Синология.Ру

Тематический раздел


Чжан Хэн: жизненный путь и вклад в человеческую цивилизацию


Чжан Хэн 張衡 (78–139) – один из интереснейших людей Китая эпохи династии Восточная Хань, выдающийся астроном, литератор и философ, один из самых знаменитых учёных древнего Китая, имя которого без преувеличения известно каждому китайскому школьнику; нет недостатка в научно-популярных книгах, посвящённых его жизни и изобретениям (см., напр., [12]), и даже исторических романах о нём [14]. Однако, как часто случается, известия источников о Чжан Хэне чрезвычайно скупы, и серьёзных исследований о нём крайне мало [15; 16]. Публикации на русском языке, посвящённые этому учёному, исчерпываются небольшой статьёй директора Цзыцзиньшаньской обсерватории Чжан Юй-чжэ [11], а также несколькими энциклопедическими  статьями [6; 5; 7; 4]. Переведены некоторые фрагменты его философских трудов [3, с. 325–334] и небольшая часть поэтического наследия [1, с. 204–206; 2, с. 183–193; 8; 9; 10].
 
Источников, рассказывающих о его жизни, также весьма немного – это эпитафия, составленная его другом, поэтом Цуй Юанем 崔瑗 (78–143) и биография в Хоу-Хань шу [17, цз. 89. с. 969–973].
 
В его биографии довольно сухо очерчен его жизненный путь: «Чжан Хэн, по имени Пин-цзы 平子, уроженец Сиао 西鄂 в уезде Наньян 南陽[1]. Из знатного рода[2]. Его отец Кань был тайшоу 太守 в округе Шу [3]. Хэн [уже] в малом  возрасте был весьма прилежен в науках, поэтому отправился в столицу. Приехав в столицу, он учился в Тайсюэ 太學, где проник [в смысл] пяти канонов и шести искусств[4]. Хотя он был чрезвычайно талантлив для своей эпохи, не гордым, чистым и благородным, с холодным обликом, скромный – плохо сходился с людьми. Вот таких обычаев человек. В середине [периода] Юн-юань 永元[5] выдвигать почтительных к старшим (сяо ) и честных считалось невозможным. Правители и чиновничество не сообразуясь с [велениями] времени служили Поднебесной. Изо дня в день, в течение долгого времени, начиная с ванов и хоу (высшая аристократия. – С.Д.) и ниже никто не отказывался от роскоши… Поэтому [Чжан Хэн] не стал главнокомандующим, хотя ездил на лошади удивительно [хорошо]. Его таланты были всеобъемлющи, но его не ценили. Хэн был хорош в механизмах, достиг мудрости в астрономии… весьма хорош в математике. Ань-ди[6], высочайше услышав что Хэн хорош в математике, отправил  царскую колесницу специально чтобы пожаловать его рангом ланчжуна 郎中, потом перевёл в тайшилины 太史令[7]. В начале правления Шунь-ди[8] двор переехал, [Чжан Хэн] вновь был назначен тайшилином. Хэн не хотел получать должность, [сказал], что [тайшилин] это чиновник, который [обязан] жить при дворе, а он слаб и в годах, не поехал. С тех пор, как ушёл с должности тайшилина, прошло пять лет, и снова вернулся. В начале [периода] Юн-хэ[9] был выслан в качестве канцлера [удела] Хэцзянь… после того, как он три года ведал делами [министра], написал императору, просясь на покой, [но в ответ] был вызван [в столицу] и пожалован рангом шаншу 尚書. На шестьдесят втором году жизни, в четвёртый год [периода] Юн-хэ, умер» [17, цз. 89, с. 969–973].
 
Рассмотрим жизненный путь нашего героя подробнее. Чжан Хэн начал свою службу в родном Наньяне, при начальнике округа Бао Дэ 鮑德, и в течение восьми лет (100–108) составлял для него множество официальных документов, приказов, отчётов и прошений. В 108 г. Бао Дэ получил повышение и уехал в столицу, а Чжан Хэн вернулся домой и до 111 года занимался науками и литературой.
 
