Синология.Ру

Тематический раздел


Хань Хуан

韓滉, Хань Тай-чун 韓太沖, прозвание Хань Цзинь-гун 韓晉公 (Хань, князь [владения] Цзинь). 723, г. Чанъань 長安 (совр. г. Сиань 西安, пров. Шэньси), 787. Государственный деятель, один из крупнейших художников эпохи Тан (618-906).
 
Хань Хуан происходил из именитого столичного чиновничьего семейства и сам сделал успешную карьеру. При императоре Дэ-цзуне 德宗 (780-805) он возглавил военное губернаторство Чжэньхай  鎮海 (в северной части совр. пров. Цзянсу), был возведен (785) в аристократический титул гун  (князь, герцог) и пожалован удельным владением Цзинь. По свидетельству письменных источников, в первую очередь, трактатов «Тан-чао мин хуа лу» 唐朝名畫錄 («Записи о прославленных картинах/живописцах династии Тан») Чжу Цзин-юаня  朱景元  (вар. Чжу Цзин-сюань 朱景玄, IX в.) и «Тухуа цзянь вэнь чжи»  圖畫見問志 («Записки о живописи: что видел и слышал») Го Жо-сюя 郭若虛 (XI в.), Хань Хуан, бывший самодеятельным художником, работал в различных жанрах и имел многочисленных учеников. В особую заслугу ему ставились правдивость и выразительность его произведений, а также интерес к повседневной жизни. Так, по словам Чжу Цзин-юаня, «в его картинах воплотилась сила самой жизни, его почерк откликался правде всех вещей. […]. Он умел рисовать сцены из деревенской жизни с простыми людьми и пахотными буйволами, живописуя в своих картинах все тонкости быта. Знатоки говорят, что рисовать ослов и быков труднее всего, даром, что видят их чаще всего. Князь Цзинь достиг непревзойденного совершенства в этом искусстве» (пер. В. В. Малявина).
 
Именно Хань Хуану, по мнению современных специалистов, принадлежит одно из самых значительных произведений танского анималистического жанра – картина «У нюй ту» 五牛圖 («Пять буйволов», 20,8х139 см, шелк, краски, копия XI-XII в. Музей Гугун, г. Пекин). Кроме того, в некоторых искусствоведческих работах ему приписывается картина «Чжаоебай ту» 照夜白圖 («[Конь по кличке] Сияние Ночи»), автором которой в традиции признается другой танский художник-анималист - Хань Гань.
 
«Пять буйволов» - поразительное по реалистичности и художественному мастерству произведение, сводящееся исключительно к изображению фигур животных. В центре помещен рисунок буйвола анфас – так, словно он смотрит в упор на зрителя. Фигуры четырех остальных буйволов, показанных в профиль в различных позах - как будто в движении, размещены с двух сторон от центра. Каждое животное имеет собственную масть, переданную естественно и удивительно правдоподобно.
 
В настоящее время Хань Хуану приписывается еще один свиток – «Вэнь юань» 文苑 («Сад словесности», 37,5х58,5 см, шелк, тушь, краски. Музей Гугун, г. Пекин), воспроизводящий ситуацию беседы четырех  чиновников, расположившихся под старой сосной. По набору образов и настроению эта картина во многом предвосхищает сцены «любования природой», получившие распространение в станковой живописи XII-XIII вв., в первую очередь, в творчестве Ли Тана, Ма Юаня и Ся Гуя.
 
Источники:
Го Жо-сюй. Записки о живописи: что видел и слышал / Пер. с кит. и коммент. К. Ф. Самосюк. М., 1978; Чжу Цзинсюань. Записи о прославленных живописцах династии Тан // Китайское искусство / Сост., пер., вступ. ст. и коммент. В. В. Малявина. М., 2004.
 
Литература:
Чжунго и хай (Море китайского искусства). Шанхай, 1994; Чжунго мэйшу да цыдянь (Энциклопедический словарь искусства Китая) / Под ред. Шэнь Жоу-цзяня, Шао Ло-яна. Шанхай, 2002; Чжунго мэйшу цюаньцзи. Хуйхуа бянь (Полное собрание произведений китайского искусства. Живопись). Т. 2. Пекин, 1986; Чжунго хуйхуа цюаньцзи (Полное собрание произведений китайской живописи). Т.1. Ханчжоу. 1997; Siren O. Chinese Painting. Leading Masters and Principles. Vol. 1,. L., 1958.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. М.Л. Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. — М.: Вост. лит., 2006–. Т. 6 (дополнительный). Искусство / ред. М.Л. Титаренко и др. — 2010. — 1031 с. С. 743.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ
Дух даосизма и гуманитарная (жэнь-вэнь) этика



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.