Sung-ch’ao ming-hua p’ing Translated with an Introduction by Charles Lachman. Leiden-N.Y., 1989; Paintings in Chinese Museums // Arts of China. Vol. 3. Tokyo, 1970; Siren O. Chinese Painting. Leading Masters and Principles. Vol. 1-3. L., 1958.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. М.Л. Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. — М.: Вост. лит., 2006–. Т. 6 (дополнительный). Искусство / ред. М.Л. Титаренко и др. — 2010. — 1031 с. С. 816-817.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ
Дух даосизма и гуманитарная (жэнь-вэнь) этика



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.