Синология.Ру

Тематический раздел


Хуанфу Ми

Хуанфу Ши-ань. 215, Чаона обл. Аньдин (северо-запад совр. уезда Пинлян или Линтай пров. Ганьсу либо юго-восток уезда Гуюань Нинся-Хуэйского авт. р-на), – 282. Знаменитый автор первого медицинского канона об иглоукалывании и моксоприжигании (чжэнь-цзю), ученый и литератор, чья биография описана в династийной истории «Цзинь шу» («Книга [об эпохе Западной] Цзинь», 635 г.). Выходец из родовитой семьи, его прадед начальник военного приказа (тай-вэй 太尉) в эпоху Хань, Хуанфу Сун подавлял восстание Желтых повязок (хуан цзинь). Рано осиротел и провел бедное детство в семье младшего брата отца в Синьане (совр. уезд Шэнчи пров. Хэнань). В юности вел беспорядочный образ жизни, возможно, страдал психическим заболеванием и не проявлял рвения к учебе. Примерно в 20 лет прозрел и начал рьяно штудировать классику. Вскоре приобрел славу знатока канонов и успешного литератора, принял прозвище Сюань-янь 玄宴 сянь-шэн (господин Пиршествующий в уединении). В поэтической форме отказался от предложения цзиньского имп. У-ди (правл. 265-290) стать воспитателем наследника престола и был одарен повозкой книг. Сочинил множество стихов, од, гимнов и эссе («суждений» - лунь), составил «Ди ван ши цзи » («Века императоров и царей»), «Сюань-янь чунь цю» («Весны и осени Сюань-яня»), «Ле нюй чжуань» («Предания о выдающихся женщинах»), «И ши 逸士 чжуань» («Предания об отшельниках»), «Гао ши чжуань» («Предания о высоких мужах»), из которых сохранилась только последняя книга. В результате «книгомании» (шу инь 书淫) получил то ли ревматический артрит с несгибанием конечностей, то ли инсульт, повлекший за собой паралич пол. тела, что заставило его углубиться в медицинскую лит-ру и заняться самолечением. Активно употреблял неорганические снадобья как макробиотические средства и афродизиаки (см. Макробиотика, Эротология), из-за чего чуть было не скончался. Выздоровев, написал об их вредоносности «Хань ши сань лунь» 寒食散论 («Суждения о принимаемом холодным порошке [из пяти видов камней]»).
 
В конце жизни создал самый ранний обобщающий труд об иглоукалывании и моксаприжигании из 12 цзюаней и 128 глав – «Чжэнь цзю цзя и цзин» («Канон начал иглоукалывания и моксаприжигания», сокращенно «Цзя и цзин» - «Канон начал»; цзя и – два первых циклич. знака из 10 «небесных стволов» - тянь гань; см. Гань чжи), к-рый наряду со второй частью «Хуан-ди нэй цзина», «Лин шу» («Ось духа»), стал настольной кн. кит. врачей. В его основу легли три источника – первая часть «Хуан-ди нэй цзина» «Су вэнь» («Вопросы о простейшем» / «Исконные вопросы»), «Чжэнь цзин» («Канон иглоукалывания») и «Мин тан кун сюэ 孔穴 чжэнь цзю чжи яо» («Главное в лечении иглоукалыванием и моксаприжиганием по особым точкам и [схеме] Пресветлого престола»; см. Мин тан), поэтому изначально он назывался «Хуан-ди сань бу чжэнь цзю цзя и цзин» («Канон начал иглоукалывания и моксаприжигания из трех произведений Желтого императоара/первопредка»; см. Хуан-ди). Трактат состоит из двух разделов по шесть цзюаней. В начальном (цз. 1-6) впервые применен термин чжэнь-цзю и дана обширная систематика точек, каналов и сосудов. Подробно описаны 12 парных каналов, «тройной обогреватель» (сань цзяо) и «четыре океана» (сы хай): пупочная обл., желудок, сердце, мозг. Приведены назв. 664 точек и указаны способы акупунктурного воздействия на 349 из них. Описаны разл. типы игл для иглоукалывания и указано, что оно позволяет прочистить каналы для свободного тока пневмы (ци [1]). Даны основы пульсовой диагностики. Конечный раздел (цз. 7-12) посвящен клинической практике, разным видам патологии, болезням, вызываемым «ветрами» (фэн) и «пустотами/дефицитами» ([[Сюй|сюй), а также хирургии, гинекологии и педиатрии. В эпоху Тан конфуцианцы сделали «Чжэнь цзю цзя и цзин» официальным медицинским учебником. Затем он стал самым популярным медицинским трактатом в Японии и до сих пор продолжает оставаться необходимым компонентом обучения иглотерапии во всем мире. 
 
Источники:
Хуанфу Ми. Чжэнь цзю цзя и цзин (Канон начал иглоукалывания и прижигания). Пекин, 1984.
 
Литература:
Цзинь шу (Книга [об эпохе Западной] Цзинь) / Сост. Фан Сюань-лин и др. Кн. 1-12. Пекин, 1974, с. 1409-1418; Вогралик В.Г., Вязьменский Э.С. Очерки китайской медицины. М., 1961; Encyclopaedia of the History of Science, Technology, and Medicine in Non-western Cultures. Dordrecht; Boston; London, 1997; Lu Gweidjen, Needham J. Celestial Lancets. Cambridge, 1980.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. М.Л. Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. — М. : Вост. лит., 2006–. Т. 5. Наука, техническая и военная мысль, здравоохранение и образование / ред. М.Л. Титаренко и др. — 2009. — 1055 с. С. 887-888.

Авторы: ,
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ
Дух даосизма и гуманитарная (жэнь-вэнь) этика



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.