Синология.Ру

Тематический раздел


Цзин-цзы

鏡子, зеркало. Китайское зеркало  – предмет, сделанный из бронзы, который представляет собой двухслойную металлическую конструкцию, состоящую из рефлектирующей и тыльной части, служившей пространством для орнаментации. Подавляющее большинство зеркал имеет круглую форму.
 
Зеркало занимает особое место в искусстве и культуре Китая. Его символика и функции намного превосходят его предметное значение как туалетной вещи или произведения декоративно-прикладного искусства. Оно постоянно фигурирует в китайских верованиях, обрядах и обычаях, наделяется в них способностью оживлять усопших, высвечивать истинную сущность природных явлений и живых тварей, очищать от скверны и отпугивать злые силы. Согласно даосским (дао-цзяо) религиозным представлениям, умершего можно воскресить, положив ему на грудь зеркало, а на горло - пилюлю бессмертия, и затем прижечь место вокруг пилюли сорванным на юго-восточной стороне стеблем полыни. Если поверхность зеркала обсыпать порошком из толченого жемчуга, то его лучи будут проникать сквозь стены; окурив его благовониями и омыв настоянной на нефрите водой, можно будет увидеть внутренние органы человека и животных. Китайцы верили, что зеркало есть лучшая защита от любой нечисти, т. к. в нем показывается истинный облик злых духов и оборотней. В качестве оберегов зеркала размещались на стенах комнат и даже подвешивались к краям крыш жилых зданий, дворцов и храмов. Особое отношение к зеркалу прослеживается и в буддийской традиции. Оно служило одним из принятых атрибутов иконографии буддийских персонажей, в первую очередь Бодхисаттвы милосердия Гуань-инь 觀音. Буддийским верованиям также свойственна убежденность в очистительные свойства зеркал. Они входили в число алтарных принадлежностей храмов и использовались для проведения обряда «очищения воды»: зеркало устанавливалось так, чтобы в нем отражалась скульптура Дянь-му 電母.
 
И, наконец, зеркало является олицетворением женского начала мира, супружеского счастья и плодородия. Начиная с VI в., оно входило в обязательный набор свадебных подарков, которыми обменивались новобрачные. Чуть позже этот обычай дополнился отдельной свадебной церемонией: жених и невеста, войдя в дом жениха, завязывали на «брачном» зеркале в один узел два красных шнура в знак добровольного соединения своих судеб. Существовал и другой близкий по смыслу обычай: в погребения супругов, скончавшихся в разное время, помещали половинки предварительно разломанного зеркала, по которым они должны были найти друг друга в загробном мире.
 
Популярность представлений о зеркале в культуре Китая полностью подтверждается археологическими материалами. С V-IV вв. до н.э. по XIV-XV вв. зеркала постоянно присутствуют в погребениях, нередко играя роль самостоятельного религиозно-ритуального предмета. Вначале зеркало было принято класть на грудь покойника, в IX-XIII вв.– подвешивать над гробом или в центре погребальной камеры. Этим объясняется массовость дошедших до нас артефактов. Так, только в коллекции Тайваньского исторического музея (г. Тайбэй) насчитывается более 200 образцов зеркал. В орнаментике зеркал использовались все основные образные ряды: от геометрических фигур и благопожелательных иероглифов до фигуративных изображений и развернутых сцен на религиозно-мифологические темы. Т.е. зеркала являются своего рода энциклопедией китайской художественной образности и духовной культуры.
 
По легенде, зеркало изобрел Хуан-ди 黃帝, Желтый император - мифологический родоначальник китайского этноса и основатель китайской государственности. Рассказывается, что для наблюдения за фазами луны он выплавил двенадцать гигантских бронзовых зеркал, которые обладали необыкновенным техническим совершенством: когда на них попадали прямые солнечные лучи, зеркала просвечивались насквозь. Как выяснилось, китайское зеркало, действительно, имеет очень древнее происхождение. Самым ранним известным сегодня его образцом является небольшая круглая пластина (дм 9 см), найденная в погребении энеолитической культуры Цицзя (Цицзя-вэньхуа  齊家文化, на территории совр. пров. Ганьсу) и датируемая XX в. до н.э. Она лежала на груди усопшего и была украшена на тыльной стороне семиконечной звездой и узором из диагональных линий.
 