В 111 г. император  Ань-ди, прослышав о его талантах в области математики, пригласил его в столицу. Он был придворным учёным, занимался многими проблемами, связанными с календарём, астрологией и т.п. Про чудеса, созданные изобретательским гением Чжан Хэна, ходили легенды. Фань Е, например, вкладывает в его уста следующую фразу, полную печальной иронии: «Три колеса можно заставить самостоятельно вертеться, деревянный орёл также может сам летать, складывает крылья, возвращаясь в гнездо, так почему бы мне не наладить этот аппарат и не воспользоваться им?!». Трудно не заметить, что умение создавать летающих деревянных птиц – непременный атрибут легендарного изобретателя-умельца у многих народов. Чжан Хэн имел именно такую репутацию.
 
Со временем Чжан Хэн стал одним из приближённых императора Шунь-ди (126–144), но стал при этом мишенью для нападок евнухов и гадателей, имевших на императора большое влияние, против которого Чжан Хэн последовательно, но безуспешно боролся.
 
Фань Е приводит в биографии Чжан Хэна написанное им письмо императору, где он, используя исторические примеры, убеждает правителя, что гадатели и заклинатели духов лишь шарлатаны, и их усиление – верный признак кризиса. Многие высказывания Чжан Хэна, посвящённые ситуации в империи, полны горечи и пессимизма: «[Сейчас думают] непременно [так]: „В ученье нет ничего нужного, а среди гадателей есть [те], кто приближён к императору“. Поэтому [ситуация в стране такова]: река, текущая вниз, всё более полноводна, и вёсел нет!».
 
Следствием такой принципиальной позиции Чжан Хэна стала его опала и, фактически, ссылка. В 136 г. он был назначен канцлером (сяном) в уделе Хэцзянь (средних размеров удел на границе совр. пров. Хэбэй и г. Тяньцзинь; см. [18, т. 2, карта 47–48]). В то время канцлер удела исполнял роль представителя центральной власти, обязанного контролировать действия удельного князя и следить за ним. Для Чжан Хэна, занимавшего высшие посты при императорского дворе, такой пост, тем более в не самом важном уделе, был фактически понижением. На новом посту он вошёл в конфликт с всесильными семьями местной знати, которая безнаказанно творила беззакония. Его стихи этого периода как никогда меланхоличны. В 138 г. Чжан Хэн окончательно оставил службу и вскоре умер.
 
В целом можно сказать, что Чжан Хэн, со своей энциклопедичностью и разнообразием талантов, стал для китайской культуры тем символом эрудита-интеллектуала, который в европейской культуре воплотил Леонардо да Винчи.
 
Одно из самых известных изобретений Чжан Хэна – сконструированный им древнейший в истории человечества протосейсмограф (см. Сейсмология), представлявший собой сосуд, на стенках которого были прикреплены восемь фигур драконов, расположенных по странам света. В пастях драконы держали бронзовые шарики. В случае землетрясения противоположный его направлению дракон ронял шарик в рот одной из бронзовых жаб, которые сидели под каждым драконом. Несмотря на то, что современным учёным не удалось создать действующую модель такого сейсмографа, Фань Е сообщает, что он нормально функционировал и извещал о землетрясениях, произошедших за несколько сотен километров от него. Благодаря этому чудесному изобретению авторитет Чжан Хэна при дворе был очень высок (см. [16, с. 256]).
 
Чжан Хэн также был одним из самых выдающихся астрономов (см. Астрономия) той эпохи. Его концепция мироустройства изложена в частично дошедших до нас трактатах Хунь тянь и чжу 渾天儀著[10] («Иллюстрированное описание полной армиллярной  сферы») и Лин сянь 靈憲 («Законы [действия] одухотворяющей силы») (см. [3, с. 325–334]). Чжан Хэн придерживался геоцентрической модели мира, он сравнивал Вселенную с бесконечно огромным яйцом, где небо подобно скорлупе и белку, а Земля – круглому желтку. Некогда, полагал он, небо (начало ян) и земля (начало инь) были единым целым, но потом разделились, и в ходе этого процесса сформировались «десять тысяч вещей».
 
В своих трудах он, почти одновременно с Клавдием Птолемеем, говорит об экваторе, эклиптике, полюсах мира. Он выделял 2500 “сильных” и 11520 “слабых” звёзд (под “сильными” звёздами следует понимать звёзды, видимые невооружённым глазом, полное количество звёзд во Вселенной (11520) вычислялось Чжан Хэном с использованием принципов нумерологии и «Книги перемен»), составил карту звёздного неба, впоследствии утерянную. Чжан Хэну принадлежит и идея использовать в картографии квадратную сетку координат (см. [21, р. 1050]).
 
