Синология.Ру

Тематический раздел


У мэнь гуань

«Застава без ворот», «Безвратный проход» (яп. «Мумонкан») – второй после «Би янь лу» важнейший сборник коанов (гун-ань) буд. школы чань-цзун (см. также чань-сюэ, чань школа), по мнению видного специалиста Г.Дюмулена, являющийся самым совершенным из таковых. Он меньше предшествующих сводов в 100 «образцов» (цзэ [1]), или «примеров» (ли [12]), в переводной литературе – «случаев», охватывая «48 образцов просветления будд и патриархов».
 
Его составил У-мэнь Хуй-кай (1183 – 1260), принадлежавший к школе линьцзи-цзун в традиции янци, восходящей к Ян-ци Фан-хую (992 – 1049) и У-цзу Фа-яню (1024? – 1104), но связанный с ней не по основной линии преемства, а через неизвестного Юэ-ань Шань-го, упомянутого в «У мэнь гуань» (цзэ № 8), и Юэ-линь Ши-гуаня (1143 – 1217). У-мэнь Хуй-кай при жизни был широко известен, принимался при дворе сунского имп. Ли-цзуна (прав. 1225 – 1264), где читал проповеди и произносил магические заклинания для воздействия на природные стихии, за что был пожалован титулом Чаньский наставник Глаза Будды. Согласно авторскому предисловию к «У мэнь гуань», в 1228 он возглавил монашескую общину в монастыре Драконьего полета (Лунсян-сы) в Дунцзя и записал использовавшиеся для наставления коаны, почерпнутые из различных источников и наполненные многими персонажами разных эпох и стран (от Будды Шакьямуни до современников У-мэнь Хуй-кая). Расположив их в свободном порядке, придал основному тексту каждого «образца» название из четырех иероглифов, собственный комментарий и завершающее стихотворение.
 
Позиция У-мэнь Хуй-кая демонстративно парадоксальная. В послесловии он сравнил мудрые изречения Будды и патриархов с исповедями преступников и, объясняя заглавие сборника, сослался на слова чаньского наставника Сюань-ша Ши-бэя (835/7 – 908): «Отсутствие врат – врата спасения/освобождения», к-рые представлялись насмешкой над популярными в то время средствами спасения/освобождения, называемыми «вратами» (мэнь). Таким образом в оксюморонном заглавии сборника заключены как минимум три смысла: 1) Пограничная застава (духовного контроля), не имеющая внешнего выражения (врат), 2) Открытый проход (к спасению/освобождению), 3) Проверочный пост Безвратного (У-мэня). Известный переводчик и интерпретатор этого памятника Р.Х.Блайс (R.H.Blyth, 1966), сопоставив с «Подражанием Христу» Фомы Кемпийского (1380 – 1471), назвал его «Подражанием чаньским/дзэнским святым». «У мэнь гуань» был издан в 1229 и вскоре, через 18 лет, переиздан. Современник У-мэнь Хуй-кая, ученый и чиновник Ань-вань (Чжэн Цин-чжи 郑清之, 1176 – 1251) в 1246 предложил дополнить сборник 49-ым «образцом», к-рый как приложение входит в классич. издания. По-видимому, не последнюю роль тут сыграло важное нумерологическое число «49», фигурирующее, в частности, в мантической практике «Чжоу и» (см. Традиция предсказаний и «Канон перемен»). По данным Р.Х.Блайса уже примерно через столетие в Японии увидели свет комментарии к «Мумонкану» Сэйсэцу Сётё, прибывшего из Китая в 1326 и вернувшегося туда в 1339. В 1554 появилось его первое яп. издание, за к-рым последовали публикации текста в 1632 и 1752 и комментариев к нему в 1637, 1648 и 1650. Затем «Мумонкан», завоевавший в Японии особую популярность, был включен в яп. аналог Трипитаки (Сань цзан – «Три корзины/сокровищницы») – «Дайдзокё» («Да цзан цзин» - «Великая сокровищница канонов»). В связи с широким распространением чань/дзэн на Западе неоднократно переводился на европ. языки: англ. (R.H.Blyth; N.Senzaki & P.Reps; Ogata Sohaku; Sekida Katsuki; Yamada Koun; Shibayama Zenkei), нем. (W.Liebental; H.Dumoulin) и рус. (Р.Х.Блайс/А.Мищенко).
 
Источники:
ТСД. Т. 48 (№ 2005). Токио, 1968; Тэцугю Бан. Гэндай Мумонкан (Современная «Застава без ворот»). Токио, 1980; Мумонкан. «Застава без ворот» / Пер. с коммент. Р.Х.Блайса/А.Мищенко. СПб., 2000; Senzaki N.& Reps P. Zen Flesh, Zen Bones. Tokyo, 1957; Ogata Sohaku. Zen for the West. L., 1959, p. 79 – 134; Shibayama Zenkei. Zen Comments on Mumankan. N.Y., 1974; Dumoulin H. Die Schranke ohne Tor. Meister Wu-men`s Sammlung der achtundvierzig Koan. Mainz, 1975; Blyth R.H. Zen and Zen Classics. Vol. 4. Tokyo, 1978; Yamada Koun. Gateless Gate. Los Angeles, 1979; Katsuki Sekida. Two Zen Classics. Shambhala Publications, 2005.
 
Литература:
Главева Д.Г. Традиционная японская культура: Специфика мировосприятия. М., 2003; Дюмулен Г. История дзэн-буддизма. Индия и Китай. СПб., 1994, с. 268 – 269 и др.; Мир дзэн. СПб., 2007; Миура Иссю, Сасаки Р.Ф. Коаны дзэн. СПб., 2006; Нестеркин С.П. Некоторые философско-психологические аспекты чаньских гунъань // Философские вопросы буддизма. Новосиб., 1984, с. 72–80; Судзуки Д.Т. Очерки о дзэн-буддизме. Ч. 2. СПб., 2004, с. 283 – 287; Miura Isshu & Sasaki R.F. Zen Dust: The History of the Koan and Koan Study in Rinzai Zen. N.Y., 1966.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 626-627.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ
Дух даосизма и гуманитарная (жэнь-вэнь) этика



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.