В настоящее время известно лишь четыре зеркала II тыс. до н.э., все они были найдены в погребении Фу-хао 婦好, супруги царя У-дина 武丁(1250-1192 гг. до н.э.), правителя древнейшего китайского государства Шан-Инь 商殷 (XVII-XI вв. до н.э.). Их тыльная поверхность украшена геометрическими узорами, составленными из простейших элементов, образующих кольцевую или крестообразную композиции. Эти узоры на зеркалах заметно отличаются от декора современных им бронзовых сосудов.
 
Еще несколько зеркал найдены при раскопках памятников XI-VIII вв. до н.э., относящихся к начальным столетиям эпохи Чжоу (XI-III вв. до н.э.). Все находки  имеют миниатюрные размеры (наибольший дм 6,7 см), что указывает на их сугубо ритуальное назначение. В отличие от более древних зеркал, они вообще лишены декора, либо украшены зооморфными изображениями, выполненными в очень примитивной манере, которая в целом резко контрастирует с художественным уровнем современного им искусства. На одном из зеркал можно различить фигуры двух оскаленных тигров, оленя и птицы. Малочисленность артефактов и своеобразие их декора свидетельствуют о том, что на протяжении II тыс. – первой трети I тыс. до н.э. зеркала еще не вполне утвердились  в обиходе и погребальной обрядности китайцев.
 
Тем более примечателен всплеск популярности зеркал в период Чжань-го 戰國 (Сражающихся царств, V-III вв. до н.э.), сопровождаемый стремительным становлением зеркального производства. Уже к IV в. до н. э. сложилась целая сеть центров по выпуску зеркал, расположенных в самых разных районах Китая - в центральном (среднее течение р. Хуанхэ, совр. пров. Хэнань), восточном (Шаньдунский п-ов), юго-западном (пров. Сычуань). Особое развитие зеркальное производство получило в районах среднего течения р. Янцзы, в царстве Чу (Чу-го 楚國, XI-III в. до н.э.). Именно в период Чжань-го окончательно утвердились конструктивные параметры китайского зеркала и были разработаны основные принципы и способы его художественного оформления.
 
Первым шагом на пути совершенствования конструкции зеркала стала разработка деталей, позволявших удерживать его в фиксированном положении, что облегчало его использование. Вначале подвешивание было единственным способом крепления предмета: все зеркала V – нач. IV в. до н.э. снабжены маленькими рельефными петлями, размещенными в центре тыльной части или, реже, по ее краям. Затем их заменили сферические головки с просверленным отверстием, благодаря которым зеркало могли укреплять на подставке, типа штатива. Когда надобность в зеркале как туалетной принадлежности отпадала, его снимали со штатива и хранили в специальных футлярах или ларцах.
 
В V-IV веков до н.э. велись и настойчивые поиски совершенствования орнаментации зеркал. На первых порах узор распространялся на всю тыльную поверхность, чуть позже установились более строгие орнаментальные схемы. Центральная часть реверса зеркала стала выделяться с помощью гладких полей круглой или квадратной формы. По краям шли полосы-обода, превратившиеся в скором времени в заполненные узорами фризы. Хотя чжаньгоские зеркала по-прежнему имели небольшие размеры (дм 9-17 см), их декор отличался богатством мотивов и тонкостью проработки всех орнаментальных деталей. Только в чуском зеркальном производстве исполнялось 8 стандартных типов узора, каждый из которых мог воспроизводиться в различных вариациях.
 
Самым распространенным и вместе с тем специфическим орнаментальным мотивом является «горный узор» (сышань-вэнь 四山紋, «орнамент [из] четырех гор», составленный из рельефных фигур в виде иероглифа «гора», который внешне напоминает русскую букву «Ш». Чаще всего композицию образуют четыре таких фигуры, расположенные симметрично по сторонам от центра орнаментального поля зеркала. Этот композиционный вариант истолковывается в качестве символического изображения четырех из пяти «священных пиков» (у юэ), которые служили обозначениями основных сторон света, т. о. он наделяется важным космологическим и космографическим смыслом. В других вариантах узора изображаются пять или шесть «гор», расположенных в виде звезд на фоне узора, заполняющего всю оставшуюся поверхность, либо в окружении отдельных геометрических элементов.
 
