Синология.Ру

Тематический раздел


Три взгляда на И цзин Янь Фу, Чжан Тайяня и Хан Синьчжая

 
 
Выдающийся китайский ученый и общественный деятель конца XIX – начала XX в. Янь Фу (1854–1921) утверждал, что главным содержанием И цзина является логика. Он усмотрел формулировку логического метода дедукции в следующей, данной Сыма Цянем характеристике И цзина: «И [цзин], основываясь на потаенном, переходит к явному (易本隐而之顯  И бэнь инь эр чжи сянь)». Дедукция – это переход от общих суждений к частным выводам. Кроме того, Янь Фу опознал формулировку логического метода индукции в данной Сыма Цянем характеристике Чуньцю: «Чуньцю, продвигая наблюдаемое, достигает потаенного (春秋推見至隐 Чуньцю туй цзянь чжи инь)» (см. [1, с. 63]). Индукция – это переход от частного к общему.
 
Интересно, что другой знаменитый современник Янь Фу также обращался к вышеупомянутым формулировкам Сыма Цяня с позиции современной ему западной науки. В результате он пришел к выводам, несколько отличным от утверждений Янь Фу. Будучи выдающимся исследователем китайской литературной классики, ученый и публицист Чжан Тайянь (1869–1936) разделял распространенный взгляд на шесть канонов, как на летописи (六經毕史也  лю цзин цзе ши е). Он отмечал: «Только И цзин на первый взгляд как будто бы не имеет ничего общего с летописями, однако в действительности он все же является летописью» [2, с. 18–19]. Чжан Тайянь писал: «Тайшигун (придворный историограф, т.е. Сыма Цянь. – Н.А.) говорил: „И [цзин], основываясь на потаенном, переходит к явному. Чуньцю, продвигая наблюдаемое, достигает потаенного“. Расскрывая эту мысль, можно сказать, что Чуньцю – это перечисление фактов, внутри [себя] содержащее похвалу или порицание (т.е. их оценку. – Н.А.). И цзин, наоборот, схож с современной социологией: с одной стороны, исследуя древние события, [извлекают] некоторые [общие] принципы, с другой – [прилагают] к настоящему и [используют] для предвидения будущего. Проще говоря, Чуньцю является явной  летописью,  а И цзин является [книгой], таящей [в себе] самое ценное – квинтессенцию [истории]» [2, с. 18–19]. И далее: «И [цзин], по видимости являясь философским произведением, представляет собой древнюю социологию» [2, с. 30].
 
Чжан Тайянь, анализируя начальную последовательность гексаграмм (с третьей по тринадцатую), усмотрел в них этапы социального эволюционного процесса. Он утверждал, что гексаграмма № 3 Чжунь отразила состояние человеческого общества на первоначальном этапе развития. Это период дикости, когда люди и животные еще не разделились. В период развития, предшествующий гексаграмме № 4 Мэн, начал зарождаться этикет. В это же время появилась и торговля. Поэтому афоризм к третьей черте гексаграммы Мэн гласит: «Увидит мужа со златом, не соблюдет себя». В период развития, предшествующий гексаграмме № 5 Сюй, земледелие уже расцвело. Поэтому начались конфликты из-за пахотных земель, что привело к спорам и тяжбам, подразумеваемым гексаграммой № 6 Сун. Эти конфликты часто перерастали в военные столкновения – об этом говорит следующая за Сун гексаграмма № 7 Ши (Войско). Военные действия приводят к сближениям и заключению союзов. Отсюда появилась гексаграмма № 8 Би (Сближение). Сближаются, чтобы накопить силы – это гексаграмма № 9 Сяо чу (Малое взращивание). Устанавливается законный порядок, и появляются городские стены. Возникают царские династии, и утверждается царский престол (гексаграмма № 10 Люй). Чередование Расцвета (гексаграмма № 11 Тай) и Упадка (гексаграмма № 12 Пи) является естественной неизбежностью. Поэтому нужно объединяться не только со своими родными (о чем говорит афоризм ко второй черте гексаграммы № 13  Тун жэнь (Единение с другими), но и с остальными людьми, о чем говорят афоризмы к начальной и верхней чертам этой гексаграммы. Согласно Чжан Тайяню, речь здесь идет о выравнивании социальных различий между людьми, чем достигается «единение воль в Поднебесной» [3, с. 12–13].
 
