Синология.Ру

Тематический раздел


У юнь

五蘊 (санскр. панча-скандха), досл. «пять куч», «пять скоплений» (др. названия: у инь, у чжун). Одна из важнейших категорий учения буддизма о психич. деятельности. Отрицая существование единой, субстанциальной индивид. души, буддизм рассматривает личность как структурно упорядоченную комбинацию дхарм (см. Фа [1], разд. 2), распределяющихся по пяти осн. группам (скандха, юнь [2]). Совокупность пяти скандх создает, по буд. представлениям, эмпирич. личность. В учении хинаяны, трактующем «человеческое „я“» (найратмья, жэнь во) как иллюзорное временное соединение скандх, этот постулат воплотился в тезисе о «человеческом „не-я“» (пудгала найратмья, жэнь у во; см. У во). Доктрина махаяны отрицала бытийную реальность не только «человеческого „я“», но и самих у юнь, что выразилось в концепции «дхарменного „не-я“» (дхарма-найратмья, фа у во). Пять скандх делились на относящуюся к «материальному» первую скандху (рупа, сэ), и остальные четыре, относящиеся к «психическому» (нама, мин [2], синь [1]). Первая скандха состоит из «четырех великих первостихий» (махабхута, сы да): земли, воды, огня и ветра, формирующих человека и материальный мир. Вторая (ведана, шо у) — «ощущение» — обусловливает способность ощущать приятное, неприятное и нейтральное. Третья (самджня, сян [1]) — «[способность к созданию] образов» — определяет возможность различения и продуцирования чувств и представлений. Четвертая (самскара, син [3]) — «действование» — реализует потенции направленной на образование и изменение психич. и материальных явлений кармич. (см. Е [1]) деятельности, субъект к-рой характеризуется постоянной изменчивостью. Пятая (виджняна, ши [4]) — «сознание» — функция психики, сводящая воедино способность к формированию представлений и «действование», дающая мысленную оценку, собирающая и сохраняющая опыт (см. [Ба ши|Ба ши]]).
 
Доктрина у юнь, характерная для всех направлений кит. буддизма, оказала значит. влияние на развитие учений о психич. деятельности и познании в средневек. Китае.
 
Литература:
Игнатович А.Н. Буддизм в Японии. Очерк ранней истории. М., 1987, с212, 278–279; Лепехов С.Ю. Психологические проблемы в «Хридаясутре» // Психологические аспекты буддизма. Новосиб., 1986; Розенберг О.О. Проблемы буддийской философии. Пг., 1918; он же. Труды по буддизму. М., 1991.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 458-459.

Авторы: ,
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Император и его армия
Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.