Не менее популярными были: растительные орнаменты, в т. ч. «цветочные узоры» (хуа-вэнь 花紋)  и «узор цицаний» (цзяо-вэнь 茭紋, от названия сорта дикого риса), в которых обыгрывались стилизованных изображения цветов и побегов; «облачный узор» (юнь-вэнь 雲紋), образованный повторяющимися элементами-завитками; «узор цикад» (чань-вэнь 蟬紋), или «узор цикад и драконов» (чаньчи-вэнь 蟬螭紋), составленный спиральными фигурами; а также орнаменты, сочетающие зооморфно-фантазийные мотивы, стилизованные изображения птиц и фантастических существ, порой переходящих в геометрические фигуры.
 
В IV-III вв. до н.э. декор зеркала нередко выполнялся в технике инкрустации с использованием благородных металлов.
 
Процесс совершенствования художественного оформления зеркал и изобретения их новых технико-конструктивных видов продолжился в эпоху Хань (III в. до н.э. – III в. н.э.), когда зеркала стали украшать многофигурными сюжетными сценами. Например, зеркало (II в. до н.э., дм 18,4 см), найденное (1992 г.) в одном из погребений на юге страны, содержит художественную композицию, состоящую из 32 фигур людей, 4 тигров, 4 леопардов, 16 деревьев, 12 горных пиков, 4 драконов и черепахи, изображение которой помещено в центре. В I-II вв. зеркала отделывались изображениями божественных персонажей и эпиграфическим надписями (чаще всего в виде стихотворных строк) благопожелательного или охранительного содержания, сделанными в технике высокого рельефа. Известна надпись такого содержания: «пока способны видеть солнечный свет, будем помнить друг о друге» (дянь жи чжи гуан, чан жи сян ван  見日之光, 長日相忘). Эпиграфика могла существовать  в общем орнаментальном контексте или служить единственным декоративным элементом. Другим новым способом отделки являлась роспись лаковыми красками, располагавшаяся на тыльной поверхности зеркал.
 
В начальных столетиях н.э. были, видимо, изобретены три самых сложных в технико-конструктивном отношении вида китайских зеркал: «полихромные» - хуабэй-цзин 華背鏡, «акустические» и «волшебные». «Полихромные» зеркала имеют разноцветную тыльную сторону, «колорит» которой определялся технологией производства. Наиболее часто в нем сочетаются серовато-белый и темно-серый, переходящий в черный; зеленый и белый сероватого оттенка; зеленый, черный и белый тона. Эффект полихромии достигался с помощью введения в бронзовый сплав специальных добавок. Стандартный зеркальный сплав состоит из меди (тун  , до 74%), олова (си  , до 22%) и свинца (цянь , около 3,5%), благодаря чему готовые изделия обычно имеют характерный серебристый цвет. Введение в сплав других химических элементов способствовало изменению цвета всей вещи и возникновению полихромных сочетаний. Например, зеркала с вкраплениями белого цвета отличаются пониженным содержанием меди (59%) и высокими дозами олова (33%), алюминия (люй, 56%), кремния (гуй , 3,3%) и железа (те , 1%). Начало производства «полихромных» зеркал восходит, вероятно, к I-II вв. Установлено, что они активно выпускались до IX-X вв. в специальных мастерских, расположенных в различных регионах Китая, позднее секрет их изготовления был утрачен. «Акустическое» зеркало – конструкция с полым корпусом, внутри которого прикреплялись две механически соединенные, позднее – спаянные с одного конца тонкие металлические пластины. При встряхивании или резком повороте зеркала свободные концы пластин начинали вибрировать, издавая звенящий или жужжащий звук, который мог не утихать в течение нескольких часов. «Волшебное» зеркало относится к числу удивительнейших предметов, созданных человеком. Тыльная сторона таких зеркал обязательно украшена рельефными изображениями – орнаментом, фигуративными композициями, надписями или отдельными иероглифами, а лицевая - отлита из светлой бронзы и тщательно отполирована. При случайном освещении такое зеркало ничем не отличается от обычного. Однако если подставить его под яркий солнечный свет и направить отраженный зеркалом луч на неосвещенную стену, то в круге света проступает оборотная сторона, словно бронза чудесным образом стала прозрачной. По сообщению письменных источников, «волшебные» зеркала изготовлялись в V в. Но, скорее всего, они были изобретены на два-три столетия раньше. В дальнейшем способ их производства тоже был забыт. Уже китайские ученые X-XI вв. строили догадки по поводу технологических тайн древних мастеров. Единичные образцы «волшебных» зеркал уцелели до наших дней, т.к. они бережно хранились в семейных сокровищницах. В тридцатых годах XIX в. несколько зеркал попало в Европу, сразу же вызвав интерес европейского научного сообщества, которому понадобилось сто лет, чтобы открыть тайну «волшебных» зеркал при помощи теории английского физика У. Л. Брэгга, обнародованной в 1932 г.. Оказалось, что отражающая сторона зеркала с узором на тыльной стороне отливалась плоской, а специальная шлифовка делала ее выпуклой. В результате давления, вызванного шлифовкой и полировкой, тонкие участки поверхности зеркала изгибались сильнее, чем толстые. Дополнительное давление создавал и накладывающийся в последнюю очередь слой ртутной амальгамы. В конце концов, на участках, соответствующих изображениям на реверсе зеркал, образовывались вмятины, которые были настолько малы, что оставались незаметными для взгляда, но когда зеркало бросало на стену отраженный солнечный свет, в результате увеличения всего узора, возникал эффект его репродуцирования.
 
