Синология.Ру

Тематический раздел


Цзялинпиньцзя

迦陵频伽 (сокращ. цзялин, пиньцзя, более десятка других названий с частично повторяющимися иероглифами) – калавинка (каландака, кокила, тиб. калапинка, яп. карёбинга). По будд. поверьям, сладкоголосая райская птица, поющая еще не вылупившись из яйца, напоминающая индийскую кукушку, воробья (словарное значение санскр. «калавинка») или, по новейшей идентификации индийских орнитологов, пятнистого ткачика и обитающая в долинах Гималаев. В будд. иконографии, на картинах, стенах храмов, ритуальных предметах и одежде, она изображается в виде поющей, танцующей и играющей на флейте прекрасноликой птицы с человеческими головой, руками или даже всем торсом, но иногда ассоциируется или отождествляется с гарудой (цзялоуло 迦楼罗), имеющей, напротив, человеческое тело и птичью голову. В сутрах школы Чистой земли (цзинту-цзун) о будде Амитабхе (Амито-фо) калавинка представлена пребывающей в райской Чистой земле (цзин ту), «мире предельной радости» (цзи лэ ши цзе). Согласно «Лотосовой сутре» («Саддхарма-пундарика-сутра» - «Мяо фа лянь хуа цзин», рус. пер.: А.Н.Игнатович, 1998, гл. VII), «голосом калавинки» обладает Будда, что стало популярным сравнением в будд. классике.
 
В собственно кит. литературе калавинка описывалась и как экзотическая, но реальная птица, напр., по сообщениям обеих историй дин. Тан («Цзю Тан шу» - «Старая книга [об эпохе] Тан», «Синь Тан шу» - «Новая книга [об эпохе] Тан»), присланная в 813 в качестве дара из государства Хэлин 诃陵 в регионе Южных морей (Нань хай), т.е. в совр. Юго-Восточной Азии, и как мифическое существо, напр., в стихотворении известного сунского поэта Ян Вань-ли 杨万里 (1124 – 1206): «Вдруг появится бессмертная (сянь [1]; см. Сянь-сюэ) птица и испустит чудесный звук, // Калавинка прилетит с горы Путошань». Путошань 普陀山 (санскр. Потала, Потарака) – расположенная на острове в архипелаге Чжоушань-цюньдао в совр. пров. Чжэцзян, одна из четырех великих священных гор буддизма, считавшаяся райским местом, где пребывает бодхисаттва (пуса) Гуань-инь и проповедует Учение/Дхарму (фа [1]). В 1904 в Шанхае революционно настроенным общественным деятелем и будд. монахом Хуан Чжун-яном (Цзун-яном, 1865 – 1921) с помощью еврейского магната С.А.Хардуна и его жены-буддистки по прозвищу [Ка]лавинка (Лоцзялин/Ло Цзя-лин) была создана буддийская учебно-просветительская организация Святая обитель-вихара [Кала]винки (Пиньцзя цзин-шэ), к-рая в 1908/1909 – 1913 выпустила в свет под ред. Хуан Чжун-яна первое в постимперском Китае издание кит. Трипитаки – «Да цзан цзина» - «Пиньцзя цзан» («Сокровищница [Кала]винки») в 40 футлярах и 415 книгах.
 
Источники:
Сутра о Бесчисленных Значениях. Сутра о Цветке Лотоса Чудесной Дхармы. Сутра о Постижении Деяний и Дхармы Бодхисаттвы Всеобъемлющая Мудрость / Пер. с кит., коммент. и подгот. изд. А.Н. Игнатовича. М., 1998, с. 166, 487.
 
Литература:
Фо-цзяо да цыдянь (Большой словарь буддизма) / Гл. ред. Жэнь Цзи-юй. Наньцзин, 2002, с. 881; Хань юй да цыдянь (Большой словарь кит. языка) / Гл. ред. Ло Чжу-фэн. Т.12. Шанхай, 1993, с. 313.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 699-700.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ
Дух даосизма и гуманитарная (жэнь-вэнь) этика



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.