Синология.Ру

Тематический раздел


Хуан Дао-по

Хуан-по (Бабка Хуан), Хуан-му (Мать Хуан), Хуан нян-нян (Матушка Хуан), Хуан Дао сянь-по (Святая бабка Хуан Дао). В поздней китайской народной мифологии богиня — покровительница производителей хлопчатобумажных тканей. По традиции считается, что это обожествленная женщина, жившая в кон. XIII — нач. XIV в. Согласно преданию, она родилась в местности Уницзин недалеко от Шанхая и в 12 или 13 лет была продана в качестве будущей невестки в чужую семью. Не выдержав жестокого обращения со стороны свекрови, она сбежала и на корабле уплыла на остров Хайнань, где люди народа ли, искусные в изготовлении хлопчатобумажных тканей (там росло хлопковое дерево), научили ее ткать. Вскоре она стала знаменитой ткачихой. Когда торговый чиновник попросил ее продать сотканную ею ткань, чтобы поднести ко двору и прославиться, то она наотрез отказалась и прогнала чиновника. Через несколько дней староста изгнал ее, и она поселилась в другом месте на острове. Слава о ее искусстве дошла до нового старосты, он сам явился к ней и потребовал, чтобы она за три дня соткала самое красивое в мире одеяло, чтобы поднести его императору. Она выполнила поручение, и староста, получив красивейшее одеяло, остался очень доволен. На следующий день он приоделся и собрался в столицу, но оказалось, что прекрасное одеяло — просто большой кусок грубой материи. Хуан Дао-по выкрасила его такой краской, к-рая держится только один день. Разъяренный старейшина хотел схватить ее, но женщина бежала. Прожив более 30 лет на острове Хайнань, она вернулась на материк и научила китайцев сажать хлопковые деревья и ткать хлопчатобумажные ткани. Впоследствии она была обожествлена в качестве покровительницы производителей таких тканей. Ее особо почитали в р-не Шанхая, где процветало соответствующее производство, и возводили храмы в ее честь. В одних ее изображали в виде старухи, в других — в виде молодой девушки. В нек-рых храмах рядом помещали и ткацкий станок, причем ей приписывали его усовершенствование.
 
Литература:
Чжоу Цзун-лянь, Чжоу Цзун-синь, Ли Хуа-лин. Чжунго миньцзянь-ды шэнь (Народные божества Китая). Чанша, 1992, с. 334–335; Ли Цяо. Чжунго ханъе шэнь (Боги профессий в Китае). Тайбэй, 1996. Т. 1, с. 135–139.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 662-663.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ
Дух даосизма и гуманитарная (жэнь-вэнь) этика



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.