На основании предложенных им принципов мироздания Чжан Хэн в 132 г. сконструировал движущуюся армиллярную сферу (неподвижная сфера была известна на Западе с III в. до н.э., а в Китае – с I в. до н.э.), механическое устройство, функционировавшее с помощью системы водяных колёс и усовершенствованных им водяных часов-клепсидр, которое позволяло моделировать перемещения небесных тел по отношению к Земле и друг к другу (см. [22, р. 532]). Также он абсолютно верно объяснил причины лунных затмений и доказал, что Луна светится благодаря свету, отражённому от Солнца. В целом взгляды Чжан Хэна оказали очень сильное влияние на традиционную китайскую астрономию, и вплоть до Нового времени являлись одним из её краеугольных камней.
 
В области математики (см. Математика) крупнейшим достижением Чжан Хэна является довольно точное вычисление им в трактате Суань ван лунь 算網論 («Рассуждение об исчислении беспорядочного») соотношения длины окружности и её  диаметра (т.е. число π), которое он считал равным 92/29 (около 3,17) (см. [20, p. 27]).
 
Большой вклад внёс Чжан Хэн и в механику – помимо уже упоминавшегося нами усовершенствования водяных часов (благодаря добавленному промежуточному резервуару, они стали отмерять время со всегда одинаковой скоростью; также Чжан Хэном был предложен механизм, который позволял указывать время – так водяные часы из механизма, с помощью которого можно было отмерять время, в механизм, время указывающий; см. [22, р. 164]) он изобрёл повозку, которая была способна измерять и фиксировать пройденное ей расстояние (на западе одометр был изобретён Архимедом), что позволяло точно измерять расстояния между городами и играло важную роль в картографировании местности (см. [23, р. 128]). Также Чжан Хэном была изобретена т.н. «повозка указывающая на юг» (чжи-нань чэ 指南車) – немагнитный компас в виде повозки, установленная на которой деревянная фигура всегда, вне зависимости от поворотов, осуществлённых повозкой, указывала на юг (см. [23, р. 128]).
 
Одним из самых больших талантов Чжан Хэна было стихосложение. «Ода о Западной столице» (Си-цзин фу 西京賦)[11] и «Ода о Восточной столице» (Дун-цзин фу 东京賦) были написаны в течение десяти лет, в период его службы в Наньяне, до 108 г. На их написание его вдохновили одноимённые оды знаменитого историка и поэта Бань Гу (32–92), автора Хань шу («История [Западной] Хань»), однако цели написания од были совсем иными – Чанъань, столица Западной Хань, в его изображении представляется символом губительной роскоши и расточительности западноханьских императоров, прежде всего – У-ди, которые продолжили худшие традиции Цинь, и потому их гибель была неизбежна. По контрасту с этим разгулом, Лоян, столица Восточной Хань, представлен как город постоянных ритуалов и жертвоприношений, в которых пунктуальнейшим образом участвует император, скромный и бережливый, ориентирующийся прежде всего на установления Чжоу. Конечно, это тоже было своего рода поучение правящей династии, предостережение от ошибок, идеальная картина, призванная усовестить современных автору монархов, несколько уступавших Гуан У-ди, которому Чжан Хэн очень симпатизировал не в последнюю очередь потому, что он тоже происходил из Наньяна. Именно Наньяну Чжан Хэн посвятил третью оду цикла, написанную несколько позже, в 108–111 гг., когда Чжан Хэн не служил и жил дома. «Ода о Южной столице» (Нань-ду фу 南都賦) проникнута любовью к родному городу, который описан как зажиточное и спокойное место, жители которого бесконечно преданны своему императору.
 
Оды Чжан Хэна весьма ценны не только с литературной точки зрения, но и как исторический источник. Во-первых, это довольно объёмные произведения, в которых, согласно требованиям жанра, подробные описания занимают главную роль (из-за цепочек синонимов, которыми славились эти классические фу, они всегда считались одними из самых трудных для чтения текстов всей китайской литературной традиции), а во-вторых, они написаны не придворными поэтами, а человеком чрезвычайно образованным, эрудированным и осведомлённым, поэтому в них стоит видеть не только красоту слога, но и ценную информацию для исследователя.
 