Глубокий исследователь И цзина Хан Синьчжай (1869–1924) разделял с Чжан Тайянем его эволюционистское видение древнего памятника. Он охарактеризовал И цзин как «книгу по эволюции» (易者進化之書也 И чжэ цзиньхуа чжи шу е) [4, т.1, с. 341]. Излагая свое понимание эволюции, Хан Синьчжай писал: «Что такое эволюция? В соответствии со временем изменяться, чтобы следовать дао» [4, т.1, с. 341]. В пояснение он цитирует Сицы чжуань: «[Когда нечто] исчерпывается, тогда [оно]  изменяется,  [когда оно] изменяется, тогда [процесс изменения] протекает беспрепятственно, [когда процесс изменения] протекает беспрепятственно, тогда [это нечто] становится долговечным» (窮則變. 變則通. 通則久 цюн цзэ бянь бянь цзэ тун тун цзэ цзю)[1] [5, с. 310].  Далее Хан Синьчжай рассказывает о повсеместности и незаметности эволюционных изменений. Обычные люди их не замечают, но они фиксируются в письменной истории. В то же время: «В мире нет истории древнее, чем история  Китая. А из китайских книг нет [книги] древнее, чем И цзин. Обратившись к тринадцати гексаграммам, которые брались за образцы при создании орудий, [мы видим, что] от кочевничества и скотоводства [люди] перешли к земледелию и торговле. От пещер и нор перешли к жилищам и дворцам. От захоронения в полях перешли к погребению в гробах и саркофагах. От узелкового письма перешли к письменности. [Все это является] следами эволюции глубокой древности. К счастью, эти следы очень отчетливо прослеживаются» [4, т. 1, с. 341].
 
Опираясь на понимание эволюции, заимствованное им из Сицы чжуани, Хан Синьчжай следующим образом описывал поступательный ход исторического процесса: «[Принцип] И [цзина таков, что когда нечто] исчерпывается, тогда [оно] изменяется, [когда оно] изменяется, тогда [процесс изменения] протекает беспрепятственно, [когда процесс изменения] протекает беспрепятственно, тогда [это нечто] становится долговечным… Хуан-ди, Яо, Шунь проложили [дорогу] этим [изменениям] так, чтобы народ не утомлялся. Одухотворили и преобразовали их, чтобы народ следовал им. По-видимому, люди склонны к пресыщению, поэтому им нравится новое. [Они] пресыщаются, тогда утомляются, утомляются, тогда [их] дух ослабевает. Так, что все дела проваливаются в никуда. Это образ [гексаграммы] Гу (Порча). Поэтому благородный муж, посредством пробуждения народа и воспитания [в нем] добродетели, меняет и преобразует это (данное положение вещей. – Н.А.). [Гексаграмма] Гу превращается в [гексаграмму] Суй (Следование). Тогда [проявляются качества] изначальности и проникновения, и Поднебесная упорядочивается. [Гексаграмме] Суй [присущи качества] изначальности, проникновения, благоприятности, стойкости, а Поднебесная [как раз] пребывает в эпохе Суй. Смысл эпохи Суй велик!» [4, т. 1, с. 43–44].
 
Эволюционная трактовка И цзина довольно обычна у современных китайских ученых (см. например [7, т. 2, с. 45]). Логическое истолкование И цзина –   также нередкость (см., например, [8, с. 1–2]).
 
Литература
1. Крушинский А.А.  Творчество Янь Фу и проблема перевода. М., 1989.
2. Чжан Тайянь. Госюэ гайлунь (Общий обзор отечественной науки). Шанхай, 1997.
3. Ян Цинчжун. Эр ши шицзи чжунго исюэ ши (История китайской ицзинистики в XX веке). Пекин, 2000.
4. Хан Синьчжай. Исюэ би тань. Госюэ цзи яо (Заметки по ицзинистике). Тайбэй, 1967–1968.
5. The Text of Yi King (and its Appendices). Chinese Original with English Translation by Sung Z.D. Shanghai, 1935.
6. Лукьянов А.Е. Дао «Книги Перемен». М., 1993.
7. Нань Хуайцзинь. «И цзин Сицы чжуань» бе цзян (Новый курс лекций по ицзиновской «Сицы чжуани»). Тайбэй, 1998.
8. Чжоу Шань. «Чжоу И» вэньхуа лунь (Обсуждение культуры, [основанной на] «Чжоу И»). Шанхай, 1994.
 
Ст. опубл.: Общество и государство в Китае: XXXII научная конференция / Ин-т востоковедения; Сост. и отв. ред. Н.П. Свистунова. – М.: Вост. лит.,  2002. – 366 с. С. 170-173.


  1. Несколько иначе выглядит данное место у А.Е. Лукьянова: «Когда Перемены достигают предела, то совершается круг метаморфоз. Когда совершается круг метаморфоз, то начинается циклическое повторение. Когда начинается циклическое повторение, то наступает вечность»[6, с. 217]. Представляется, что литературное благозвучие достигается здесь ценою заметного отступления от текста оригинала. Кроме того, предложенное А.Е. Лукьяновым понимание описываемого в Сицы чжуани процесса, как циклического повторения, исключает возможность эволюционистского прочтения данного фрагмента, поскольку эволюция предполагает линейное, а не циклическое развитие.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ
Дух даосизма и гуманитарная (жэнь-вэнь) этика



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.