Синология.Ру

Тематический раздел


Цзинь ган божэ боломи цзин

金剛般若波羅蜜經, санскр. «Ваджраччхедика-праджняпарамита-сутра» — «„Праджняпарамита-сутра“, рассекающая неведение подобно удару громового скипетра», «Cутра о запредельной премудрости, отсекающей заблуждения алмазным скипетром», сокр. «Алмазная сутра»). Одна из наиболее знаменитых и почитаемых сутр в буддизме махаяны (да шэн). Наряду с «Сутрой сердца праджняпарамиты» («Махапраджняпарамита-хридая-сутра», кит. «Божэ боломидо синь цзин») она относится к кратким  сутрам праджняпарамиты (божэ боломидо), представляющим собой изложение сути доктрины «запредельной премудрости». Сутра появилась в Индии ок. III в. (но не позднее сер. IV в., рус. пер.: А.Е.Бадмаев, В.А.Андросов, 1993) и была переведена на кит. яз. Кумарадживой  на рубеже IV и V вв. (рус. пер.: Е.А.Торчинов, 2000).
 
Сутра написана в форме диалога между Буддой и его учеником Субхути, в к-ром последовательно проводится мысль о том, что в опыте мы имеем дело не с реальностью, а с ее наименованиями, т.е. ментальными конструктами. Истинная же реальность не может быть описана и обозначена, она по своей природе несемиотична, недоступна для языкового выражения. Все описываемое не есть реальность, и все реальное не может быть выражено в языке и представлении. Как и в др. праджняпарамитских текстах, в «Алмазной сутре» присутствуют многочисл. повторы и ошеломляющие парадоксы, специально предназначенные для активного трансформирующего воздействия на психику воспринимающего ее человека. Примером такого парадокса может служить след. фрагмент диалога: «„Субхути, когда Будда проповедовал праджняпарамиту,  она тогда была не праджняпарамитой. Субхути, как ты думаешь, проповедовал ли Татхагата какую-нибудь Дхарму?“ Субхути сказал Будде: „Нет ничего, что проповедовал бы Татхагата“. — „Субхути, как ты думаешь, много ли пылинок в трех тысячах большой тысячи миров?“ Субхути сказал: „Чрезвычайно много, о Превосходнейший в мире“. — „Субхути, о всех пылинках Татхагата проповедовал как о непылинках. Это и называют пылинками. Так Приходящий проповедовал о мирах как о немирах. Это и называют мирами. Субхути, как ты думаешь, можно ли по тридцати двум телесным признакам (сань ши эр сян) распознать Татхагату?“ — „Нет, о Превосходнейший в мире, нельзя по тридцати двум телесным признакам распознать Татхагату. И по какой причине? Татхагата учил о тридцати двух признаках как о непризнаках. Это и называют тридцатью двумя признаками“».
 
В сутре утверждается также, что 1) бессущностна не только личность, но и образующие ее (равно как и всю сферу опыта) элементарные психофизич. состояния — дхармы (фа [1]). Именно представление о самосущей единичности, или элементе, является источником всех заблуждений и корнем сансарического (лунь хуй) существования, из к-рого проистекают прочие ложные идеи — о вечном «я», душе, субстанциальной личности и др.; 2) пребывание живых существ в сансаре иллюзорно. В действительности все живые существа являются буддами и изначально пребывают в нирване (непань). Только неведение порождает мираж сансарического существования. Эту истину постигает бодхисаттва (пуса), осознавая, что с т.зр. абс. истины спасать некого и не от чего. Вместе с тем — на уровне относительной истины — он стремится спасать эмпирически наличные живые существа. Для бодхисаттвы не существует представлений о «я», личности, душе и дхармах; 3) Будда не есть человеческое существо, пусть даже и совершенное в своей святости. Будда — синоним истинной реальности как она есть (бхутататхата, татхата, чжэнь жу), и глубоко заблуждается тот, кто думает опознать Будду по его физическим признакам; 4) истинная реальность постигается благодаря йогической интуиции, к-рая и есть праджняпарамита.
 
Литература:
Торчинов Е.А. О психологических аспектах учения праджняпарамиты (на примере «Ваджраччхедика-праджняпарамита-сутры») // Психологические аспекты буддизма. Новосиб., 1986, с. 47–69; он же. Введение в буддологию. М., 2000; он же. Философия буддизма Махаяны. СПб., 2002; Щербатской Ф.И. Избранные труды по буддизму. М., 1988.
 
По материалам Е.А. Торчинова
 
Источники:
Алмазная сутра / Пер. А.В.Бадмаева, В.П.Андросова. Элиста, 1993; Избр. сутры кит. буддизма / Пер. Д.В.Поповцева, К.Ю.Солонина, Е.А.Торчинова. СПб., 2000, с. 35 – 72; ConzeE. Vajracchedika Prajnaparamita. Roma, 1957; idem. The Short Prajnaparamita Texts. L., 1974.
 
Литература:
Андросов В.П. Будда Шакьямуни и индийский буддизм. М., 2001, указ.; Васильев В.[П.] Буддизм, его догматы, история и литература. Ч. 1. СПб., 1957, указ.; Судзуки Д.Т. Очерки о дзэн-буддизме. Ч. 1-3. СПб., 2002-2005, указ.
 
Сост. библ.: Кобзев А.И.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 690-691.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Император и его армия
Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.