Синология.Ру

Тематический раздел


Фан Дун-мэй

方東美, Фан Сюнь, Thomé Fang, псевд. Дун-инь. 20.3.1899, Гунчэн пров. Аньхой, — 13.7.1976, Тайвань. Философ, исследователь кит. мысли, представитель нового конфуцианства. В 1918 поступил на гуманитарно-филос. ф-т Христианского миссионерского ун-та Цзиньлин в Нанкине. С 1920 принимал участие в студенческом движении, вступил в «Научное об-во молодого Китая» («Шаонянь Чжунго сюэхуй»), объявившее своей целью поставить науку на службу обновлению страны. Издал перевод кн. Мюррея «Эмпиризм», выступал с публикациями о науч. жизни за рубежом, филос. взглядах А. Бергсона, У. Джеймса, течении реализма. В 1921 отправился на учебу в США, в 1922 в ун-те Висконсина получил степень магистра за работу о «философии жизни» А. Бергсона. Продолжил обучение в ун-те Огайо, в 1924 в Висконсине защитил докт. дис. «Сравнительное исследование англо-амер. реализма».
 
В том же году вернулся в Китай, преподавал зап. философию в Учанском пед. ун-те, философию в Гос. ун-те Юго-Востока (Нанкин), в партшколе при ЦИК Гоминьдана, в 1929–1948 — проф. философии Центр. ун-та. В 1937 после начала Войны сопротивления Японии выступил с циклом лекций по радио, пропагандируя традиц. культурные ценности как морально-духовное оружие в борьбе с агрессором, в Чунцине прочел для Чан Кай-ши цикл лекций по философии (Гегель, Ван Ян-мин, «Чжоу и»). С 1948 — проф. филос. ф-та Тайваньского ун-та, в кон. 50-х гг. часто выезжал за рубеж для чтения лекций и участия в науч. конф., с 1973 преподавал в частном Ун-те Фужэнь.
 
В 30-х гг. в центре внимания Фан Дун-мэя были проблемы связи «жизненного чувства» (шэнмин циндяо) и эстетич. восприятия в культурах различных народов. Характеризуя основные типы культур, Фан Дун-мэй трактовал греч. культуру как «принимающую принцип» (ци ли), «основывающуюся на принципе и доказывающую истину», европ. — как культуру «возвышения могущества» (шан нэн), «погоняющую чувствами и впадающую в химеры», кит. — как культуру «утонченного непостижимого принципа» (мяо ли), к-рая, «сдерживая иллюзии, обращается к истине». Осн. компоненты греч. культуры — «дионисийское», «аполлоновское» и «олимпийское» начала (здесь очевидно влияние на Фан Дун-мэя ранней работы Ф. Ницше «Рождение трагедии»), европ. — Ренессанс, барокко и рококо, кит. — конфуцианство, даосизм и моизм (мо-цзя).
 
«Осн. дух» кит. философии Фан Дун-мэй обнаруживал в идее «И цзина» («Чжоу и») «добродетели, порождающей порождения» (шэн шэн чжи дэ; см. Дэ [1]), усматривая в ней идеал духовного творения и связанной с ним непрерывности культуры. Фан Дун-мэй симпатизировал ницшеанской идее «сверхчеловека», для него она воплощала преодоление недостатков трех культур и взаимосоединение их достоинств без разрушительного культурного нигилизма; эта идея, по Фан Дун-мэю, должна пробудить «разочарованное сознание» китайцев к смелому культурному творчеству. Фан Дун-мэй сближал философию с искусством, а проблему истины — с восприятием прекрасного, ставя перед философией задачу возвышения человека до сферы «одухотворенности-святости» (шэнь син; см. Шэнь [1]), считая тенденцию к всеобщей гармонии существен. признаком кит. философии.
 
В качестве общих черт кит. духовности Фан Дун-мэй выделял признание доброты человеч. природы (см. Син [1]) и единение человека и Неба (см. Тянь [1]). В исследовании раннего конфуцианства призывал не ограничиваться «Лунь юем», а следовать глубже — изучать тексты «Шу цзина» (гл. «Хун фань»), «Го юя» и «Цзо чжуани», ориентируясь в первую очередь на «И цзин» и комментарий к нему, где отражены творческо-динамич. стороны кит. филос. мысли. В послевоенный пер. Фан Дун-мэй уделял значительное внимание пропаганде кит. философии на Западе. Под влиянием популяризатора инд. мысли Радхакришнана в 1957 опубликовал на англ. яз. кн. «Кит. взгляд на жизнь», где осветил проблемы кит. метафизики, отчуждения человека, отношений человека и мира.
 
Источники:
Фан Дун-мэй. Шэн шэн чжи дэ (Добродетель, порождающая порождения). Сборник работ разных лет. Тайбэй, 1979; Fang T. The Chinese View of Life. Taiрei, 1980; id. () Chinese Philosophy: Its Spirit and Its Development. Taipei, 1981.
 
Литература:
Ло И-цзюнь. Ши чжэ — Фан Дун-мэй (Поэт-философ Фан Дун-мэй) // Пинь синь жу-цзя (О новом конфуцианстве). Шанхай, 1989; Лю Шу-сянь. Фан Дун-мэй сяньшэн чжэсюэ сысян гайлунь (Очерк философских идей г-на Фан Дун-мэя) // Там же; Фан Дун-мэй чжэсюэ (Философия Фан Дун-мэя). Тайбей, 1989; LiChenyang. Fang Dongmei: Philosophy of Life, Creativity, and Inclusiveness // Contemporary Chinese Philosophy / Ed. by Chung-ying Cheng and N.Bunnin. Malden, Oxf., 2002, p. 263 – 280.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 461-462.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Император и его армия
Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.