Дальнейшая история китайского зеркального производства уже не содержит в себе столь поразительных художественных или технико-конструктивных новаций. Внешний вид и декор зеркал лишь незначительно менялся под влиянием общих художественных и историко-культурных процессов. Так, в эпоху Тан (618-906) в моду вошли зеркала, отделанные в «арабо-персидском» стиле, выполненные в форме восьмигранника и с характерными для персидского искусства орнаментальными мотивами и сюжетами – изображениями львов, грифонов, виноградной лозы.
 
В X-XI вв. наметилась постепенная деградация китайского зеркального производства, в немалой степени обусловленная угасанием соответствующих религиозных и магических представлений. Зеркало все более отчетливо превращалось в утилитарную туалетную принадлежность, о чем свидетельствует снабжение его боковой ручкой. Вместе с тем, традиции декоративной отделки зеркал все еще сохранялись, благодаря чему создавались эффектные художественные композиции, в т. ч. сюжетные сцены, повторяющие живописные произведения. В XIII–ХVI вв. орнаментация зеркал упростилась, в ней чаще всего воспроизводились благопожелательные символы и образы, рисунок стал более мелким и дробным. В XV-XVI вв. в Китае появились стеклянные зеркала, которые в скором времени полностью вытеснили бронзовые.
 
Литература:
Купер Р., Купер Дж. Шедевры искусства Китая (Пер. с англ.). Минск, 1997; Лаврова М. Китайские зеркала ханьского времени // Материалы по этнографии. Т.IV, вып. 1. Л., 1927; Лубо-Лесниченко Е. И. Привозные зеркала Минусинской котловины. М., 1975; Научный гений Древнего Китая. История открытий и изобретений. Курьер ЮНЕСКО. Ноябрь 1988; Вэнь у (Культурное наследие, ж. Пекин). 1991, №5; 1997, № 2, 1998, № 8; Шанхай боугуань цзан тун цзин цзинци (Шедевры бронзовых зеркал из коллекции Шанхайского музея). Шанхай, 2005; From Neolithic Cultures to the T’ang Dynasty. Recent Discoveries // Arts of China. Vol.1.Tokyo, 1968; Lawton Th. Chinese Art of the Warring States Period. Change and Continuity. Washington, 1982; Lin D. Bronze Mirrors Reflect Ancient Times. Taipei, 1997; Scott H. The Golden Age of Chinese Art. The Lively T’ang Dynasty. Tokyo. 1970; Li Xueqin. The Wonder of Chinese Bronzes. Beijing, 1980.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. М.Л. Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. — М.: Вост. лит., 2006–. Т. 6 (дополнительный). Искусство / ред. М.Л. Титаренко и др. — 2010. — 1031 с. С. 767-770.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ
Дух даосизма и гуманитарная (жэнь-вэнь) этика



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.