Синология.Ру

Тематический раздел


Чжан Бо-дуань

張伯端, Чжан Цзы-ян, Чжан Пин-шу. Чжан Бо-дуаньЧжан Бо-дуань984, Тяньтай (на терр. совр. пров. Чжэцзян), — 1082. Ученый-даос (см. Даосизм), медик, правовед, знаток стратегии, астрономии, географии, один из крупнейших теоретиков «внутренней алхимии» («внутренней пилюли» — нэй дань; см. Сянь-сюэ). Имел высшую ученую степень цзинь ши. Хорошо знал конфуцианскую (см. Конфуцианство) и буддийскую (см. Буддизм) литературу, был сторонником идеи «единства трех учений» (см. Сань цзяо). Осн. соч. — «У чжэнь пянь» («Главы о прозрении истины»; англ. пер.: T.L.Davis, Chao Yun-ts`ung, 1939; рус. пер.: Е.А.Торчинов, 1994). Сочинения Чжан Бо-дуаня закрепили традицию использования «внешнеалхимических» терминов (обозначений минералов, металлов и т.п., манипуляций с ними, оборудования и инструментов) для описания операций с «внутренними» материалами, предпринимавшихся с целью развития «бессмертного зародыша» (или «внутренней пилюли») в теле адепта, а также нацеленность «внутренней алхимии» гл. обр. на переживание единства этих действий с литургическим ритуалом и общекосмическими процессами. Акцент сделан на интериоризации ритуала и «возвращении к корню» своего внутреннего мира как самодовлеющей реальности. «У чжэнь пянь» стал одним из авторитетнейших текстов «высокой» традиции «внутренней алхимии», существенно повлиявшим на построения ее последующих теоретиков — Бо Юй-чаня, Ли Дао-чуня (XIII в.) и др.
 
В XIV–XV вв. Чжан Бо-дуань был признан патриархом т.н. южного течения (нань цзун) школы цюаньчжэнь-цзяо, к-рое в отличие от северного течения (бэй цзун) признавало необязательным уход от мира для «внутреннеалхимического» самосовершенствования. Впоследствии Чжан Бо-дуань титуловался как «истинный человек (чжэнь жэнь) Цзы-ян». Помимо «У чжэнь пянь» еще два его сочинения вошли в «Дао цзан».
 
Считается создателем наряду с Лю Хай-чанем (Лю Хай-чжань, VIII в.) южнодаосской школы цзинь дань [дао] ([путь] золотого киноварного эликсира).
 
Источники:
Чжан Бо-дуань. У чжэнь пянь чжэн и (Правильный смысл «Глав о прозрении истины»). Тайбэй, 1965; Чжан Бо-дуань. Главы о прозрении истины (У чжэнь пянь) / Пер. Е.А.Торчинова. СПб., 1994; Даоская алхимия / Пер. Е.А.Торчинова. СПб., 2001; DavisT.L., ChaoYun-ts`ung. Chang Po-tuan of T`ien-T`ai, his Wu chen P`ien. Essay of the Understanding of Truth. A Contribution to the Study of Chinese Alchemy // Proceedings of the American Academy of Arts and Sciences. Vol. 73, № 5 (Boston, 1939).
 
Литература:
Торчинов Е.А. Этика и ритуал в религиозном даосизме («Главы о прозрении истины» Чжан Бо-дуаня) // Этика и ритуал в традиционном Китае. М., 1988.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 562.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ
Дух даосизма и гуманитарная (жэнь-вэнь) этика



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.