Синология.Ру

Тематический раздел


Чжан Сюань

張萱. Годы жизни не установлены,  г. Цзинчжао 京兆 (в районе совр. г. Сиань 西安, пров. Шэньси). Один из ведущих художников эпохи Тан (618-906) в жанре жэнь-у (хуа) 人物 (畫), «живопись/изображения фигур».
 
О жизни Чжан Сюаня известно только, что он работал при дворе императора Сюань-цзуна 玄宗 (712-756). В трактатах «Тан-чао мин хуа лу» 唐朝名畫錄 («Записи о прославленных картинах/живописцах династии Тан») Чжу Цзин-юаня  朱景元 (вар. Чжу Цзин-сюань  朱景玄, IX в.) и «Тухуа цзянь вэнь чжи» 圖畫見問志  («Записки о живописи: что видел и слышал») Го Жо-сюя 郭若虛 (XI в.) сообщается, что Чжан Сюань работал преимущественно в станковой живописи и прославился среди современников как непревзойденный мастер сцен придворной жизни. По словам, Чжу Цзин-юаня, он «рисовал юношей из знатных семейств, оседланных лошадей, виды императорских парков, портреты благонравных жен» (пер. В. В. Малявина). В китайской традиционной эстетике Чжан Сюань признается основоположником особого тематического направления в рамках жэнь-у - «красавицы» (ши-нюй 仕女, исходное значение этого термина - «знатные дамы, фрейлины»), сосредоточенного на сценах из жизни двора и знати, в первую очередь, обитательниц гарема.
 
Известны две работы Чжан Сюаня, обе в копиях XI-XII вв.: «Дао лянь ту» 搗練圖 («Приготовление шелка», 37х147 см, шелк, краски. Музей изящных искусств, г. Бостон) и «Го го фу-жэнь ю чунь ту» 虢國夫人遊春圖 («Прогулка весной знатных дам из владения Го», 52х148 см, шелк, краски. Ляонинский провинциальный музей, г. Шэньян, пров. Ляонин).
 
На первом свитке представлена сцена повседневной жизни обитательниц гарема, занятых полагающимися им женскими ремеслами. Свиток состоит из нескольких относительно самостоятельных композиционных фрагментов: в одном показаны стоящими в полный рост четыре дамы, растирающие что-то в большой деревянной ступке. В других эпизодах мы видим семь «красавиц»: трех сидящих, две из которых прядут, а одна шьет, примостившись на маленькой табуретке; и четырех натягивающих нити основы (т.е. совершающих одну из ткацких операций).  В еще одной сцене показаны две дамы, играющие на струнном музыкальном инструменте цинь (цитре). Несмотря на дискретность композиции, произведение отличается художественной целостностью и подлинной непринужденностью в расположении фрагментов и отдельных фигур, изображенных живо и достоверно, поскольку художник свободно владел приемами передачи человеческого тела в движении, а также в различных позах и ракурсах. Некоторые персонажи показаны со спины, что не лишает их выразительности. Колорит основан на ярких, но теплых тонах с преобладанием зеленого и желтовато-коричневого, создающих атмосферу домашнего уюта.
 
На втором свитке столь же артистично изображена кавалькада, из шести дам в сопровождении двух мужчин, одна из женщин показана на лошади вместе с маленькой дочерью. Подробности внешнего облика персонажей настолько тщательно проработаны, что различимы даже детали дамских причесок и головных украшений. Всадник, возглавляющий кавалькаду, облачен в одежды темного цвета, что сразу же выделяет его на фоне остальных действующих лиц. Нарядные платья дам выполнены в элегантных розовато-серых тонах. Фигуры лошадей не только пластичны, но  и отмечены динамикой, при этом от внимания живописца не ускользнули нюансы их внешнего вида – тип масти, рисунок тщательно уложенных грив и хвостов, орнаменты конской сбруи. Работа кисти и цветовое решение картины придают ей настроение праздничной торжественности и привкус изысканной рафинированности, доносящий до нас атмосферу придворной жизни танской эпохи.
 
Сцены с участием придворных дам и сюжет кавалькады, использованные Чжан Сюанем, имеют многочисленные аналоги в погребальных стенописях VII-VIII вв., что позволяет видеть в творчестве  этого художника отражение определенного момента эволюции китайской станковой живописи, когда она еще находилась под сильным влиянием стенописного искусства.
 
Источники:
Го Жо-сюй. Записки о живописи: что видел и слышал / Пер. с кит. и коммент. К. Ф. Самосюк. М., 1978; Чжу Цзинсюань. Записи о прославленных живописцах династии Тан // Китайское искусство / Сост., пер., вступ. ст. и коммент. В. В. Малявина. М., 2004;
 
Литература:
Кравцова М.Е. История искусства Китая. СПб, 2004; Сюй Бань-да. Чжан Сюань хэ Чжоу Фан. Пекин, 1959; У Юй-гуй. Суй, Тан, У дай ([Эпохи] Суй, Тан и Пяти династий) // Чжунго фэнсу тунши (Общая история обычаев и нравов Китая). Т.5. Шанхай, 2001; Чжуан Цзя-и, Не Чун-чжэн. Чжунго хуйхуа (Китайская живопись). Пекин, 2000; Чжунго и хай (Море китайского искусства). Шанхай, 1994; Чжунго мэйшу да цыдянь (Энциклопедический словарь искусства Китая) / Под ред. Шэнь Цзянь-цая, Шао Ло-яна. Шанхай, 2002; Чжунго мэйшу цюаньцзи. Хуйхуа бянь (Полное собрание произведений китайского искусства. Живопись). Т. 2. Пекин, 1986. Чжунго хуйхуа цюаньцзи (Полное собрание произведений китайской живописи). Т.1. Ханчжоу. 1997; Lancman E. Chinese Portraiture. Tokyo. 1966;  Siren O. Chinese Painting. Leading Masters and Principles. Vol. 1, 3. L., 1958; Sullivan, M. The Arts of China. Berkley-Los Angeles-L., 1984.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. М.Л. Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. — М.: Вост. лит., 2006–. Т. 6 (дополнительный). Искусство / ред. М.Л. Титаренко и др. — 2010. — 1031 с. С. 814-815.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ
Дух даосизма и гуманитарная (жэнь-вэнь) этика



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.