Синология.Ру

Тематический раздел


Цзэн Хоу И му

曾候乙墓, усыпальница цзэнского князя И, один из важнейших археологических памятников Китая середины эпохи Чжоу (XI-III вв. до н.э.).
 
Хоу И 候乙 - посмертный титул (нередко переводиться как «маркиз») правителя (ум. в 433 г. до н.э.) крохотного княжества Цзэн , существовавшего в первой половине эпохи Чжоу в бассейне среднего течения р. Янцзы (северо-восток совр. пров. Хубэй, уезда Суйсянь 隨縣) и бывшего вассалом могущественного южного царства Чу (Чу-го 楚國, XI-III в. до н.э.). Поэтому принято считать, что вещи погребального инвентаря князя И надежно представляют чуское искусство конца VI-нач. V вв. до н.э.
 
Гробница князя И представляет собой впечатляющее сооружение площадью в  220 кв. м, находящееся на глубине 13 м и образованное четырьмя помещениями: погребальной камерой, предваряемой центральным, как бы парадным, отсеком и двумя боковыми «комнатами», одна из которых служила хранилищем оружия и деталей колесниц. Тело князя покоилось в деревянном лаковом саркофаге, украшенном росписью, еще 13 пустых гробов, с расписным лаковым покрытием, были обнаружены в другом боковом отсеке. Эти находки являются древнейшими полностью сохранившимися изделиями такого рода, позволяющими судить об уровне развития и степени художественного совершенства чуского лакового производства (см. Лак). Росписи, выполненные многоцветными лаками, образуют сложные сюжетные композиции на религиозно-мифологические темы, включая в себя изображения антропоморфных и зооморфных фантастических существ. Фигуры на одном из гробов в настоящее время считаются наиболее ранними изображениями двух персонажей из набора духов сторон света (т. наз. четыре духа, сы шэнь 四神) - Бирюзовым драконом (Цин-лун 倉龍) и Белым тигром (Бай-ху 白虎), покровителями Востока и Запада соответственно.
 
Основное место в погребальном инвентаре занимали бронзовые изделия, включавшие 200 предметов (общим весом 10 т), среди них - 140 сосудов и 40 мечей. Бронзовые сосуды признаны лучшими сравнительно с другими найденными до сих пор артефактами образцами чуской литой бронзы, выполненной в т.наз. технике утраченного воска.
 
Кроме сосудов, в усыпальнице была найдена бронзовая скульптура фантастической «птицы» (выс. 143,5 см, вес 38,4 кг), похожей на цаплю с тонкой вытянутой шеей переходящей в фигуру другой птицы, которую венчают раскидистые оленьи рога. Рога, голова, шея и когти существа инкрустированы золотом, туловище и крылья – бирюзой. «Птица» стоит на плоской подставке квадратной формы, имитирующей ковер с орнаментом, переданном в низком рельефе и состоящим из стилизованных изображений змей, птиц и облаков. Служившее, видимо, подставкой для специального ритуального музыкального барабана, который подвешивался к «рогам», это произведение выступает уникальным для искусства того времени образцом монументальной металлической скульптуры и одновременно является одним из древнейших предметов, выполненных в технике инкрустированной бронзы (см. Бронза).

Бронзовые вещи дополнены многочисленной лаковой утварью – посудой, шкатулками и др. предметами, образующими самую представительную «коллекцию» лаковых изделий того времени. Примечательно присутствие зооморфных скульптурных форм, например, коробочки для хранения благовоний в виде утки. В отличие от бронзовой «птицы», эта статуэтка выполнена в иной манере – все детали облика утки, включая нюансы оперения, переданы росписью, дополняющей скульптурную форму. Т.о. в чуской художественной культуре  наряду с фантазийным направлением в русле «анималистического стиля», наблюдается  также присутствие «реалистического» направления.
 
Интересным образцом ювелирного искусства царства Чу (и эпохи Чжоу в целом) является комплект украшений, нашиваемых на одежду, который составляли 11 золотых бляшек, в т.ч. семь – круглых (диам. 15,2 см), остальные – треугольной или прямоугольной формы. Все они выполнены в технике литья, либо проработанные чеканным узором, имитирующим литье. Этот набор, во-первых, служит дополнительным подтверждением особой популярности золота в культуре Чу. Во-вторых, демонстрирует уровень развития местного ювелирного дела. В-третьих, указывает на то, что золотых дел мастера использовали не только литье, но и чеканку – принципиальная новация в способах работы с металлом по сравнению с бронзолитейным производством, в котором господствовала техника литья.
 
Самым своеобразным изделием в составе погребального инвентаря князя И является набор из 64 колоколов различных размеров, представляющий собой полный и совершенный образец древнекитайского музыкального инструмента бянь-чжун 編鐘. В настоящее время известна серия подобных наборов, но значительно меньших по составу. Колокола князя И подвешены к семи резным покрытым лаком перекладинам, образующим три яруса. Опорами перекладин служат шесть бронзовых статуй в виде стоящего человека, три нижних приближаются по размеру (выс. 75 см) к монументальной скульптуре. Скульптуры отличаются определенной статичностью и несколько условны, хотя пропорции человеческого тела переданы адекватно, а детали внешнего облика реалистичны и тщательно проработаны. Следовательно, в художественном творчестве царства Чу были освоены навыки исполнения монументальной бронзовой скульптуры и антропоморфных изображений.
 
Несмотря на отдельные формально-стилистические совпадения изделий из усыпальницы князя И с аналогичными им вещами, представляющими художественное творчество центральных (районы бассейна р. Хуанхэ) регионов Древнего Китая, они обладают очевидным своеобразием, подтверждая тем самым гипотезу о культурной самостоятельности южно-китайского искусства.
 
Литература:
Кравцова М.Е. История искусства Китая. СПб, 2004; Цзэн Хоу И му ( Гробница князя И, [правителя царства] Цзэн). Т.1-2. Пекин, 1989; Чжан Чжэн-мин. Чу вэньхуа ши (История культуры [царства] Чу). Шанхай, 1987; Чжунго да бай кэ цюаньшу (Энциклопедия китайской археологии). Пекин-Шанхай, 1986-1988; Fontein J., Wu Tung. Unearthing China’s Past. Boston, 1973; Lawton Th. Chinese Art of the Warring States Period. Change and Continuity. Washington, 1982; Li Xueqin. Chinese Bronzes. A General Introduction. Beijing, 1995; Mysteries of Ancient China. New Discoveries from the Early Dynasties/Ed. By J. Rawson. L., 1996; New Perspective on Chu Culture during the Eastern Zhou Period/Ed. By Th. Lawton. Washigton, 1991; From Neolithic Cultures to the T’ang Dynasty. Recent Discoveries//Arts of China. Vol.1.Tokyo, 1968.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. М.Л. Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. — М.: Вост. лит., 2006–. Т. 6 (дополнительный). Искусство / ред. М.Л. Титаренко и др. — 2010. — 1031 с. С. 779-780.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ
Дух даосизма и гуманитарная (жэнь-вэнь) этика



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.