Синология.Ру

Тематический раздел


Фа хуа сань бу цзин

«Три сутры о цветке Дхармы». Важнейший свод канонических текстов буддизма махаяны (да шэн), состоящий из «Сутры о бесчисленных значениях» («У-лян и цзин»),  «Сутры о цветке лотоса чудесной Дхармы» («Мяо фа лянь хуа цзин») и «Сутры о постижении деяний и Дхармы бодхисаттвы Всеобъемлющая Мудрость/Самантабхадра» («Гуанъ Пу-сянь пуса син фа цзин», см. Пу-сянь).
 
«Сутра о бесчисленных значениях» считается «открывающей сутрой» (кай цзин) и упоминается в самом старом из сохранившихся кит. каталогов сутр «Чу Сань цзан цзи цзи» («Собрание сведений о переводах Трипитаки», 505-515), составленном монахом Сэн-ю (445–518). Согласно этому каталогу, «открывающую» сутру перевел на кит. яз. инд. миссионер Дхармаджатаяшас во 2-й пол. V в. В 481 Дхармаджатаяшас передал переведенную им сутру монаху Хуй-бяо. Монах Лю-цзю (438–495), комментатор буд. текстов, получивший в 485 от Хуй-бяо текст сутры, пришел к выводу, что это как раз та самая сутра, о к-рой упоминается в гл. 1 «Сутры о цветке лотоса чудесной Дхармы».
 
В «Сутре о бесчисленных значениях» утверждается, что единая, универс. истина может иметь неисчислимое количество выражений, т.е. Будда проповедует различным категориям живых существ «по-разному». В «открывающей» сутре перечисляются качества, необходимых для адекватного восприятия «сокровенных» истин буд. учения, а также достоинства, к-рыми обладает эта сутра, и блага, обретаемые теми, кто будет следовать сказанному в ней.
 
«Сутра о постижении деяний и дхармы бодхисаттвы Всеобъемлющая Мудрость/Самантабхадры» считается «заключающей» (цзе цзин). В каталоге Сэн-ю сказано, что на кит. яз. ее перевел после 424 инд. миссионер Дхармамитра (Таньмомидо, 356–442). В каталог сутр «Кай-юань ши-цзяо лу» («Записи о буддийском учении [годов] Кай-юань»), составленный монахом Чжи-шэном в 730, включены еще два несохранившихся перевода этой сутры — Гитамитры (Цидоми 祇多蜜, Гэ-ю 謌友, 317–420) и Кумарадживы. В «заключающей» сутре говорится о том, каким образом освободиться от зол, обретаемых человеком из-за деятельности его пяти органов чувств и ментального органа.
 
«Открывающая» и «закрывающая» сутры имеются лишь в кит. версиях; их санскр. тексты неизвестны. Переводов на др. яз., кроме китайского, не сохранилось. Нек-рые ученые (в частности, япон. буддолог У. Огихара) высказывали предположение, что обе эти сутры были созданы в Китае и изначально на кит. яз. в V в. Весь свод переведен на рус. яз. А.Н.Игнатовичем в 1988.
 
Источники:
ТСД. Т. 9. Токио, 1924; Хоккэ кё (Сутра о цветке Дхармы) / Пер. и примеч. Ё. Тамура, К. Фудзии // Буттэн кодза (Лекции о буддийских книгах). Вып. 7. Т. 1–2. Токио. 1988–1992; Мёхо рэнгэ кё нараби кайкэцу (Сутра о цветке лотоса чудесной Дхармы, а также «открывающая» и «заключающая» [сутры]). Киото, 1994; Хоккэ кё (Сутра о цветке Дхармы) / Пер. и примеч. Ю. Сакамото, Ю. Ивамото. Т. 1–3. Токио, 1993–1994; Сутра о бесчисленных значениях. Сутра о цветке лотоса чудесной дхармы. Сутра о постижений деяний и дхармы бодхисаттвы Всеобъемлющая Мудрость / Пер., коммент. и подгот. изд. А.Н. Игнатовича. М., 1998; Myoho-renge-kyo. The Sutra of the Lotus Flower of the Wonderful Law / Tr. by Bunno Kato. Rev. by W.E. Soothill and W. Schiffer. Tokyo, 1971; The Sutra of the Lotus Flower of the Wonderful Law / Tr. by Murano Senchu. Tokyo, 1974; The Lotus Sutra: The White Lotus of the Marvelous Law / Tr. by Tsugunari Kubo and Akira Yuyaina. Tokyo, 1991; The Lotus Sutra / Tr. by Burton Watson. N.Y., 1993; Le Sutra du Lotus. Suivi du Livre des sens innombrables et du Livre de la contemplation de Sage-Universel / Tr. du chinois par J.-N. Robert. P., 1997.
 
Литература:
Алексеев В.М. Китайская литература. Избранные труды. М., 1978; Андросов В.П. Нагарджуна и его учение. М., 1990; Игнатович А.Н. Буддизм в Японии. Очерк ранней истории. М., 1987; Eliot Ch. Hinduism and Buddhism. A historical sketch. Vol. II. L., 1957.
 
По материалам А.Н. Игнатовича
 
Источники:
Хуэй-цзяо. Жизнеописания достойных монахов/ Пер. М.Е.Ермакова. Т.1. М., 1991, указ.
 
Литература:
Рукописная книга в культуре народов Востока. Кн. 2. М., 1988, указ.
 
Сост. библ.: Кобзев А.И.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 643-644.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ
Дух даосизма и гуманитарная (жэнь-вэнь) этика



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.