Также хорошо известны короткие лирические стихотворения Чжан Хэна, особенно Сы чоу ши 四愁诗 («Четыре печальных стиха»), которые написаны в трудный для него период службы в Хэцзяне, их строки полны глубокой грусти и меланхолии.
 
Чжан Хэн является одной из наиболее узнаваемых фигур китайской культуры, он стал своего рода воплощением китайского интеллектуала, учёного и поэта, верно и искренне служащего своему императору, несмотря на происки интриганов и недоброжелателей. Что касается его вклада в китайскую науку, то Чжан Хэн, без преувеличения, может считаться одним из её создателей, одним из тех, чьи труды стали классическими, а взгляды – основополагающими.
 
В честь Чжан Хэна выпускались марки и памятные монеты, его именем назван кратер на луне, астероид и минерал, входивший в состав одного из метеоритов.
 
Литература
1. Городецкая О.М. От иероглифа к слову: китайская поэзия по-русски // XXXII НК ОГК. М., 2002.
2. Городецкая О.М. Четырежды «четыре печальных стиха» (к вопросу о принципах перевода китайской поэзии) // XXXIII НК ОГК. М., 2003.
3. Древнекитайская философия. Эпоха Хань. М., 1990.
4. Еремеев В.Е. Чжан Хэн // Духовная культура Китая. Наука, техническая и военная мысль, здравоохранение и образование. М., 2009.
5. Кобзев А.И. Чжан Хэн // Духовная культура Китая. Философия. М., 2006.
6. Кобзев А.И., Юркевич А.Г. Чжан Хэн // Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994.
7. Кравцова М.Е. Чжан Хэн // Духовная культура Китая. Литература, язык и письменность. М., 2008.
8. Чжан Хэн. «Си-цзин фу» (Ода о западной столице). Пер. и коммент. С.В. Дмитриева // Древний Восток и античный мир. Вып. V. М., 2002.
9. Чжан Хэн. «Си-цзин фу» (Ода о западной столице). Пер. и коммент. С.В. Дмитриева (продолжение) // Древний Восток и античный мир. Вып. VI. М., 2003.
10. Чжан Хэн. «Си-цзин фу» (Ода о западной столице). Пер. и коммент. С.В. Дмитриева (продолжение) // Древний Восток и античный мир. Вып. VII. М., 2005.
11. Чжан Юй-чжэ. Чжан Хэн – великий астроном древнего Китая // Народный Китай. 1956, №1.
12. Ли Шао-юань, Чжао Бэй-чжи и др. Чжунго кэсюэцзя фаминцзя дэ гуши (Истории о китайских учёных и изобретателях). Пекин, 1997.
13. Ло Чжэнь-юй. Минша ши-ши гу-цзи цун-цань (“Собрание сохранившихся древних текстов в пещере Поющих песков”) // Ло Сюэ-тан сяньшэн цюаньцзи (“Полное собрание сочинений Ло Сюэ-тана”). Тайбэй, 1968–1973. Т. 8.
14. Лю Бу-цюн. Чжан Хэн цюань чжуань (Полное жизнеописание Чжан Хэна). Чанчунь, 1998.
15. Сунь Вэнь-цин. Чжан Хэн нянь-пу (Хронология жизни Чжан Хэна). Шанхай, 1956.
16. Сюй Цзе. Чжан Хэн пин чжуань (Критическая биография Чжан Хэна). Нанкин, 1999.
17. Фань Е. Хоу-Хань шу (История династии Поздняя Хань) // Эр-ши у ши (Двадцать пять династийных историй). Шанхай, 1986. Т. 2.
18. Чжунго лиши диту цзи (Атлас истории Китая). Пекин, 1996, тт. 1–8.
19. Чэнь Цзю-цзинь. «Хун-тянь и-чжу» фэй Чжан Хэн со цзо дэ («Иллюстрированное описание полной армиллярной сферы» создано не Чжан Хэном) // Шэхуэй кэсюэ чжаньцянь, 1981, № 3.
20. Berggren L., Borwein J.M., Borwein P.B. Pi: A Source Book. New York, 2004.
21. Crespigny, R. de. A Biographical Dictionary of Later Han to the Three Kingdoms (23–220 CE). Leiden, 2007.
22. Needham J. Science and Civilization in China: Vol. 4, Physics and Physical Technology. Part 2: Mechanical Engineering. Taipei, 1986.
23. Yan Hong-sen. Reconstruction Designs of Lost Ancient Chinese Machinery. Dordrecht, 2007.
 
