Синология.Ру

Тематический раздел


У шэн

五聖 Пять мудрых. Сведения о Пяти мудрых имеются в «Чун цзэн соу шэнь цзи» («Дополненные записки о духах»; см. «Соу шэнь цзи»). Там сказано, что в кон. IX в., в правление танского императора Си-цзуна (874–888) горожанин по имени Ван Юй однажды вечером заметил в своем саду пламя, озарявшее небо, и, отправившись посмотреть, увидел, как с неба спустились пять духов, к-рые крикнули ему: «По повелению Неба мы должны кормиться от той местности, жителей которой мы охраняем и посылаем им счастье». Юй отвечал: «Слушаю». После этого духи вознеслись на небо. На след. день горожане, избрав место, построили храм, вылепили их изображения и стали совершать жертвоприношения духам, к-рых они назвали у тун (Пять прозорливых). При сунском императоре Хуй-цзуне (1101–1125) эти духи были произведены в маркизы, а позже — в князья. Особенно их чествовали при дин. Мин (1368–1644).
 
По др. версии, первый император дин. Мин после вступления на престол в 1368 г. однажды увидел во сне десятки тыс. солдат, к-рые, расположившись рядами и кланяясь ему, просили милостей. Тогда император повелел жителям Цзяннани устроить маленькие храмики в 11/2 фута и в них совершать жертвоприношения. Они известны в народе как «храмики Пяти прозорливых» (наваждению этих духов приписывался мор кур и свиней в курятниках и хлевах). При дин. Цин (1644–1911) они, по распоряжению правительства, подвергались разрушению, однако полностью истреблены не были и сохранились в деревнях.
 
В начале дин. Цин правительство пыталось искоренить обычай чествования у шэн как развращающий нравы и подрывающий благосостояние народа. С особенной энергией восстал против него известный гос. деятель и ученый Тан Бин, губернатор Нанкина; в своем знаменитом докладе по поводу роскоши и разврата, царивших в пров. Цзянсу, он сообщал, что в 40 ли от Сучжоу находится гора Лэнцзя (Шанфан), к-рая столетиями является местом сбора приверженцев культа у шэн, к-рый, по его мнению, в высшей степени расшатывает народную нравственность и истощает народные средства.
 
Источники:
Попов П.С. Китайский пантеон. Т. VI. СПб., 1907, с. 45–50.
 
Литература:
Чжунго гэ миньцзу цзунцзяо юй шэньхуа да цыдянь (Большой словарь религий и мифов народов Китая). Пекин, 1993, с. 237; Werner E.T.C. A Dictionary of Chinese Mythology. Shanghai, 1932, p. 574.
 
По материалам П.С. Попова

Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 636-637.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Император и его армия
Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.