Ст. опубл.: Общество и государство в Китае: XLII научная конференция: Часть. 1 / Ин-т востоковедения РАН. - М.: Учреждение Российской академии наук Институт востоковедения (ИВ РАН), 2012. - 395 стр. - Ученые записки Отдела Китая ИВ РАН. Вып. 6. С.161-167.


  1. Ныне местечко Шицяочжэнь близ Наньяна в провинции Хэнань.
  2. В эпитафии Чжан Хэна, написанной его другом поэтом Цюй Юанем, сказано, что его семья принадлежала к обедневшим потомкам дафу (вельможи самого высокого ранга) царства Цзинь (см. [16, с. 34]).
  3. Дед Чжан Хэна также занимал среднюю чиновничью должность – он был казначеем в том же самом округе Шу (современная провинция Сычуань).
  4. В возрасте 16–17 лет Чжан Хэн переехал в окрестности Чанъани (неподалёку от современной Сиани – центра провинции Шэньси), а затем и в тогдашнюю столицу империи – Лоян (неподалёку от современного Лояна, Хэнань). Там он некоторое время с успехом изучал в императорской Академии Тайсюэ Пять канонов (Пятикнижие) и Шесть искусств – в то время обязательный объём знаний для чиновника и вообще образованного человека. В Пятикнижие (У цзин 五經) в то время входили конфуцианские каноны  И-цзин (Книга перемен), Ши-цзин (Книга песен и гимнов), Шу-цзин (Книга документов), Чунь-цю (Летопись “Вёсны и осени”) и Ли-цзин (Книга обрядов). К Шести искусствам (Лю и 六義)  Конфуций относил правила поведения или обряды, музыку, стрельбу из лука, управление экипажем, письмо и счёт. В 100 году, удачно завершив обучение, он был назначен на незначительную должность чжубо 著博 (архивариус) в свой родной Наньян (см. [16, с. 39–46]).
  5. Юн-юань 永元 (Вечное изначальное) – наименование эры правления императора Хэ-ди 和帝 (89–105).
  6. Ань-ди 安帝 (107–125) – шестой император династии Восточная Хань.
  7. Чжан Хэн был назначен ланчжуном в 108 г. (см. [16, с. 47]), в 115 г. – тайшилином (см. [16, с. 50]). Тайшилин – Великий историограф, по чжоуским установлениям, занимался не только составлением истории правления императора, но и астрономическими наблюдениями, составлением календаря и астрологическими предсказаниями, – т.е. относился к самым важным придворным постам. Впрочем, к эпохе Хань значение этой должности сильно девальвировалось, о чём сетовал ещё Сыма Цянь, занимавший эту должность.
  8. Шунь-ди 順帝 (126–144) – седьмой император династии Восточная Хань.
  9. Юн-хэ 永和 (Вечная гармония) (136–141) – один из периодов правления императора Шунь-ди.
  10. Впрочем, некоторые китайские учёные сейчас отвергают принадлежность этого трактата перу Чжан Хэна, считая его более поздним произведением, созданным не ранее III века н.э. (см. [19]. Они аргументируют свои доводы тем, что довольно неясная философская риторика, которая наполняет эти два трактата, позволяет усомниться в том, что их автор придерживался одной и той же теории относительно строения вселенной (так называемая «теория круглого неба» кажется ближе автору Хун-тянь и-чжу, в то время как автор Лин сянь скорее склоняется к теории «яйцевидного неба»). Впрочем, повторимся, риторика автора (или авторов) крайне затрудняет окончательные выводы. В целом большинство учёных не подвергает сомнению принадлежность обоих трактатов кисти Чжан Хэна.
  11. В 1917 г. Ло Чжэнь-юй опубликовал четыре рукописи Вэньсюани, найденных в Дуньхуане, которые были созданы в 680 г. в Чанъани. Среди этих самых древних копий – значительная часть «Оды о Западной столице» Чжан Хэна (см. [13, с. 3075–3141]).

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ
Дух даосизма и гуманитарная (жэнь-вэнь) этика



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.